В Астане, столице Казахстана, состоялось важное историческое событие: заседание Высшего Евразийского экономического совета — главного органа Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. По его итогам был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). После ратификации парламентами России, Белоруссии и Казахстана, с 1 января 2015 года Евразийский союз начнет функционировать. При этом, в своем выступлении на форуме президент России Владимир Путин специально подчеркнул, что ЕАЭС является исключительно экономическим проектом, без посягательств на политические суверенитеты государств – его членов, а также и то, речь идет о «формировании одного из мировых экономических центров», который будет охватывать общий рынок с численность населения 170 млн. человек и стоимостью около 1 трлн долларов. На территории трех государств – России, Белоруссии и Казахстана - будет поэтапно формироваться режим свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы, услуг, а также обеспечен равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре, будут действовать общие правила таможенно-тарифного регулирования. И еще многое другое.
В то же время не обошлось и без любопытной интриги, в которой обозначены малозаметные, но чрезвычайно важные нюансы. Речь идет об Армении, которая в ближайшее время станет четвертым полноправным участником ЕАЭС. После того, как 3 сентября прошлого года Армения отказалась подписывать соглашение об Ассоциации с ЕС и заявила о желании присоединиться к Таможенного союзу, в центре внимания политиков и экспертов оказалась проблема евразийской интеграции Армении: вместе с Карабахом или без него. При этом, как намекали многие армянские и азербайджанские СМИ, некоторые сложности, возникшие в этом переговорном процессе, объяснялись наличием разных подходов со стороны Армении и тройки Россия-Белоруссия-Казахстан в отношении Карабаха, хотя изначально была очевидна надуманность такой постановки вопроса.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ереван отказался от подписания соглашения по Ассоциации с ЕС вовсе не по причине того, что европейские единое экономическое пространство предусматривает определение таможенных барьеров на границе между ним и Степанакертом. Речь шла о резкой смене внешнеполитической ориентации Армении, и, если учитывать некоторые положения преамбулы соглашения об Ассоциации с ЕС, в которых прописаны позиции о координации оборонной политики, то потенциально страна должна была в перспективе выйти из блока ОДКБ. Тем более, что ранее в 2003 году Армения вступила в ВТО в рамках своих международных признанных границ, и это не вызывало политического ажиотажа. Поэтому в ситуации, когда вопрос о вступлении Армении в ЕАЭС - с Карабахом или без него - стал приобретать актуальность, было ясно, что готовится все же определенная «политическая клюква», которую кто-то должен был «заглотнуть». Так оно и произошло.
В Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев - надо полагать, на правах председательствующего - сообщил следующее: «Мы получили письмо президента Азербайджана, что в ВТО Армения вступила с оговоркой, что положения должны распространяться на территорию Армении в рамках ее международных границ, признанных ООН, как в ВТО. Это для обсуждения». Понятно, что это вызвало заметную политическую эйфорию в Баку. Так заместитель исполнительного секретаря ПЕА, депутат парламента Мубариз Гурбанлы констатировал: «Наши требования понимают создатели Евразийского союза. И Россия, и Казахстан, и Беларусь понимают справедливое требование Азербайджана. Нурсултан Назарбаев открыто сказал, что Армения может вступить в этот союз только в рамках определенных решений ООН. С Нагорным Карабахом и оккупированными азербайджанскими районами Армения не может стать членом этого союза. Благодаря внешней политике Азербайджана, сегодня страны, вступающие в Евразийский Союз, считаются с нашим мнением. Это происходит также благодаря политике и личному авторитету Ильхама Алиева».
Но в Азербайджане, где полагают, что Армения таким образом якобы потерпела в Астане поражение, не обратили внимание на следующую важную деталь. Выступая в Астане, президент Армении Серж Саргсян неожиданно заявил: «Прошу установить срок для подписания договора о присоединении Республики Армении к договору о Евразийском экономическом союзе до 15 июня текущего года, за два-три дня можно найти взаимоприемлемые решения по оставшимся вопросам». В свою очередь заместитель министра иностранных дел Армении Сергей Манасарян уточнил, что уже давно составлена «дорожная карта», и проблемы имеют «чисто технический характер». Что же касается проблемы Карабаха, то по его словам, она имеет «концептуальный характер и не обсуждается». Так оно и есть, поскольку площадка ЕАЭС для этого вообще не приспособлена. Логика подключения Армении к ЕАЭС иная: резкая смена геополитической ситуации в Закавказье в свою сторону, обеспечение мощнейших экономических тылов, что позволит выступать в качестве флагмана ЕАЭС как в регионе, так и на ближневосточном направлении. И еще.
Президент Казахстана Назарбаев предложил только к 1 июля рассмотреть вопрос о присоединении Армении к ЕАЭС. По его словам, «в течение июня - если все вопросы торговые решаются». «Согласен с предложением», - быстро отреагировал президент России Путин и уточнил: «Договор о присоединении Армении к ЕАЭС необходимо утвердить и подписать в самое ближайшее время». Как видим, Саргсян и Путин спешат.
Если возвращаться к проблеме Карабаха, то она решается в иной политической плоскости, прежде всего, с упором на Минскую группу ОБСЕ. На этом направлении у нынешних членов ЕАЭС, которые придерживаются принципов сохранения своего политического суверенитета, руки ничем не связаны. К тому же сейчас по проблемам территориальной целостности Азербайджана сегодня дискутируют в Брюсселе. У Астаны другие задачи.
Комментарии читателей (5):
Ущемляет ли этот факт экономические интересы Арцаха на мировых рынках?
Ни в коем случае. Теми льготами, которые есть у Армении, пользуется так же и НКР.
Так и ЕАЭС. Вступит Армения, а правами будет пользоваться и Карабах.
Как бы там, в азербайджане, не рвали себе пятую точку.
А вот заявление Назарбаева порождает вопрос - кто командует в ЕАЭС на сегодняшний день?
Россия? Казахстан? Белорусь? Три страны-основательницы коллективно?
Или азербайджан?
------------------------------------------------
Почему спешит Саргсян - очевидно. Но зачем спешить Путину?
Любые отношения, как между отдельными людьми (не только между руководителями стран, но и "простыми смертными"), так и между государствами в том или ином союзе сводятся к одному - кто будет доминировать.
Очевидно, что на сегодняшний день Россия не имеет однозначной возможности диктовать свои правила в ЕАЭС.
Так же очевидно, что интересы Армении тесно связаны с интересами России. Следует ожидать поддержки России со стороны Армении на площадках ЕАЭС.
В политике 2 > 1+1.
Поэтому ВВП и спешит.
Что тут еще обсуждать?
Вопрос не в желании Армении вступать совместно с Карабахом, да хоть в обнимку с Куала-Лумпуром - вопрос в том, насколько это легитимно.