В Москве:  05:08, 30 апреля 2025, ср

Профессор Пол Гобл чуть ли не удивил нас

14 февраля 2015  09:11 Отправить по email
Печать

Американский аналитик Пол Гобл выступил на страницах Джеймстаунского фонда с комментарием на статью лидера Движения за возрождение Талыша Фахраддина Абосзода «Скандал в Азербайджане: принадлежал ли Талышистан Азербайджанской Республике?», опубликованную недавно на сайте ИА REX. Напомним, что статья талышского общественного деятеля была посвящена известному скандалу в научных кругах Азербайджанской Республики в связи с тем, что лидер объединенной оппозиции АР, доктор исторических наук, проф. Джамиль Гасанлы, выступил на своей странице в Facebook с осуждением того, что в Азербайджане из школьного учебника по истории исключено название «Талышского ханства», - так, будто его и вовсе не существовало никогда. Его высказывания вызвали настоящий переполох в стране, в первую очередь в стане ученых-историков и политиков. Они пытались, причем, в чрезвычайно скользких, неаргументированных формулировках, убедить общественность страны в том, что якобы «Талышского ханства никогда не существовало», и если даже существовало, то это было не «Талышское ханство», а «Ленкоранское ханство». Как известно, исторические документы фиксирует существование только лишь Талышского ханства, северные земли которого в начале XIX века были присоединены к Российской империи.

Упорное нежелание правительственных «историков» признавать историческую действительность вызвало негодование среди талышского населения. Свою роль в этом сыграло и то, что этот «научный» скандал последовал фактически сразу за громким «телевизионным» скандалом, когда на одном из бакинских каналов талышскому участнику очередной развлекательной программы было сказано: «иди, сынок, вычисти свой рот от талышского акцента». Последующая после этого попытка проведения талышами акции протеста перед офисом телеканала была жестко пресечена полицией, некоторые участники были арестованы и оштрафованы.

За месяц же до этого в столице Талышистана – Ланконе – представителями местных властей была проведена кампания по запрещению всех названий коммерческих учреждений, в которых фигурирует слово «Талыш», а надписи на талышском языке насильно были заменены на тюркские.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Ранее на ИА REX: Скандал в Азербайджане: принадлежал ли Талышистан Азербайджанской республике? / Фахраддин Абосзода

Пол Гобл, судя по его статьям, внимательно читает публикации, в том числе и ИА REX, на талышскую тематику. Поэтому удивительно, что, будучи, вероятно, знакомым с предыдущими «талышскими скандалами» в Азербайджанской Республике, он о них умалчивает. Мы будем считать, что он их просто не заметил.

Со своей стороны отметим, что любая аналитика должна основываться на неких объективных данных, реальных фактах. Если данные, составляющие основу аналитического материала, ошибочны, то сомнительны и сами выводы. И талышские публикации П. Гобла, увы, нередко изобилуют подобными «ошибками», неточностями и даже передергиваниями.

Например, он пишет, что Талыш-Муганская Автономная Республика была создана в 1992 году. В действительности же она была создана летом 1993 года. Но если это можно списать на простую описку, то в данных о численности талышей у г-на Гобла – настоящая каша. В последней статье он утверждает, что численность талышей в Азербайджанской Республике составляет «приблизительно 100 000 чел.». Цифра весьма странная, учитывая, что даже официальная бакинская статистика «позволяет» большую численность – 112 000 чел. (перепись нас. 2009 года). При этом в своей предыдущей статье («Who Is Behind the New Talysh-Language TV Broadcasts in Azerbaijan?») он отмечал, что некоторые ученые и многие талышские активисты называют цифру в более чем 500 000 чел. (только в АР!). В действительности же талышские активисты называют цифру в 1,5-2,5 млн. талышей в Азербайджанской Республике. В той же статье г-н Гобл утверждает, что талышский язык близко родственен персидскому, видимо, пытаясь этим продемонстрировать аудитории дополнительную причину симпатии талышей к Ирану.

Из этого он делает вывод: «По этой причине решение ТМВ (Национального телевидения Талышистана – прим. Р.И.) использовать кириллицу крепко наводит на мысль, что Тегеран не стоит за этим (за проектом ТМВ – прим. Р.И.). Иранские пропагандисты всегда предпочитали арабо-персидскую алфавит».

В действительности талышский язык, хоть, безусловно, родственен персидскому, все же персидский и талышский – два разных языка, особенно в плане грамматического строя этих языков. Носители этих языков не понимают друг друга. Но это вовсе не мешает абсолютному большинству талышей ввиду давних исторических связей любить Иран, – языковая близость тут не причем. Тут же напомним г-ну Гоблу, что решение об использовании для талышского языка кириллицы было принято не сегодня, а еще в 1992 г. В этом плане достаточно ярко выглядит его самоуверенное утверждение, что «иранские пропагандисты всегда предпочитали арабо-персидский алфавит». Очевидно, г-н Гобл плохо знаком с иранской пропагандой: ведь, например, иранский телеканал «Сахар-2», транслирующий долгие годы телепередачи на территорию Азербайджанской Республики, в том числе, и на тюркском (т.н. азербайджанском) языке, ранее использовал кириллический алфавит, а только в последние годы перешел на латиницу.

Г-н Гобл, скорее всего, пытаясь усилить впечатление о связях Талышского Национального Движения с Ираном, утверждает, что талыши являются почти исключительно шиитами. Действительно, жители Северного Талышистана являются в подавляющем большинстве шиитами. Но при этом значительная часть населения Южного Талышистана, находящегося в Иране, является суннитской. Из-за этого, талыши в Иране – даже в руководстве страны – в основном воспринимаются в качестве суннитской этнической группы (что, в общем-то, ошибка).

Походу отметим, что парсов (татов), на языке которых ведется одна из передач ТМВ, г-н Гобл называет «горскими евреями», что тоже является ошибкой: горские евреи хоть и говорят на том же языке, что и таты, все же являются отдельным этносом.

У нас вызывает сожаления, что статьи г-на Гобла по Талышскому вопросу в основном построены на этих и подобных этим шатких аргументациях и логических цепочках, которые в итоге снова и снова увязывают борьбу талышского народа с некой закулисной игрой России и других государств. От этого он не удержался и на этот раз:

«Почему российский националистический сайт продвигает эту идею сейчас? Есть, по меньшей мере, три возможные причины, и каждая из них должна вызывать беспокойство любого, кого волнует стабильность на Южном Кавказе. Первая: Россия, может быть, нервничает из-за того, что сам Иран проявляет активность среди талышей, и Москва хочет противодействовать этой тенденции. Вторая: российское правительство может чувствовать, что поддержка антибакинского движения сейчас может усилить его положение в Армении, где продолжается напряженность в связи с убийством в Гюмри. И третья: возможно, Кремль хочет послать Баку сигнал о том, что Москва имеет в Азербайджане внутренние ресурсы и вполне готов включить их в игру, если Азербайджан не будет следовать желаниям России».

При этом он называет ИА REX «националистическим сайтом» и даже имеющим «империалистские наклонности». По его мнению, публикации на страницах этого агентства статей талышских деятелей является свидетельством того, что Кремль подает некие сигналы Баку.

Такой подход тоже удивителен, учитывая, что на этом же сайте нетрудно найти статьи и откровенных бакинских пропагандистов. Ведь ИА REX – негосударственное информагентство, и в этом качестве представляет собой свободную площадку для выражения самых разных взглядов. Поэтому вызывает недоумение, почему исходя из той же логике, г-н Гобл не делает вывод, например, о том, что Россия тем самым поддерживает риторику и идеологию Баку. Тут же отметим, что мы обратились с письмом в редакцию Джеймстаунского фонда с просьбой предоставить нам площадку для публикации нашего ответа на статью г-на Гобла. Пока никакого ответа нет. Мы надеемся, что все же они предоставят нам такую возможность. Думаю, тогда г-н Гобл не будет утверждать, что наша публикация на данном ресурсе якобы является делом рук Вашингтонской администрации.

При этом немаловажно и то, что Ф. Абосзода в своей статье четко и ясно указал, что поводом для написания его комментарий стал вышеназванный скандал в научных кругах АР.

Удручает и то, что аналитик столь высокого уровня, как г-н Гобл, коим мы его знаем, склонен позиционировать Талышское движение как проводника интересов России (а иногда Армении и Ирана, как это делают в Баку). В этом плане хочется напомнить ему о том, что когда в свое время американский народ восстал в борьбе за независимость против Британской империи, в самой Британии нашлось много тех, кто старался подать эту справедливую борьбу как закулисную интригу Франции и других государств против Лондона. Но мы убеждены в том, что это была воистину народная освободительная борьба. Мало того, мы учимся, в том числе, и на традициях борьбы американского народа за независимость. Неужели г-н Гобл хочет сказать, что настоящую освободительную борьбу против оккупантов имеет право вести только американский народ?! (аналогичных примеров из истории разных народов можно привести много, но рамки статьи не позволяют сделать это).

Кроме того, талышские деятели всегда выступали и заявляли о своей готовности выступать на любых международных площадках и защищать интересы талышского народа: будь то российская, европейская, иранская или американская площадка. Например, в феврале прошлого года талышская делегация выступала в стенах Европарламента, где президент Талыш-Муганской Республика Альакрам Гумматзода познакомил аудиторию с целями Талышского национального движения, и в первую очередь, с требованием обеспечить реализацию права всех коренных народов на самоопределение (http://tolishpress.org/news/2624.html). Значит ли это, что и Европарламент подал Баку сигналы, аналогичные тем, что профессор Гобл приписывает Москве?!

Далее, если следовать логике размышлений этого авторитетного американского специалиста, можно было бы утверждать, что он, как бывший преподаватель Дипломатической академии в Баку, ретранслирует в американском аналитическом сообществе позицию режима Алиева. Но разве так ли это на самом деле?!

Необходимо заметить, что нынешний этап борьбы талышского народа продолжается уже больше двадцати пяти лет. При большем внимании к фактам, г-н Гобл смог бы ближе познакомиться с талышской общественно-политической мыслью этих двадцати пяти лет и, с удивлением или нет, отметить для себя, что Талышское национальное движение борется за интересы, права и свободы исключительно талышского народа строго в рамках международного права и обязательно добьется независимости Талышистана.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (59):

SosG
Карма: 40
02.04.2015 21:14, #28345
Исторические материалы следует читать с умом, а не как молитву. И когда отвергаете что-то общеизвестное, скажем, Низами не персидский поэт, а азербайджанский, то надо приводить факты. Более того, эти факты надо подвергать логической и арифметической обработке. Переписывание истории и его публикация – это не факты. А факты свидетельствуют, что во времена туркменчайского процесса природа еще не успела родить азербайджанский народ. Почему? Тогда наряду с автохтонными народами нашего региона здесь кочевали более 30-ти различных племен мусульманской веры. И если для всех в отдельности составить численный состав, то наверняка каждый из этих этнических племен по численности уступил бы каждому автохтонному народу. При этом численность азербайджанцев составлял 0% (ноль процентов). Но Эмин пишет так, будто во времена Грибоедова в нашем регионе подавляющее большинство составляли азербайджанцы. В его суждениях об истории видно полное отсутствие логического и арифметического анализа, без чего исторические рассуждения становятся полным абсурдом. Вот почему все авторитетные ученые историки этногенез азербайджанского народа относят к 20-му веку.
Emin
Карма: 61
03.04.2015 18:46, #28355
В википедии дозволено использовать работы только авторитетных изданий, труды авторов с научными степенями, званиями. Эти авторы дорожат своим именем, опираются на достоверные источники. А работы авторов типа Искандари и многих других представленных на этом сайте не допускают к использованию, за ангажированной и предвзятость. Вот и все собственно.
SosG
Карма: 40
03.04.2015 22:53, #28356
В ответ на комментарий Emin #28355 (03.04.2015 18:46)
Формирование азербайджанского народа в 15-ом веке исключается по одной простой причине. Формировавшийся народ должен иметь единое самоназвание (эндоэтноним). Вплоть до конца 19-го века у азербайджанского народа оно отсутствовало. Каждый из кочующих племен имел свою собственную племенную идентификацию. А предок каждого ныне азербайджанированого коренного жителя носил свое собственное самоназвание, которое существовало задолго до того как оно появилось у азербайджанского народа.
Касательно ваших сочинений о пришлости армян в Восточную Армению с 1828 года и Туркменчайского договора, отвечу коротко. Еще в 17-18 веках армяне Восточной Армении вели мощное национально-освободительное движение в том числе вооруженное. Например, в начале 18-го века при поддержке Мхитара Спарапета Давид-Бек возглавил вооружённую борьбу армян областей Сюник и Арцах против Ирана, приведшую к почти полному изгнанию персов из Восточной Армении. Кстати Мхитар Спарапет был родом из армянского Гандзака (Ганджа, ныне Гянджя). Исраэль Ори был одним из выдающихся деятелей армянского освободительного движения 17-го, родом из Сюника. Так что Туркмечайский договор состоялся благодаря и нашей борьбе.
SosG
Карма: 40
03.04.2015 22:56, #28357
И еще. В этих википедиях много полезного, особенно когда читатель не очень знаком с предметом той или иной области жизнедеятельности людей. Но там не мало и глупостей, даже планомерно искаженной… Однажды попробовал внести ясность в одной из них и предложил свою версию, чтобы исправили очевидную глупость. Эту глупость заметили, но в итоге так запутали, что однозначная глупость стала многозначной тупостью.
Так что внимательно следи и изучай работы авторов Рустама Искандари, Фахраддина Абосзода, а не типов Буниатова или Гусейнова.
Db8njH
Карма: 318
04.04.2015 15:58, #28363
В ответ на комментарий SosG #28360 (04.04.2015 13:24)
Этот аз.агитпроповец Emin из Бакы совсем чувство меры потерял :) И пишет: "Факт в том, что азербайджанцы это автохтоны, коренное население, предки которых испокон веков жили на Кавказе. А армян на Кавказ переселила Российская империя. Вот это и важно" :)
Свою историю не знают (или скрывают), а пытаются лживо рассуждать о истории других народов.
И об этом также свидетельствует и данная статья уважаемого талышского автора Рустама Искандари.

Однако комментарии под этой статьей Emin из Бакы продолжает писать совсем о другом :)

В т.н. Аз.р умалчивают о том, что русско-армянские связи известны по крайней мере еще со времен Владимира I Святославича, при котором произошло крещение Руси. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.

А русско-армянские военные связи известны по крайней мере со времен Петра I Великого, за сто лет до Туркманчайского договора между Российской империей и Персией (Ираном), завершившей русско-персидскую войну 1826 -1828 годов.

А в т.н. Аз.р вместо благодарности России за все то, что она сделала для них, в КОНСТИТУЦИОННОМ АКТЕ "О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики", пишут, что Россия анексировала (!), оккупировала (!) их территорию :)
http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2889
ajbolit
Карма: 205
04.04.2015 21:02, #28365
В ответ на комментарий Db8njH #28361 (04.04.2015 13:55)
2. Почему название "азербайджанцы" они получили только осенью 1936 года благодаря И.Сталину?
================================================

Предлагаю Вашему вниманию фрагмент полемики Фарида Алекперли-тюрка(ФА) с Сулейманом Мурадалиевым-азербайджанцем(СМ).

"...СМ: Сторонники тюркизма, включая уважаемого господина Алекперли, в качестве аргумента часто прибегают к избитому упоминанию Иосифа Сталина и якобы введению им в оборот этнонима "азербайджанцы".

ФА: А разве не Сталин являлся инициатором этого решения, и разве не Сталин расстрелял и сгноил в тюрьмах тысячи граждан Азербайджана за то, что они называли и считали себя тюрками?

СМ: По иронии судьбы, "сталинская" версия происхождения нынешнего этнонима азербайджанцев одинаково популярна и в среде армянских националистов. Безусловно, такое единогласие не может не настораживать. При этом и те, и другие, делая заявления вроде "до Сталина не было народа под названием "азербайджанцы", не отдают себе отчета в сути сказанного.

ФА: То есть тюркисты - агенты дашнаков? Это что-то новое. А по существу - оскорбление и напраслина. Что мы собираемся утаивать от дашнаков? То, что настоящее название азербайджанцев - тюрк? Или что Сталин переименовал нас в азербайджанцев в 1936 году? Воистину секрет Полишинеля! Это и так известно всему миру. Нельзя строить историю на лжи, так же как нельзя строить дом на песке..."
Db8njH
Карма: 318
05.04.2015 00:22, #28367
В ответ на комментарий ajbolit #28365 (04.04.2015 21:02)
А ведь не прошло и 80 лет (с осени 1936 года), и вот как в нынешней Аз.республике сами запутались :)
Между тем, как пишет Виктор Шнирельман: "Право же, не стоит столь откровенно заниматься фальсификацией, упрекая в этом других". "И в 2009 г. (когда состоялось знаменательное заседание НАНА!) у местной интеллигенции не было полной ясности с идентичностью - одни называли себя "азербайджанцами", а другие - "тюрками"...
Иными словами, проанализированный мною выбор предков продолжается, причем это по-прежнему раскалывает нацию. Но "чужаку" об этом знать не положено и обсуждать запрещено".

Db8njH
Карма: 318
05.04.2015 00:57, #28368
Вернемся, однако, к данной статье на ИА REX уважаемого Рустама Искандари "Профессор Пол Гобл чуть ли не удивил нас"

Процитирую: "Напомним, что статья талышского общественного деятеля [Фахраддина Абосзода] была посвящена известному скандалу в научных кругах Азербайджанской Республики в связи с тем, что лидер объединенной оппозиции АР, доктор исторических наук, проф. Джамиль Гасанлы, выступил на своей странице в Facebook с осуждением того, что в Азербайджане из школьного учебника по истории исключено название «Талышского ханства», - так, будто его и вовсе не существовало никогда.

Его высказывания вызвали настоящий переполох в стране, в первую очередь в стане ученых-историков и политиков. Они пытались, причем, в чрезвычайно скользких, неаргументированных формулировках, убедить общественность страны в том, что якобы «Талышского ханства никогда не существовало», и если даже существовало, то это было не «Талышское ханство», а «Ленкоранское ханство». Как известно, исторические документы фиксирует существование только лишь Талышского ханства, северные земли которого в начале XIX века были присоединены к Российской империи.

Упорное нежелание правительственных «историков» признавать историческую действительность вызвало негодование среди талышского населения".
---------

Вот такие дела происходят в Азербайджанской Республике (АР).
SosG
Карма: 40
05.04.2015 11:09, #28371
В ответ на комментарий ajbolit #28365 (04.04.2015 21:02)
По крайней мере в нашем регионе (Арцах-Утик, Карабах), старшее поколение армян до 50-ых годов предков современных азербайджанцев называли кочующими турками (кочвор туркер), несмотря на указ из Кремля называть их азербайджанцами. После стали называть просто турками, и это естественно, ибо после указа из Кремля о запрете кочевого образа жизни в СССР, видимо, подавляющее их большинство уже осели на землю…
Запомнилась одна история начала 60-ых (точно не помню, скорее 1963). В автобусе рейса “Тбилиси-Кировабад” шла громко звучащая беседа на армянском языке между двумя взрослыми мужчинами, один из которых говорил на непривычном армянском. После завершения беседы, у меня в частности, возник естественный вопрос. И вот один из пассажиров спросил об этом у плохо говорящего на армянском: а не скажите, кто вы по национальности? Этот вполне приличный человек с улыбкой на лице ответил: угадайте! Тут прозвучали всевозможные варианты – грузин, лезгин, талыш, турок, тат, удин и даже айрум, карапапах. Всем стало весело, когда он с улыбкой на лице всем по очереди отвечал четким словом “не угадали”. Все пассажиры поочередно стали его просить, кто же он по национальности. Наконец, после долгой паузы, прозвучал ответ: азербайджанец…
SosG
Карма: 40
05.04.2015 11:12, #28372
Эмин пишет, что в российских книгах 19-го века “этноним” азербайджанцы именуется “азербейджанцы” или “адербейджанцы”. Получается, что русские еще до рождения “азербайджанцев” уже решили и знали как называть своего будущего дитя. Между тем, кочевников нашего региона А.Пушкин называл кочующими татарами (см. Например, Путешествие в Арзрум), Ленин – кавказскими татарами (см. Например, статью “Революция и контр-революция” из Собрания сочинений, т. VI, Государственное издательство, Москва, 1924). Одним словом, кто как мог так и именовал совокупность всех кочующих племен нашего региона.
Будет ли в день 80-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг в очередной раз задрапирован Мавзолей Ленина?
Произойдёт ли в 2025 году ввод миротворцев на Украину?
72.3% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть