Эксперт ИА REX комментирует интервью профессора Гарника Асатряна «АЗЕРБАЙДЖАН ХОЧЕТ РАСЧЛЕНИТЬ ИРАН: КТО КОГО В ИТОГЕ ПРИСОЕДИНИТ?».
В своем интервью господин Асатрян коснулся достаточно интересной темы. Однако в данном интервью, он пытается грубо исказить реальность и преподнести факты в удобном для него и для официальной армянской пропаганды свете. Сначала хочу поблагодарить профессора за его самоотверженное участие в организации разного рода конференций в Ереване, в создании «талышского радио» на оккупированных территориях Азербайджана и в других проектов армгоспропаганды. Я сторонник всего этого, более того, призываю армянскую сторону, не останавливаться на сделанном. Чем больше из скудного армянского бюджета израсходуют на мертворожденные пропагандистские проекты, тем меньше достанется школам, больницам, университетам, и наконец армии. Что еще больше подстегнет отток населения из Армении.
Однако вернемся к основной теме, хочу коснуться заявления Сабира Рустамханлы, он не является госчиновником или фигурой особо приближенной к власти. Такие депутаты есть и в Армении, например - тот же депутат парламента Армении Ширак Торосян, который грозил Грузии «восстанием» и «требованием независимости» армянам Ахалкалаки, в случае вступления Грузии в НАТО и размещения там турецких войск (17.03.2014 panorama.am). Учитывая, что в отличие от Рустамханлы (который является лидером маргинальной партии), Торосян является депутатом правящей партии в Армении, данный факт требует к себе большего внимания и чреват возмущением, например, грузинской стороны, нежели заявления Рустамханлы по Ирану. Касательно цитаты Зии Буниятова, странно что, армянские авторы, как правило, считают Буниятова фальсификатором и неавторитетным ученым, а господин Асатрян решил вдруг сослаться не него, углядев у него выгодную армянской стороне цитату.
Но и тут не все ладно, в частности в одной из своих статей на сайте iran.ru, Асатрян, говоря о приведённой им же цитате, пишет, что она имела место в интервью Буниятова газете «Баку 21 октября 1989 года». В интервью REX эта самая цитата уже перекочевала в «газету Зеркало», а дата изменилась на 25 октября 1989 – года. Для справки газета «Зеркало» основана в августе 1990-го года, и выпускалась с конца того же 1990 – го года. Думаю, господину Асатряну неплохо бы определиться с цитатой Буниятова, и не считать, что читатели проглотят все, что им подадут под видом правды…
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Далее господин Асатрян заявляет следующее: «Во-первых, реального исторического азербайджанского фактора в Иране никогда не было и не может быть по определению: тюркоязычные иранцы на севере — не часть разделенного народа азербайджанцев, а неотъемлемая составляющая иранского народа, сохраняющая многие исконные параметры иранства и иранского мира» - Иран, как субъект международного права и политическая единица, появился на политической карте мира только в 1936 – м году. Как и в каком смысле все, что было до этого времени, может именоваться «иранским»? Я хотел бы привести цитату из статьи азербайджанского исследователя Ризвана Гусейнова: «Параллельно с освоением Южного Кавказа, Российская империя проводила научно-исторические исследования, на основе которых написана нынешняя, нередко тенденциозная история региона. В частности тогда появилась традиция считать «персидским» все азербайджанское и называть «персами» в том числе и азербайджанских тюрок. Труды русских исследователей М.Чулкова, Н.Костомарова, П.Мельгунова, А.Попова, О.Зубашевой-Корнилович, А.Шпаковского, Г.Котошихина, А.Мулюкина, Е.Козубского содержат массу интересных данных по истории Азербайджана, однако эти авторы часто не ставили различия между Азербайджаном и Персией. Впервые на это обратил внимание видный азербайджанский исследователь Е.Зевакин, который, хорошо зная специфику источников изучаемого периода, отметил, что под термином «Персия» часто подразумевается Азербайджан, а под «персами» – азербайджанцы. (Зевакин Е.С. Очерки по истории Азербайджана и Ирана XVI-XVII вв., ч. I. , стр. 18, Баку, 1938)
В частности мощное Государство Сефевидов было создано усилиями азербайджанских тюркских племен во главе с шахом Исмаилом I, называвшим себя «борцом за трон и царство Азербайджана» в начале XVI века. (Петрушевский И.П. Азербайджан в XVI-XVII вв. // Сб. статей по истории Азербайджана, стр. 65, вып. I. Баку, 1949). Как справедливо отмечал И.П.Петрушевский, о руководящей политической роли иранских элементов в Сефевидской империи в этот период не могло быть и речи.
При дворе Сефевидов и в войске говорили на азербайджанском языке, в основном были приняты азербайджанские традиции (Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. стр. 70, Л. 1959). Об азербайджанском происхождении Сефевидского государства в свое время писал и видный востоковед В.В.Бартольд. (Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России, стр. 101. Изд.2. Л., 1925)».
Отдельная тема - количество азербайджанцев в Иране. Гарник Асатрян оценивает их в 5.5-6 миллионов человек. К счастью, в нашем распоряжении есть более нейтральные и не предвзятые источники, нежели армянский профессор.
Энциклопедия Британика указывает количество азербайджанцев в Иране 15 миллионов человек стоит отметить, что данные там давно не обновлялись, ибо население Азербайджанской республики там указывается 7,5 миллионов человек, а это показатель середины 1990-х годов)
Американский ученый Бренда Шаффер в своей книге «Братские народы: Иран и проблема азербайджанской идентичности» (Borders and Brethren: Iran and the Challenge of Azerbaijani Identity) указывает количество азербайджанцев в Иране как 27 миллионов человек.
Другой западный исследователь Джеймс Минаган в своей книге «Encyclopedia of the Stateless Nations» пишет следующее; «Приблизительно 18,500,000 южных азербайджанцев в Иране сосредоточены в северо-западных провинциях Восточного и Западного Азербайджана. Сложно определить конкретное число южных азербайджанцев в Иране, так как официальная статистика не указывает точную этническую структуру Ирана. Согласно оценкам, население южного Азербайджана составляет как минимум от 12000000 до 40% населения Ирана - то есть, почти 27 миллионов»
Отдельно стоит затронуть тему языка, хотя и господин Асатрян считает, что общность языка не является показателем принадлежности к единой нации, думаю, стоит отослать его к толковому словарю русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой – «Нация - это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, а также на основе специфической только для данного этноса, добровольно и естественно принимаемой всеми национальной культуры и формируемого на ее основе национального интереса» - азербайджанцев, на севере и юге связывает не только общий язык, но и религия, традиции, обычаи, литература, общие народные герои и ментальность. Почему-то уважаемый профессор этого не заметил. А вот, что писал в XIX веке касательно языка побывавший в Южном Азербайджане известный востоковед, профессор Илья Николаевич Березин «В Адербайджане господствует особенное наречие тюркского языка, называемое по имени самой области: это наречие весьма употребительно и у нас в Закавказье».
Все вышеуказанные источники и авторы по степени непредвзятости и авторитетности в разы превосходят армянского профессора. Думаю, считая азербайджанцев в Иране, господин Асатрян несколько увлекся. Советую ему, учить языки и ознакомиться с иностранной литературой на эту тему. Попутно он может посчитать количество армян оставшихся в Армении и количество тех, кто покинул Армению вследствие безответственной и агрессивной политики властей этой страны. А также призадуматься над вопросом, как получилось так, что Армения превратилась в моноэтническое государство с номинальной независимостью.
Комментарии читателей (12):
Уж даже не знаешь, какие данные надо предоставлять армянам, чтобы они согласились, что эти данные "вразумительные" и "убедительные". Ну не авторитет для них ни Энциклопедия Британника, ни Петрушевский, ни остальные ученые, цитаты которых привел Гаджизаде в своей статье.
Вам, товарищам-многострадальным, только своих асатрянов подавай, которых угораздит написать даже такое: "общность языка - не показатель этнического родства".
И смех, и грех, ей-Богу.
О главенствующем влиянии азербайджанских тюрков в Иране написано и в Энциклопедическом Словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона издания 1890—1907 гг. в статье Персия:
"Хотя тюркские племена численностью значительно уступают персам, но политическое значение их очень велико. Нынешняя династия принадлежит к тюркскому роду Каджаров, члены которого занимают привилегированное и влиятельное положение в стране. Персидская армия пополняется преимущественно тюркскими племенами, более пригодными для военной службы, чем робкие и изнеженные персы."
общие герои у вас появляются, когда, скажем, азербайджанцы, за отсутствием своих героев и известных людей,
приписывают себе героев и деятелей культуры лезгин, талышей, действительных азербайджанцев атропатены (ныне произносится азербайджан) и т.д. и т.п. поскольку единственным всемирно известным героем тюрок(кавказских татар) из азербайджанской республики, является Рамиль Сафаров....
Но не азефальсификаторам этой же самой истории апеллировать говорить о точности. Там не менее...
Свой вклад в историю Ирана эрзац-азербайджанцы обосновывают 200 летним правлением Сефевидовов. Какому этносу принадлежали сефевиды - спорный вопрос. Но... Даже если они и "азербайджанцы", то что из этого?
Екатерина Великая прусских кровей, но это не является основанием для Германии требовать себе наделы в Российской Федерации.
В Византии 200 лет правила армянская династия основанная Василием Первым. Но ни где, и никогда не утверждалось и не утверждается, что Византия - это армянское государство.
Еще примеры привести? Или представителей эрзац-азербайджано все равно не дойдет смысл сказанного?
Автор усердно Сефевидиов и их империю -называет азербайджанским. Во первых во это время такой этнической идентичности не было. Кызылбашские (опора Сефевидов) племена в основном были тюркским, но у них была не этническая, а племенная и религиозная идентичность-устанджлу, падар, кенгерлу... В этом смысле кстати надо внимательно посмотреть цитируемую работу Петрушевского. Что касается И. Петрушевского и В. Бартольда, то употребляемами ими термин прямо было связана с советской нац. и исторической политики, чтобы где то найти какие то исторические корни для молодой и новосформировавшейся Азербайджанской ССР. Кстати сам В. Бартольд во время встречи с студентами Бакинксого университета прямо и честно говорил, как и почему, по чей инициативе название Азребайджан, древного иранского Атропатена прикрепился на исторические территории Аррана и Ширвана.
Что касается определения нации, по языковом