Турецкая Today’s Zaman задаётся вопросом, сможет ли Анкара одержать победу над Тегераном в борьбе за Кавказ? Газета исходит из того, что соглашение по ядерной программе, достигнутое между Ираном и «шестеркой» международных посредников, создаёт благоприятные возможности для «закрепления Ирана на Кавказе в ситуации, когда Турция теряет там свой авторитет, не поддерживая партнёрские отношения со странами региона и Россией». Действительно, по оценке многих экспертов, постепенная отмена санкций и вывод из международной изоляции Ирана способны изменить там соотношения сил, которое «сопоставимо с 1990-ми годами, когда развалился Советский Союз». Тогда в Закавказье появилось три независимых государства — Азербайджан, Армения и Грузия. А на постсоветском пространстве насчитывалось пять тюркских государств: Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан. На южных флангах России, а также на севере и северо-западе Ирана возникла сплошная «тюркская дуга»; у двух стран появились трудности на пути к позиционированию в регионе.
Россия на некоторое время завязла в чеченских войнах и борьбе с терроризмом на Северном Кавказе. Иран же серьезно опасался того, что против него сработает механизм «тюркской ориентации». На территории ИРИ (по разным оценкам) проживает несколько миллионов тюрков. Современная бакинская историография называет их азербайджанцами, которые были разделены в результате русско-персидских войн начала XIX века. По распространенной в Тегеране концепции, иранский этнос делится на две большие половины — персоязычных иранцев (персов) и тюркоязычных иранцев, формирующих единый иранский этнос и единую иранскую нацию. В июне 2001 года прозвучало заявление парламента АР, в котором «историческими азербайджанскими землями» — помимо территории Азербайджанской Республики — наряду с другими были названы северо-западные районы Ирана. На неофициальном уровне проект «Большого Азербайджана» стал озвучиваться ещё в 2004 году. Тогда посол Ирана в АР Ахад Газаи назвал его «искажающим историю и одним из раскольнических лозунгов, которые под диктатом недоброжелателей использовало националистическое правительство в Баку на заре независимости». Было и предложение депутатов парламента переименовать свою республику в Северный Азербайджан, обозначив возможное после раздела Ирана присоединение части его территории, примыкающей к южным рубежам Азербайджана.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 30.11.15 Пять важных моментов по законопроекту о Геноциде армян / Денис Дворников
- 01.09.15 Курдский фактор активизировал Иран и Россию / Сергей Шакарянц
- 30.08.15 Изоляция от внешнего мира - не изоляция от внешних угроз: вооруженные силы Туркменистана в цифрах / Джамиля Кочоян
- 29.08.15 Если войны не будет или второй донецкий референдум / Ростислав Ищенко
Помимо тюрок, в многомиллионном Иране проживают и другие народы, связанные родственными узами не только с Закавказьем, но и с Средней Азией, Ближним и Средним Востоком. Вокруг Ирана раскручивалась незримая ожесточенная борьба, когда разыгрывание «карты» любой из этнических групп вызывало реальные проблемы с точки зрения национальной безопасности. Обострение американо-иранских отношений из-за ядерной программы, ожидание вооруженного вторжения в Иран давали почву для неутешительных прогнозов. Американцы разорвали Ирак на территориальные анклавы, что возможно проделать и с Ираном. На севере — через Азербайджан, на юго-востоке страны — через активизацию белуджей в провинции Балохистан, а в арабских районах — через провинцию Хормозган к западу от Бендер-Аббаса. Плюс курды, проживающие на западе Ирана, которые могли — да и сейчас могут — интегрироваться в проект «Большого Курдистана». Поэтому иранская дипломатия активно маневрировала на самых разных направлениях. В Средней Азии она действовала в унисон с Москвой, на афганском и иракском — поддерживала негласный контакт с Вашингтоном, а в Закавказье — расширяла сотрудничество с Арменией, что вносило немалый вклад в сохранение баланса сил и интересов во всем регионе, включая и зону карабахского конфликта. Иран и по сей день демонстрирует единую позицию с Москвой в вопросе определения правового статуса Каспия.
К переговорам Ирана с «шестеркой» Турция оказалась вымотанной своим участием в «арабской весне», в сирийском кризисе, а сейчас, по оценке Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute), «ей грозит территориальный раскол». «Турецкое правительство и дипломаты будут отрицать любую возможность того, что раздел — это возможное будущее республики, а вашингтонские чиновники могут даже публично заявить о том, что подобный сценарий невозможен, однако та ситуация, которая сложилась сегодня в Турецкой Республике, говорит об обратном», — пишут эксперты из США. Анкара не только поддержала свержение режимов в Египте, Тунисе и Ливии, но и примкнула к натовской антиливийской коалиции. По схожему сценарию действовала и в сирийском вопросе, позиционируя себя в качестве «демократического лидера» в исламском мире. Иран же выступил в роли предводителя религиозного возрождения. В итоге, как пишет турецкая Zaman, Анкара неожиданно для себя столкнулась с новыми вызовами: Иран выступил в качестве заметной геополитической силы на Ближнем Востоке в момент, когда Турция теряла позиции главного исламского модернизатора. Что касается Азербайджана, то «частичный провал планов Запада по нейтрализации российского энергетического господства в Европе существенно снизил его значимость в глазах американских политиков», и «это, в частности, выражается в их несколько пренебрежительном отношении к этому государству, его месту на региональной и глобальной шахматной доске», уверен американский журналист Эрик Дрейтсер.
Новый внешнеполитический курс Ирана на Кавказе только формируется. Не исключено, что Тегеран активизирует свои посреднические услуги в урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов региона с учетом «исторического права». Можно предположить, что Иран не допустит смыкания вокруг себя кольца американского влияния со стороны Грузии и Азербайджана. В практическом плане эта концепция заключается в более тесном сотрудничестве с Россией для обеспечения безопасности не только в Закавказье, но и в более обширных геополитических масштабах. Правда, загадочными выглядят причины, побудившие США развернуться в сторону Ирана, что позволяет последнему формировать новые реалии на Ближнем Востоке и в Закавказье.
Комментарии читателей (8):
Совершенно согласен с тезисом о том, что новый, современный, актор - США, которых не было в средневековье - сейчас играет на дробление обоих государств. Такое оно - нагло-саксонское дело: разделяй и властвуй.
Что вызывает сомнения, так это то, что Иран будет блокироваться с РФ. Это бабка натрое гадала. Фундаменталистский режим со светской Федерацией? Да еще в основе христианской? Да еще с многовековым опытом соперничества (лет 200, если не 300)? Не стоило бы на это слишком полагаться - легко можно поскользнуться.
А вот, что НЕ вызывает сомнений, так это ответ на вопрос, поставленный автором текста :::
"--- Правда, загадочными выглядят причины, побудившие США развернуться в сторону Ирана, что позволяет последнему формировать новые реалии на Ближнем Востоке и в Закавказье. ---"
Никаких загадок!
Штаты просто попытались срочно замириться с Ираном против РФ. И хотя успех в этом пока не очень просматривается (слишком долго дорогие западные друзья гнобили, тролили и дискредитировали иранские власти, само государство и даже персидский народ), думается, что Штаты этих стараний НЕ оставят. И не знаю, не клюнут ли персы на мерзкие амерские экивоки. Могут и кл
Не хотел читать пост уже после этой фразы. Но дочитал. О каком альянсе говорит автор, если все три страны (ну две страны и один марионеточный (рес)бублик, никак не могущий определить, к кому окончательно присосаться - к Ирану, России или Западу) действуют в противоречии друг с другом?
Русия, Раша или Россия - продолжает верные традиции товарища Сталина и вот-вот достроит-таки 100-лет уже строящийся железный занавес.
Персия, Айран или Иран - пытается втиснуть-таки свой персидский шовинизм в рамки западных ценностей. Запад же из всех персидских ценностей видит нефть, как рычаг ослабления России. И Иран рад его предоставить, но не за просто так, конечно... Они договорятся.
И, наконец, армянский (рес)бублик с украденным у римской провинции в Малой Азии названием "Армения" - эта вообще уже 25 лет мотается от одного газового хозяина к другому. То "Россия и Армения братья на век", то "Россия - вон из Гюмри", то "Иран и Армения дрэээвние союзники", то "проклятые персы мучили армян похуже турок". Ну а теперь Армения почти "цэевропа".
Одним словом, не то что альянс, даже намека на "старое знакомство" уже не осталось.
Что касается якобы усиление влияние Ирана на Кавказ, ее активизации, то о таком говорить нет никаких оснований. Иран еще только оправляется от своих проблем, взаимоотношения с Западом и США у Ирана все еще натянутые. Никакой активизации Ирана на Кавказе ждать не приходится. Энергетические и транспортные проекты связавшие Турцию с Грузией и Азербайджаном и далее со средней Азией закрепили надолго особое значение Турции в этом регионе. Иран ничем таким похвастаться не в состоянии.
Альянс Москвы, Тегерана и Еревана имеет место быть в том или ином формате, основанный на взаимности, я бы сказал, стратегических интересов. Следует добавить сюда и Китай, тогда картина станет полной.
Достигнутого не так давно соглашения по Ирану, на мой взгляд, не удалось бы добиться без активного участия в переговорах России.
П.С. Что касается комментариев юзеров Ahmet, Emin, syncope (все трое Azerbaijan, Baku), то скажу прямо: эти комментарии воспринимаю с усмешкой, по причине, понятной любому грамотному историку или политологу.
Думаю, в этом согласится со мной и уважаемый С. Тарасов.
В повестке дня - вопросы дальнейшего углубления двустороннего сотрудничества в политической, экономической, культурно-гуманитарной сферах и интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве.
Сообщение об этом приводится на сайте президента России:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/50239
На сайте президента Армении С. Саргсяна указывается, что "Главы двух государств обсудят широкий круг вопросов двустороннего армяно-российского сотрудничества, коснутся взаимодействия в политической, экономической, гуманитарной сферах, обменяются мнениями по вопросам, относящимся к сотрудничеству в рамках интеграционных процессов после вступления Армении в ЕАЭС и дальнейшим программам".
http://www.president.am/ru/press-release/item/2015/09/04/President-Serzh-Sargsyan-will-leave-for-Russia-/
Предыдущая встреча президентов Армении и России состоялась 30 июня - в день рождения Сержа Саргсяна, с которым его не преминул поздравить Владимир Путин. Два лидера обсуждали вопросы российско-армянского сотрудничества, отметив высокий уровень его развития, и обменялись мнениями о ходе интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.
Браво! Так держать!
"Русия, Раша или Россия - продолжает верные традиции товарища Сталина и вот-вот достроит-таки 100-лет уже строящийся железный занавес"
Простите, не хочу Вас обидеть, но с какого перепугу и где Вы это увидели? Вот я никак это не вижу, хотя - ну очень-очень хочу увидеть.
Может, очки какие-то особые посоветуете?
А на счет железного занавеса - это так, образно... СССР 2.0, скажем так. Я это имел ввиду.