В Москве:  02:37, 17 марта 2025, пн

Станет ли «Женева-2» мирной конференцией, которая определит основы нового мироустройства?

23 января 2014  20:29 Отправить по email
Печать

В швейцарском городе Монтрё открылась конференция по Сирии «Женева-2». Разумеется, пока рано делать далекоидущие прогнозы по конкретным результатам данной конференции, так как еще не до конца известно, насколько участники этого мероприятия, особенно, стороны самого сирийского конфликта готовы идти к решению проблемы и прийти к разумному компромиссу по важнейшим вопросам повестки дня, итогом чего может стать долгожданный мир на сирийской земли. При этом нельзя исключать, что это может стать «несчастным компромиссом» (Гарольд Николсон), результатом которого станет «не мир, а перемирие на 20 лет» (Фердинанд Фош).

Ни для кого не является большим секретом, что нынешняя конференция (речь о обо всем Женевском процессе, начавшемся еще в 2012 году и который, вполне вероятно, не завершится «Женевой -2») хоть и называется мирной конференцией по Сирии, не исключено, что ей придется решить вопросы, связанные не только с этой страной, но и со всем регионом Большого Ближнего Востока. В этом плане было бы уместно провести историческую аналогию с серией мирных конференций, проходивших по итогам Первой Мировой войны, начиная от Версальской (1919-1920), Севрской (1920), Лозаннской (1923), логическим продолжением которых стала Мирная конференция в том же Монтрё в 1936 году.

Какие выводы можно сделать на основе такой аналогии? Это – во-первых, то, что у мирового сообщества есть хороший опыт в проведении таких мероприятий, результаты которых в недавней истории человечества уже обеспечивали, хоть и не постоянный мир «на все времена», но, по меньшей мере, останавливали разрушительные войны. Во-вторых, что немаловажно, есть все основания полагать, что на этот раз основные игроки мировой политики пойдут иным путем и постараются заложить основы более крепкого и долгосрочного мира в регионе, не повторяя ошибки и просчеты своих предшественников, которые остановив кровопролитие «сегодня», закладывали основы кровопролития «завтрашнего дня». В-третьих, как уже нами было отмечено выше, есть все основания предполагать, что данная конференция и по масштабу обсуждаемых вопросов, и по своим итогам, в ожидании которых находится добрая половина человечества не будет «одноразовым» мероприятием, а станет долгосрочной мирной конференцией, которая всесторонне обсудит все основные проблемы данного региона и прилегающих к нему других государств, уже вовлеченных в разрушительные процессы или же находящихся в «режиме ожидания» своей очереди, и решит их проблемы.

Логика «жанра» такова, что даже если конференция сможет достигнуть компромисса по главным вопросам сирийской проблемы, всё же без решения проблем всего региона, данный компромисс может стать временным и привести к еще более масштабным нежелательным для мирового сообщества последствиям. В результате мир не станет свидетелем установления долгосрочного мира в регионе Большого Ближнего Востока. В этом смысле конференции предстоит обсуждать проблемы соседних с Сирией государств и не только. Если судить по количеству государств, так или иначе вовлечённых в Сирийский конфликт, то, как можно добиться мира в самой Сирии, не решив при этом проблемы государств от Саудовской Аравии до Азербайджанской Республики, граждане которых ныне тоже воюют в рядах террористов на территории Сирии?

Проблемы Сирии, как внутренние, так и внешние, долгое время замораживаемые, но в итоге все равно приведшие к продолжительному кровопролитию, имеют место быть не только в этой стране, но и во многих других государствах региона. В свете сказанного, конференция должна ответить на еще один немаловажный вопрос: должны ли в обязательном порядке каждая страна и каждый народ региона пройти «сирийский ад», чтобы их голос был услышан мировым сообществом? Ведь конфликт в Сирии вовсе не заключается в простом желании некоторых внутренних сил, недовольных политикой нынешних властей страны, изменить политический режим государства, и не является результатом исключительно закулисной борьбы известных внешних сил, стремящихся изменить соотношение сил в регионе в свою пользу. Данный конфликт имеет глубокие предпосылки внутреннего характера в самой Сирии, власти которой многие годы игнорировали права и свободы этнических и религиозных групп своего полиэтничного и многоконфессионального государства. Достаточно долгая внутрисирийская война различных народов и конфессий друг против друга является ярким доказательством того, что это государство и его правящий класс не в силах в одиночку решить войну всех против всех, что в итоге заставило ведущие государства мира и ООН взять инициативу в свои руки в этом вопросе.

Является ли Сирия единственной в регионе полиэтничной и многоконфессиональных страной? Конечно же, нет! А если это так, то, есть ли у кого-нибудь твердые гарантии того, что в условиях всеобщего пробуждения десятков, а может и вовсе сотен народов в регионе не повторятся – в том числе и под веяниям «Арабской весны» - аналогичные с сирийским кризисы, например, в той же Азербайджанской Республике, где власти в течение многих лет ведут открытую политику по ассимиляции коренных народов этой земли – талышей, лезгин, аварцев, парсов, курдов и прочих? Разве обязательно, чтобы все эти народы так же взялись за оружие, чтобы мир, наконец, обратил свое внимание на них и в рамках очередной международной конференции приступил к обсуждению их проблем? Сколько тогда мирных конференций потребуется, чтобы окончательно добиться стабильности и мира в регионе? Ведь ущемленные в своих правах и свободах народы во многих странах региона в течение долгих лет ведут пока что мирную борьбу за обеспечение своих попранных прав, восстановление своих независимых государств, которые могут стать единственной гарантией их спасения от вымирания и всепоглащающей ассимиляции, и построение подлинно демократического политического режима и правового государства!

В этом плане было бы вполне логичным и справедливым, если бы мировое сообщество на этой конференции разработало конкретные и действенные механизмы, предупреждающие возникновение аналогичных с Сирией ситуаций в других государствах, чтобы не повергать отдельные регионы в хаос, разрушающий основы современного мироустройства. Тем самым мировое сообщество, используя площадку конференции, должно предпринять попытку ответить всем тем вызовам, которые угрожают современному миропорядку. Хоть конференция и приступила к своей работе обсуждением положения в Сирии, она должна завершить (возможно, на последующих этапах Женевского процесса) свою миссию в том числе разрешением проблемы коренных народов, проживающих в Азербайджанской Республике, которая является периферием Большого Ближнего Востока.

Кому-то может показаться, что, если исключить вопросы гуманитарного порядка и глобального соперничества, у великих держав ныне нет никаких причин (или их чрезвычайно мало) для разрешения столь широкого круга вопросов. Однако, это ошибочно, хотя бы уже потому, что в современном постепенно все более и более глобализирующемся мире, проблемы отдельных регионов мира не консервируются на определенном участке, – они задевают каждого из акторов системы международных отношений. Мировой терроризм, безопасность приграничных регионов (так остро стоящая перед, к примеру, Россией, проблема), стабильность глобальной экономики – далеко не просто словесные формулы, используемые для прикрытия намерений сильных мира сего. Это реальные угрозы, с которыми сталкиваются уже сейчас, а с течением времени будут сталкиваться все чаще те государства, которые организовали и «ведут» Женевский процесс. Именно в их – а не в чьих-то других – интересах разработать схему переформотирования региональной (хотя бы!) системы международных отношений так, чтобы она гарантировала в долгосрочной перспективе, в том числе, и их собственную безопасность и стабильность.

Конечно, можно и дальше перечислять обстоятельства, доказывающие необходимость превращения конференции по Сирии в полноценную мирную конференцию по региону, в ходе которой должны быть обсуждены проблемы всех стран и народов Большого Ближнего Востока и обеспечены требования тех народов, который во весь голос заявляют о своих попранных правах. Думаю, только так мировое сообщество может достигнуть долгосрочного мира в этом огромном регионе, что станет незыблемой основой успешного развития человечества на многие годы вперед.

Пока же нам остается пожелать успехов в работе конференции в Монтрё и надеяться на то, что в этот раз мировое сообщество добьётся достижения долгожданного долгосрочного мира и стабильности в регионе. Несмотря на скептицизм некоторых экспертов и обывателей, которые продолжают сомневаться в успешном исходе этой конференции, на наш взгляд, главное уже сделано: почти все стороны данного конфликта собраны под одной крышей, что уже немаловажно. Остальное зависит от умения «ангелов» говорить с ним, и терпеливо вести их к единому знаменателю. Да, будет тяжело. Но, перефразируя известные слова генерала Суворова, можно выразиться так: тяжело на стадии переговоров, легко в жизни миллионов людей завтра.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (71):

ajbolit
Карма: 205
26.01.2014 18:22, #12200
Simurg ПИШЕТ: "...Разве я не имею право сумневаться в его адекватности после всех его опусов ? "
...............................................

— Пап, а кто такой «адекватный человек»?
— Если его послали, и он сразу же пошёл, то это — адекватный человек.
А если послали, а он ни с места, то это — неадекватный человек.
Такого бьют ногами.
— Сильно бьют?
— Да пока не станет адекватным.

D)))
Emin
Карма: 61
26.01.2014 23:18, #12207
Русским читателям сайта надо объяснить почему Абосзода и армяне так скоординированно работают. Потому что Абосзода работает на них. Армяне тем самым хотят переключить внимание Азербайджана с себя на что-либо другое. А Абосзода и его немногочисленным работникам нужно финансирование. Поэтому финансирование на себя взяли армяне. Но это все бессмысленная суета. В Азербайджане все меньшинства живут среди азербайджанцев, почти нет каких либо крупных компактных поселений представителей национальных меньшинств, где они составляли бы большинство. Эти народы живут дружно со всем остальным населением, поэтому поссорить народы в Азербайджане невозможно.
Simurg
Карма: 42
26.01.2014 23:51, #12209
Emin, во-первых, ты сам и есть меньшинства- "неадекватное меньшинства" в Азербайджане. Правда, таких "неадекватов" поддерживает режим, ибо только такие "неадекваты" могут без зазрения совести лгать и думать, что окружающий мир верит их вранье. Насчет скоординированности армян : года 3-4 назад Регнум пару материалов талышского политолога разместил. Такой шум подняли в Азербайджане , тем более оказалась, что замглавного редактора Регнума армянин (нынче главред). Из за этого шума Регнум начал избегать талышскую тематику. Евразийцы заинтересовались талышами, их проблемами. Баку начал и им усиленно "объяснять", при этом денег не жалел на совместные "конференции" и "евразийцы" перестали интересоваться Талышской тематикой, начали часто интервью давать в вести.аз и прочие дай.азы . Больше года как талышский политолог Фахраддин Абосзода сотрудничает с ИА "REX", вы готовы и REX-овцев объявлять в работе на армян ? В 2008 году Яне Амелиной стоило лишь посещать Талышский край, так власти сразу ее задержали и депортировали. Хотя до этого она посещала и Нагорный Карабах, но это властей азербайджанских абсолютно не беспокоила. Да что там журналисты, иностранные этнографы, изучающие талышский народ не могут попасть в Талышский край официально, вынуждены в гости приехать, а потом местных талышских активистов долго допрошивают органы азербайджанские о целях визита их гостей. К чему бы все это, Emin ?
Simurg
Карма: 42
27.01.2014 00:03, #12211
Emin, ты раньше не ответил на мои вопросы про арест и убийства 68-летнего талышского профессора , главного редактора газеты "Толыши Садо" (Голос Талыша) Новрузали Мамедова, про арест следующего главного редактора той же единственной в республике официальной талышской газеты Гилала Мамедова. Объясни, читателям русского сайта, отчего талышскую интеллигенцию эта власть гнобит, уничтожает ? Мне интересно, чем объяснишь ты это. Объясни, отчего в республике нет ни радиовещание на талышском языке, отчего на талышских районах (да ты тут откровенно лжешь, что "почти нет каких либо крупных компактных поселений представителей национальных меньшинств, где они составляли бы большинство") хоть и официально как бы в начальных классах преподается предмет "талышский язык", но ни такого предмета не существует, ни нет ни одного учебного заведения, готовящих учителей талышского языка. Или ты считаешь "русских читателей сайта" таким же "неадекватом", что даже не хчешь ничего им объяснять, а просто требуешь чтоб они поверили твоим измышлениям насчет "армянских денег" ?
Emin
Карма: 61
27.01.2014 02:26, #12219
Как ты уже и написал в начальных 1-4 классах преподается талышский язык. Этого достаточно для школ в регионах, где большей частью населения являются азербайджанцы. Русскому народу не надо объяснять очевидные вещи. Тех кто пытается рассорить народы, пропагандируют сепаратистские идеи - их арестовывают. Всем ясно, что у таких людей мало единомышленников. Да и по другому и быть не может. Но в любом случае они должны быть арестованы.
Simurg
Карма: 42
27.01.2014 17:28, #12237
тебе не стыдно, Emin ?
Emin
Карма: 61
27.01.2014 17:43, #12240
Стыдно должно быть тем, кто пытается внести раскол между народами одной страны. Нужно развивать свою культуру, сочинять песни, писать книги, нельзя настраивать один народ против другого ради власти и политических целей. Тем более преступно сговариваться с врагом.
Simurg
Карма: 42
27.01.2014 18:23, #12242
Emin. профессора Новрузали Мамедова называть "кто пытается рассорить народы, пропагандируют сепаратистские идеи " может абсолютно бессовестный и больной на голову "человек". Только не надо опять писать о том. что про него тоже не имеешь информацию. Если не имеешь инфо про нас-талышей, то нечего стремится говорит от нашего имени.
SosG
Карма: 40
28.01.2014 00:20, #12248
Прошу прощения не выдержал...
Стыдно должно быть тем, кто пытается внести раскол между народами одной страны. Нужно развивать свою культуру, сочинять песни, писать книги, нельзя настраивать один народ против другого ради власти и политических целей. Тем более преступно фальсифицировать историю и присваивать культурные ценности коренных народов.
Simurg
Карма: 42
28.01.2014 02:00, #12249
SosG, вы к чему это ? Emin по-любому на конкретные вопросы не отвечает, а лозунгами и подсчетами "армянских капвложений" выступает...
Произойдёт ли в 2025 году ввод миротворцев на Украину?
Будет ли до весны принято соглашение о приостановке боевых действий на Украине?
80.9% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть