Комитет Госдумы рекомендовал отклонить проект Избирательного кодекса

16 июня 2025  12:31 Отправить по email
Печать

Комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал палате парламента отклонить проект Избирательного кодекса, внесенный фракцией КПРФ, сообщает REX 16 июня.

Авторы предложили кодификацию правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере избирательного процесса и проведения референдума.

Для определения целесообразности принятия Избирательного кодекса как кодифицированного акта необходимо понимать природу такого законодательного акта и его особенности по сравнению с другими федеральными законами, пояснил глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников («Единая Россия»).

«Кодификация должна быть обусловлена с точки зрения предмета и метода правового регулирования. А избирательное право не представляет собой самостоятельной отрасли, а традиционно является подотраслью конституционного права. В настоящее время действующее избирательное законодательство имеет более-менее стройную систему, оправдавшую себя и с точки зрения правоприменения», — заявил Крашенинников.

Он также обратил внимание на то, что значительное место в избирательном законодательстве занимает нормативная правовая база регионов, а также муниципальных образований, «которое не может выйти на уровень кодифицированного федерального акта с учетом вопросов совместного ведения». Кроме того, указал он, целесообразно в этом аспекте учитывать реформу органов местного самоуправления на основе законодательства, вступающего в силу с 19 июня 2025 г.

Крашенинников также обратил внимание на то, что вопросы назначения референдума Российской Федерации в силу пункта «в» статьи 84 Конституции регулируются федеральным конституционным законом (ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (часть 2 статьи 3, статья 39)) и поэтому не может быть поддержан такой подход кодификации.

Крашенинников также подчеркнул, что ряд положений Избирательного кодекса частично или полностью воспроизводят положения проектов федеральных законов, которые не так давно были рассмотрены Госдумой и отклонены. Например, установление дня голосования в ходе выборов депутатов Госдумы; использование стационарных ящиков для голосования вместо технических средств подсчета голосов; исключение военнослужащих, проходящих службу по призыву, из списков избирателей, участников референдумов по месту прохождения службы; подходы к формированию ЦИК РФ и иных избирательных комиссий; уточнение оснований отказа в регистрации кандидатов и так далее.

Крашенинников обратил внимание на то, что при сравнении с действующими положениями избирательного законодательства предложенные законопроектом изменения существенно снижают уровень гарантий избирательных прав граждан. В частности, законопроектом исключается возможность использования дистанционного электронного голосования, которое является востребованной и эффективно зарекомендовавшей себя процедурой.

Более того, предлагаемый кодекс не соотносится с федеральным законодательством об иноагентах - в части отсутствия в нем особенностей участия в избирательном процессе и референдуме иностранных агентов и лиц, аффилированных с иностранными агентами.

Ко всему прочему положения законопроекта, определяющие особенности рассмотрения жалоб в судах, не согласуются с механизмом судебной защиты избирательных прав и права граждан на участие в референдуме, установленным главами 21 и 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, комитет полагает действующее правовое регулирование более прогрессивным и отвечающим реалиям современного общества, не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Госдуме отклонить проект Избирательного кодекса РФ.

Между тем во время обсуждения фракция «Новы люди» поддержала законопроект коммунистов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Мстислав
Карма: 558
16.06.2025 16:48, #52548
"В настоящее время действующее избирательное законодательство имеет более-менее стройную систему, оправдавшую себя и с точки зрения правоприменения», — заявил Крашенинников."

Интересная точка зрения в части "правоприменения": во времена оны пришлось общаться с автором цитаты по поводу толкования законов принимаемых ГД, в частности, на предмет права толкования последних, на что был получен ответ, что право толкования законов прерогатива правоприменителя, но после того, как был задан вопрос, кто и как будет толковать закон в конкретном случае, если сторон, правоприменителей, несколько, как то: суд, истец, ответчик, прокуратура, СК и т.д. и ответ до сих пор так и не поступил. Отсюда вывод: ГД принимает законы такого качества, что в случае их применения несколькими участниками одного дела, каждый толкует закон в свою пользу, что и делает возможным безконечные судебные тяжбы и пр. прелести такого состояния дел, а как же иначе, если "закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло", в подтверждение чего отношение граждан к правосудию на сайте ia rex.ru:
"Вполне ли Вы доверяете российской системе правосудия?
16% - Да, вполне доверяю
84% - Нет, не доверяю вполне", а причина такого состояния дел в низком качестве результатов работы ГД.

Следует ли вернуть графу "национальность" в паспорт?
79.1% Да.
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть