Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган обсудили по телефону результаты российско-американских переговоров в Эр-Рияде. Как сообщил Кремль, стороны говорили о возобновлении черноморской инициативы, безопасном судоходстве в Черном море и устранении препятствий для экспорта российского продовольствия и удобрений. Соглашение, известное также как зерновая сделка, было заключено в июле 2022 года при посредничестве Турции и ООН. Путин также поделился оценками хода диалога с США по поиску мирного разрешения украинского конфликта и нормализации российско-американских отношений, отметив «конструктивный характер проведенных контактов на высшем и других уровнях».
В свою очередь в заявлении Анкары о состоявшемся разговоре отмечается: «Президент Эрдоган заявил, что сотрудничество Турции и России в решении региональных вопросов имеет ключевое значение, что Турция внимательно следит за процессом, начатым для прекращения продолжающегося конфликта между Россией и Украиной», и что Турция «готова оказать любую поддержку, включая проведение мирных переговоров, для достижения достойного и прочного мира».
В то же время и президент США Дональд Трамп в телефонном разговоре с Эрдоганом назвал его «хорошим лидером». Он назначил нового посола США в Анкаре Томаса Барака — давнего партнера в сфере недвижимости и одного из своих ключевых соратников.
Эрдоган стремится урегулировать ряд вопросов, осложняющих турецко-американские отношения на протяжении последних 15 лет. Среди главных требований Анкары - полное прекращение поддержки США сирийского крыла Рабочей партии (РПК), вывод американских военных из Сирии, возвращение Турции в программу F-35, завершение сделки по продаже истребителей F-16, сдерживание Израиля и увеличение объема двусторонней торговли до 100 миллиардов долларов. В ходе недавних визитов в Вашингтон советника Эрдогана по внешней политике Чагатая Кылыча и главы МИД Турции Хакана Фидана была достигнута договоренность о посещении Эрдоганом с визитом США.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как видим, Эрдогану удается несмотря на сложную внутриполитическую ситуации в самой Турции и обстановку на Ближнем Востоке сохранить баланс сил и интересов между турецко-американскими и турецко-российскими отношениями. Многое сейчас в такой политике Анкары определяется проблемами безопасности, а не кратковременными интересами. При этом ей уже не приходится разворачиваться в ту или иную сторону в силу того, что она хорошо понимает, что может стать общей точкой опоры в регионе как для США, так и для России, и предвидит разрыв кольца НАТО вокруг России. Открываются также и перспективы сотрудничества с Россией и США в Сирии, где все же проваливается турецкий замысел использовать джихаддистов в роли бульдозера – убрать старый культурный «мусор» левантийского суннитского ислама и историческое видение толерантной Сирии.
И еще один важный момент. У Эрдогана не сложились отношения с администрацией Джо Байдена, который называл лидера Турции «автократом» и отказывался от его услуг в политике на Ближнем Востоке. Вашингтон требовал от Турции свертывания отношений с Россией отказа от российской ракетной системы С-400. У президента Трампа иная позиция, что позволяет Эрдогану идти на перезагрузку отношений с США, оставаясь рядом с Россией. А так Эрдоган, вероятно, продолжит «многовекторную внешнюю политику», и такая позиция пока удобна и для России.
Комментарии читателей (0):