Заинтересован ли Китай в затягивании СВО на Украине?

Не проходит и недели, чтобы противники сближения с Китаем не вбросили в эфир очередную выдумку…
29 марта 2023  21:06 Отправить по email
Печать

Ряд ТГ-каналов, которые, как известно, не относятся к СМИ, решили «хайпануть» на ответе официального представителя КНР Мао Нин на вопрос журналистов о размещении российского ядерного оружия в Белоруссии, который был задан в ходе ведомственного брифинга в Пекине 28 марта. Приводим слова дипломата, а затем разберем, что не так с алармистскими оценками вроде «до союза далеко» и пр. Итак: «Пятого января прошлого года лидеры государств, обладающих ядерным оружием, выступили с совместным заявлением, в котором говорилось, что невозможно выиграть или вести ядерную войну, [в заявлении] подчеркивалось, что следует избегать войн между государствами, обладающими ядерным оружием, и снижать стратегические риски». Стороны, по словам Мао Нин, «должны сосредоточиться на дипломатических усилиях для мирного урегулирования украинского кризиса и работать вместе, чтобы способствовать разрядке ситуации». «Телеграмеры» посчитали эту официальную позицию КНР едва ли не предательством или, по крайней мере, отсутствием должной поддержки в критически важном для нашей страны вопросе. Единственное, что соответствует действительности – что вопрос важный. Со всем остальным большие проблемы.

Первое. На упомянутом брифинге в МИД КНР в качестве основных были подняты три вопроса, и данный – лишь один из них. Два других касались «саммита демократий», организованного президентом США Джо Байденом и стартующего сегодня из Вашингтона в онлайн-режиме, а также показательных итогов голосования в Совбезе по российскому проекту резолюции о проведении международного расследования подрывов газопроводов СП-1 и СП-2. По первому из этих вопросов Мао Нин призвала США «прекратить вмешиваться во внутренние дела других стран под предлогом так называемой демократии». И подчеркнула, что проведением «саммита демократий», отбор на которые проводился Белым домом по конъюнктурным критериям, США «под знаменем якобы демократии, открыто проводят идеологические линии, провоцируют раскол в мире, оскверняют и попирают дух демократии». Данная позиция на сто процентов совпадает с российской, которую накануне изложила официальный представитель уже нашего МИД Мария Захарова, выразив также сожаление по поводу участия в этом «мероприятии» генсека ООН Антониу Гутерреша. По второму из указанных вопросов было заявлено, что Китай «сожалеет, что Совбез ООН не принял российскую резолюцию по расследованию взрывов, и надеется на скорейший прогресс в расследовании и привлечение виновных к ответственности». В Китае, по словам Мао Нин, обращают внимание, что «США стремятся проводить так называемые расследования в отношении других развивающихся стран, однако в отношении этого происшествия (диверсии на трубопроводах), представляющего серьезную угрозу для международного мира и безопасности, они ведут себя скрытно, очевидно придерживаясь двойных стандартов». Позвольте спросить, заостряет китайский дипломат, задавая риторический вопрос: «США, чего вы боитесь?». Понятно, что боятся правды, ибо рыло по уши в пуху. Комментарии здесь даже не нужны, кроме напоминания, что и здесь стопроцентное совпадение позиций. Настолько, что Пекин выступил соавтором резолюции; помимо России и Китая – за международное расследование в Совбезе проголосовала только Бразилия, остальные, включая лидеров Запада, воздержались, провалив таким образом принятие решения.

Что из этого следует? Что слова Мао Нин про дипломатическое урегулирование украинского кризиса, а также про недопустимость применения ядерного оружия, с учетом безоговорочного совпадения позиций, что, кстати, было зафиксировано и в Совместном заявлении, которое лидеры двух стран Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали 21 марта, вырваны из контекста. Причем, таким образом, чтобы китайскую позицию извратить. Преднамеренно или по глупости – уже другой вопрос. Не бывает полного совпадения при одновременном противопоставлении.

Второе. Каков же контекст, из которого выдергивали? Обратим внимание. В китайском заявлении ни слова нее говорится о Белоруссии, хотя, казалось бы, вопрос о размещении на ее территории российского ТЯО затрагивает в первую очередь не Киев, а именно Минск. Между тем, белорусский президент Александр Лукашенко всего месяц назад был с визитом в Пекине, и там этот вопрос в СМИ, освещавших китайско-белорусские переговоры, не фигурировал. Ничего не говорилось о нем и в ходе визита Си Цзиньпина в Москву. Более того, в упомянутом российско-китайском Совместном заявлении который гласит, что ядерные державы не должны размещать ядерное оружие в неядерных странах. Вы думаете, что вот 21-го числа под этим пунктом подписались, а через два дня его прямо вот так и нарушили? Сказки для наивных. Ничего подобного! Под каким углом об этом объявил Путин? Что Россия размещает ТЯО (внимание!) в ответ (!) на подобные действия США, которые имеют ядерные арсеналы сразу в шести европейских странах. Разве не так? Значит, это США, в соответствии с российско-китайским заявлением, должны это оружие убрать и не провоцировать Россию на ответные действия. Если США уберут этот вид вооружений из Европы, то и Москва выведет носители и боеголовки из Белоруссии. Ядерные державы, по логике Китая, да, не должны. Но если одна ядерная держава, считая себя «глобальным эксклюзивом», на «не должны» плюет, то у другой не остается никакого иного выбора.

И потом, опять-таки, неужели кто-то думает, что президент Лукашенко, а затем президент Путин тесно и плотно общаясь в переговорном процессе с председателем Си, его не проинформировали? Да полноте, не бывает таких вещей в дипломатии, если только речь не идет о противнике. На память приходит только один случай, это как раз и подтверждающий. Когда президент США Дональд Трамп пообещал Китаю смягчить остроту торгово-экономического противостояния, а через два дня в Канаде по запросу Вашингтона была задержана топ-менеджер Huawei Мэн Ваньчжоу. В дружественных отношениях такие коллизии однозначно исключены. Ибо если дело обстоит не так, а как думают «телеграмеры», то нужно ли было Путину и Си вообще встречаться и договариваться, судя по всему, по очень серьезным вещам? Не было бы никакой встречи, никаких китайских инициатив, которые вызвали истерику в Вашингтоне и Киеве.

Хотите знать, что в первую очередь сделали бы в Пекине, если бы «телеграмеры» не лукавили? Позвонили бы в Киев, где Зеленский этого звонка заждался, на него молится, а его все нет и нет, несмотря на откровенное давление из Вашингтона и целого ряда европейских столиц. Раз именно сейчас и не позвонил, значит, в данной, с позволения сказать, «аналитике», ищется пресловутая черная кошка в темной комнате, где ее нет.

Третье, самое главное. К вопросу об уровне российско-китайского ядерного взаимодействия и доверия в этом вопросе. Только два факта, первый из которых – система раннего обнаружения о ракетных пусках, которой Китай располагает благодаря России. Второй факт – ведущееся в китайском Синьцзяне строительство позиционного района МБР (межконтинентальных баллистических ракет) КНР. В свое время такие же алармисты, мало чего понимающие в данном круге вопросов, раскричались, что вот смотрите: Китай размещает ракеты у наших границ! А на самом деле? Дальность таких ракет – около 15 тыс. км. Зачем же их размещать рядом с теми, на кого собираются нападать? Они ведь оказываются в прямой уязвимости даже не от оперативно-тактических, а от тактических средств поражения?

В том-то и дело, что позиционные районы строят подальше от тех, кого считают угрозой и целью, а поближе к тем, кого рассматривают тылом и прикрытием. Если бы эти МБР предназначались Москве, их бы размещали, скажем, в Сычуане. Или вообще на Хайнане. И автор этих строк не удивился, если бы узнал о существовании совместных планов прикрытия китайского позиционного района в Синьцзяне российскими силами и средствами с российской территории. Хотя об этом никто и никогда не расскажет.

Наконец, четвертое. Очень хочется спросить у тех, кто спекулирует на данной теме: а какой должна была бы оказаться реакция Китая на ваш «нескромный» взгляд? Сначала Пекин выдвигает мирную инициативу, по сути прикрывая Россию в ситуации, когда нам пытаются устроить изоляцию, она же блокада, а затем открыто и публично поддерживает российские действия? Вообще-то язык дипломатам и лидерам дается, чтобы скрывать свои мысли, и за те четыре с половиной часа, когда Путин и Си общались с глазу на глаз фактически в закрытом режиме, все и было скорее всего сказано. И вторая сторона этой же «медали». Кто-то думает, что США, резко ужесточившие антикитайскую санкционную политику после московских переговоров, руководствуются «благодарностью» за то, что Китай делает в украинском кризисе? Нет, конечно! США крайне недовольны тем, что он делает. Отсюда и меры, которые они считают «ответом» Пекину за сближение с Москвой, ибо оно ставит перед Вашингтоном целый ряд трудноразрешимых проблем.

Голову нужно включать, господа «аналитики», а не вестись на чужие провокации, не демонстрировать первобытную рефлексию на уровне хватательного инстинкта и не будоражить общественное мнение!

Самое последнее. Никакое увязание России в конфликте с НАТО на территории Украины Китаю не нужно. Все наоборот. Единственное, что ему неприемлемо – поражение нашей страны, так как оно оставляет Пекин один на один с США и коллективным Западом. Китай для России такой же тыл на европейском ТВД, как Россия для Китая – в Восточной и Юго-Восточной Азии. Наши страны удивительным образом дополняют друг друга и в этом, и в других важнейших аспектах. Именно поэтому применительно к двусторонним отношениям в Москве и Пекине говорят о сотрудничества, превышающем масштабы союза. Понимаю, что это банальность, но тем более удивительно, что кое-кто по каким-то неочевидным причинам ее «не догоняет».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть