14-15 апреля Москву с официальным визитом посетил президент Узбекистана Ислам Каримов. Стороны провели переговоры и подписали несколько документов. Ни содержание совместного заявления президентов для прессы, но перечень документов не дают ответа на вопрос, кому и зачем понадобился визит столь высокого уровня.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, кандидат исторических наук Андрей Грозин в комментарии для ИА REX высказал мнение о том, что Ислам Каримов отправился в Москву, чтобы исправить перекосы во внешней политике, возникшие из-за бурно развивающегося сотрудничества Ташкента и Вашингтона.
«По поводу итогов визита российские СМИ написали пока немного, но есть ряд моментов, которые, как представляется, позволяют частично ответить на вопрос: а зачем эта встреча вообще была нужна?
Ясно, что этот визит Исламу Абдуганиевичу был необходим сильнее, чем Владимиру Владимировичу. Собственно, ещё месяц назад никакие планы узбекского президента в связи с поездкой в Россию не обнародовались. Т.е. визит готовился в экстренном порядке, спешно и его инициатором был Ташкент, а не Москва (иначе в узбекскую столицу поехал бы Путин или, на худой конец Шувалов или Нарышкин).
Российские каналы уделили большое внимание «проходам» двух президентов по кремлевским залам (Ислам Каримов, правда, назвал Малахитовый зал Грановитой палатой, но он человек пожилой, простительно…). Видно было не только то, что два президента много общались с глазу на глаз и вполне были друг другом довольны, но и нормальную физическую форму Каримова. Его, правда, две недели назад в оппозиционных узбекских и некоторых особо впечатлительных российских СМИ уже почти похоронили, но, как видно, опять поторопились (как это несколько лет назад случилось с «Независимой», написавшей, что Каримов умер…). Исходя из того как бодро вышагивал по Кремлю глава Узбекистана и как активно говорил на брифинге не складывается ощущения того, что версия о том, что Каримов приехал в РФ с тайными переговорами о своем будущем преемнике, соответствует действительности. Думается, что Ислам Абдуганиевич поруководит Узбекистаном и до 2014 г. (тогда в РУ состоятся президентские выборы) и, возможно, что и после…
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не складывается конспирологическая версия о том, что узбекский глава приехал зондировать почву в связи с будущим транзитом высшей власти и ввиду отсутствия реальных претендентов на президентский пост в свите Каримова. Был, правда, первый вице-премьер Рустам Азимов, но его почему-то российские телекамеры игнорировали напрочь. Зато много показывали Элёра Ганиева (министр внешних экономических связей, инвестиций и торговли), что, конечно, объясняется не его фактурными внешними данными, а тем, что он единственный кто подписал в ходе прошедшего визита с российским коллегой хоть какие-то реальные документы о партнёрстве - Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, Программу экономического сотрудничества на 2013-2017 годы и Программу сотрудничества в культурно-гуманитарной и научно-технической сферах на 2013-2015 годы. Сообщается, что «в рамках визита приняты документы о сотрудничестве между учреждениями по охране окружающей среды, таможенными и налоговыми службами», но детализации этих соглашений к настоящему моменту не было.
Думается, впрочем, что все эти значительные договорённости вряд ли стоили официального визита президента не самой последней страны Центральной Азии.
Зачем же Ислам Абдуганиевич долго разговаривал с главой России без свидетелей, а потом на брифинге для прессы очень эмоционально и горячо рассказывал о своих опасениях за безопасность Центральной Азии в ближайшей перспективе?
Мне кажется, что все очень просто – Ташкент слишком далеко ушёл по дороге конструктивного партнерства с Соединенными Штатами. Так далеко, что это стало тяготить и Россию, и сами Штаты. Не случайно появляются в последнее время антикаримовские статьи в «Экономист», «Вашингтон пост» и даже в «Крисчен Сайн Монитор». В них есть не только ритуальные фразы о «диктаторе», но появляются и новые тона – указания на возраст, состояние здоровья и даже, страшно сказать, проводятся аналогии с Хосни Мубараком…
Ташкент слишком много требует от Вашингтона – внимания, инвестиций, оружия, особого отношения, учёта своих национально-политических особенностей, давления на соседей в связи с их проектами строительства «супер-ГЭС», доведения до Москвы того, что именно Узбекистан теперь совсем особое государство Центральной Азии с особым статусом, особыми желаниями и особым покровителем. И ещё, и ещё…
Что-то подсказывает, что Штаты такой «особый» союзник начинает «напрягать». Во-первых, слишком уж он становится материально обременительным, хотя, по убеждению стратегов США, за одно лишь дружеское американское похлопывание по плечу узбеки должны быть благодарны Дяде Сэму по гроб жизни.
Во-вторых, ближайшие соседи Узбекистана – все, кроме, наверное, нейтральной Туркмении – очень недовольны появлением новой «любимой жены» США в ЦАР. Им обидно и боязно. Зная крутой нрав руководства РУ, которое никогда с соседями особо не церемонилось, перспектива вооружения ВС Узбекистана бэушным американским оружием никого в Бишкеке, Душанбе и даже Астане не вдохновляет. И соседи Узбекистана придвигаются ещё ближе к России и Китаю.
В-третьих, администрация Обамы, думается, прекрасно понимает, как в Москве будут реагировать на превращение Узбекистана в большую американскую военную базу. Это не какие-то юридически ничтожные «списки», а куда более серьёзное напряжение в отношениях. Рискну предположить, даже, что это шаг, после которого проект попытки «перетащить» Россию в «лагерь Запада» можно будет спокойно закрывать, а российско-китайское партнёрство станет необратимым военно-политическим фактором современного мира.
Каримов, как лидер, обладающий неплохим политическим чутьём, все эти веяния уловил и сейчас пытается поправить укрепившееся в российской власти представление об Узбекистане как о республике вновь полностью ориентированной на Запад. Это, кстати, вполне разумно (хотя и поздновато) – не зря же его с Мубараком сравнивать начали. До того, как начнут сравнивать с Каддафи, надо исправлять перекосы в партнёрстве с Россией. Перед президентом Узбекистана сейчас в полный рост стоит задача убедить Путина в том, что республика не будет вновь менять ориентации, а лишь намерена решать свои насущные задачи за счёт убегающих из Афганистана контингентов Запада.
Узбекский внешнеполитический маятник, похоже, опять начал движение. Так и до восстановления членства РУ в ОДКБ, году в 2014, или 2015 можно дожить. А пока, как сегодня кратко написали на портале правительства Узбекистана: «Переговоры, прошедшие в благоприятной деловой атмосфере, подписанные документы дают все основания сказать, что Узбекистан и Россия идут по пути расширения многогранного сотрудничества, дальнейшего обогащения отношений новым практическим содержанием».
Андрей Грозин, специально для ИА REX
Комментарии читателей (0):