Строительство Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада ГЭС в Казахстане принесёт Москве не столько экономическую, сколько геополитическую выгоду, так как Россия хочет закрепиться в Центральной Азии и сделать форпостом Киргизию, а в дальнейшем Таджикистан. Об этом 17 сентября в интервью киргизскому агентству Tazabek заявил политолог Марс Сариев, комментируя ситуацию вокруг соглашения между Россией и Киргизией о строительстве ГЭС.
«Это долгие проекты. Центральная Азия раскалывается, и дрейф Узбекистана в сторону США уже становится отчётливым. На фоне вывода войск коалиции из Афганистана Россия хочет упрочить позиции в Центральноазиатском направлении и идёт на такой взаимовыгодный проект: России — геополитические бонусы, Кыргызстану — экономические бонусы и защита, военная защита и экономические преференции», — отметил политолог.
Он считает, что Россия в последнее время усилила своё влияние в регионе, и в качестве подтверждения приводит тот факт, что под российскую военную защиту ушёл Таджикистан, согласившись на продление пребывания 201-й военной базы на длительной срок и на безвозмездной основе.
«Мы можем наблюдать такой раскол в Центральной Азии с одной стороны, дрейф, начиная с Таджикистана, Казахстана в сторону России, создание некоего Евразийского пространства, которое озвучивал Владимир Путин и откалывание Узбекистана в самостоятельное плавание всё больше под западное влияние. На этом фоне Туркменистан остаётся нейтральным государством, и не входит ни в какие политические альянсы», — уточнил Сариев.
По его словам, Россия опасается тихой экономической экспансии Китая в киргизском направлении в случае строительства железной дороги, тем более Киргизия склонна согласиться на узкую колею, принятую в Китае и в Европе. «Я жду, что Москва будет поступательно и системно реализовывать Евразийскую модель, озвученную Путиным. Аналитический состав советников у Путина совершенно другой, это уже чувствуется по действиям России и можно сказать, что период неопределённости, период отсутствия программного подхода России к Центральной Азии заканчивается. Россия напористо будет проводить политику», — пояснил политолог.
Он также считает, что в сфере гидроэнергетики Киргизия больше не сможет проводить многовекторную политику, так как интересы Узбекистана, поддерживаемого США, и стран, стремящихся к развитию гидроэнергетики, диаметрально противоположны. Президент Каримов уже намекнул на возможность войны за водные ресурсы. «США сделает ставку на Узбекистан, это будет некий форпост США. Они будут через Узбекистан стараться расколоть Евразийский союз, таким образом отодвинув Россию, они должны принудить государства верхнего водного режима, верхнего течения Нарына, Амударьи и Сырдарьи, КР и Таджикистана, учитывая их интересы, закрыть тему строительства плотины», — резюмировал Марс Сариев.
Тем временем, 14 сентября председатель правительства России Дмитрий Медведев поручил Министерству энергетики России провести с участием МИДа России переговоры с Киргизией по подписанию соглашений о строительстве и эксплуатации Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада гидроэлектростанций. 20 сентября в Бишкеке ждут президента России Владимира Путина. Как сообщает пресс-служба Кремля, по итогам переговоров запланировано подписание ряда российско-киргизских документов.
Комментарии читателей (0):