Появились сообщения о том, что в Сочи 8 или 9 августа должна состояться встреча президентов Армении Сержа Саргсяна и Азербайджана Ильхама Алиева для проведения переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию. Первоначально эту информацию озвучил премьер-министр Армении Овик Абрамян. Но тут сразу выявляется важный нюанс: надо полагать, что переговоры в Сочи могут проходить - если не при посредничестве президента России Владимира Путина, то при вероятности его переговоров с лидерами Азербайджана и Армении - вместе или с каждым в отдельности. По этому поводу ни на сайте президента России, ни в сообщениях информационных не даётся дополнительных разъяснений, что может иметь принципиальное значение.
Прежде всего, отметим, с каким «политическим багажом» по карабахскому урегулированию прибудут в Сочи президенты Алиев и Саргсян? Минская группа ОБСЕ, особенно французская сторона, предприняла немало усилий для того, чтобы провести саммит Алиев-Саргсян в Париже. Но после того, как появились сообщения о переносе саммита в Нью-Йорк в формат Генеральной Ассамблеи ООН, стало очевидно, что речь идёт не просто об изменении места встречи, но и о другой переговорной повестке. Ранее в европейских СМИ допускались некоторые «утечки» относительно «проекта Олланда» по карабахскому урегулированию, который базировался на известных шести пунктах Мадридских принципов плюс возможном разблокировании турецко-армянской границы. Относительно саммита в Нью-Йорке пока ничего не известно, кроме туманных заявлений американского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ Джеймса Уорлика. Они примечательны тем, что в них содержался призыв к Баку и Еревану форсировать карабахское урегулирование с намеком на его возможное перерастание в вооруженный конфликт.
Теперь эти намёки стали реальностью. Нарастающая напряжённость на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта привела к крупному боестолкновению между Азербайджаном и Арменией. В условиях, когда на линии соприкосновения сторон отсутствует постоянный мониторинг ОБСЕ, стороны, конечно, выступают с обвинениями в адрес друг друга. К сожалению, инициатива Степанакерта установить постоянное наблюдение посредством расширения состава офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ, не нашла поддержки. Поэтому выявить истину, определить «правого» и «виноватого» практически невозможно, и для оценки ситуации приходится прибегать к методам логических умозаключений.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Первое: резкое обострение ситуации на линии соприкосновения Азербайджана и Армении вписывается в контекст широкой геополитики: гражданская война на Украине, бои в Сирии и Ираке, военная операция Израиля в секторе Газа против боевиков «Хамас».
Второе: Россия не заинтересована в новой войне между Азербайджаном и Арменией. Она и без того решает непростые проблемы, связанные с обеспечением национальной безопасности с учётом украинского кризиса.
Третье: Армения не может быть заинтересована воевать с Азербайджаном. Она готова только защищать контролируемую ею территорию. Если же говорить о вероятности нападения Армении, то речь можно вести только о военном ударе по Азербайджану с выходом на Куру с целью упразднения азербайджанской государственности. Такой сценарий маловероятен.
Четвёртое: эскалация практически по всему периметру азербайджано-армянского противостояния выявила не только боеготовность и боеспособность двух сторон, но и перевела проблему урегулирования в плоскость силового решения. Это загоняет Баку и Ереван в «уникальную ситуацию».
Если истоки нынешнего кризиса искать в Ереване, то это означает, что определённые силы в республике актуализировали факторы внешней угрозы, через которые они вынуждают другие силы внутри республики расстаться с «европейской мечтой» и держать курс только на членство в Евразийском и Таможенном союзах.
Если же с такой позиции подходить к Баку, то, судя по многим признакам, задуманная военная операция провалилась, и некие силы в республике пытаются переориентировать внешнюю политику в сторону тех же Евразийского и Таможенного союзов и на этой площадке развернуть битву за Карабах, пока ещё не все утеряно. При таком подходе к оценке ситуации Баку и Ереван сталкиваются с неспрогнозированным политическим эффектом.
Пятое: заявленные Минской группой ОБСЕ «некоторые позитивные тенденции развития в процессе мирного урегулирования карабахского конфликта» практически сорваны.
Что может в таком случае предложить Россия конфликтующим Баку и Еревану, кроме известной позиции Минской группы ОБСЕ? Если говорить о стандартных подходах, то она может активизировать дипломатические усилия по проведению консультаций с обеими сторонами конфликта с целью отодвинуть силовой сценарий урегулирования проблемы. Нестандарное решение - это добиться согласия Баку для участия в переговорном процессе Степанакерта или сыграть на упреждение - ввести в Карабах русские военные подразделения - до особого решения этой проблемы - чтобы предотвратить развитие самого негативного сценария дальнейшего развития событии. Для этого необходимо подписать соглашение Москва-Баку-Ереван с возможным участием Степанакерта о статусе и времени пребывания российского воинского контингента в Карабахе и дожидаться лучших времён, когда эту проблему удастся решить иным путём.
Наступает момент, когда всё приходится расставлять по своим геополитическим местам с учётом вероятного «гамбита» Белого Дома США по выводу из-под санкций Ирана. В противном случае Карабах не достанется ни Армении, ни Азербайджану, не говоря уже о России.
Комментарии читателей (14):
Думаю, что этот вопрос (миротворчество России в виде военного контингента)
НЕ РЕАЛЕН и НЕ АКТУАЛЕН, по той простой причине, что ответ Армении и Арцаха был отрицательный на сей счет, к тому же оба армянских государства самостоятельно могут справиться с эрзац-азербайджаном, что подтверждалось и подтверждается неоднократно, понятны мотивы сверхдержав как-то пробить этот вариант, но все потуги были и будут напрасны. Миротворчество еще никому не приносило мира, что еще раз доказывает всю искусственность создания напряженности в последние дни, а также дирижирующую руку заинтересованных Сторон.
Что касается Азербайджану, Баку может дать свое согласие на ввод миротворцев, если в их состав обязательно войдут турки. Одним словом, Баку по возможности будет тянуть с ответом на все российские предложения, в надежде на геополитические изменения в регионе, чтобы обезопасить себя от давления Москвы.
05.08.14 16:51 - Сообщение отредактировано модератором
Предлагаю ознакомиться с одной из его публикаций.
Владимир Казимиров: Первопричиной кризиса в зоне карабахского конфликта является "топорная политика" Баку
05.08.2014 17:40
Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1833104.html#ixzz3
Отвечая на просьбу дать прогноз о намеченной встрече президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева с российским лидером Владимиром Путиным в Сочи 8-9 августа, выразил уверенность, что подобные встречи на высшем уровне следует только приветствовать.
"Это относительный сброс напряжения, некоторое смягчение ситуации, хоть и кратковременное. Но такие встречи - не панацея, и не стоит ждать, что после одной из них все уладится, будто по мановению волшебной палочки.
Для реальных позитивных изменений в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта нужно нечто большее, а именно: смена агрессивной, топорной, ущербной до примитивизма политики официального Баку. В этом ключ к миру", - резюмировал Владимир Казимиров.
http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/1833104.html
Он правильно скаазл -- чтобы обмануть армян, надо хорошенько постараться.
А Вы халтурите.
"Обострение" устроили Москва и Баку. Нам оно ни к чему.
Россия поставляет Азербайджану вооружение наступательного характера. Ни США, ни европейские страны не являются союзником Армении по ОДКБ, но, тем не менее, отказываются поставлять оружие Азербайджану (ни оборонительное, ни, тем более, наступательное) именно из-за того, чтоб не спровоцировать обострение.
Но не забывайте, что Россия в рамках ОДКБ обязалась защищать от внешних угроз исключительно Армению, а не территорию Азербайджана. Нагорный Карабах и прилегающие земли - это признанная Россией (да и остальными странами мира) территория Азербайджана. Здесь ОДКБ просто не действует.
В Москве же не дураки сидят (хотя армяне кажется уверены в обратном) - весь мир итак ополчился на Россию из-за Украины, а теперь еще играть в войну на Кавказе. Оно России надо? Думаю Россия оставит решать этот вопрос самим сторонам конфликта. Именно так Путин и решит карабахский ребус.