Министр энергетики Ирака Абдель Карим Луайби заявил, что «из-за нелегальных поставок нефти в Турцию из Северного Ирака Багдад может подать иск против Турции». На это заявление быстро отреагировал министр энергетики Турции Танер Йылдыз. Он квалифицировал слова своего иракского коллеги как «ошибку в произношении». Возможно, в данном случае так оно и есть. Но ранее, да и сейчас, официальный Багдад на самых разных уровнях заявлял и заявляет, что независимые сделки по экспорту курдской нефти являются незаконными. Напомним, что еще в середине ноября 2013 года Турция и Курдская автономия Ирака достигли договоренности по проектам в нефтегазовой сфере, согласно которым нефть из Северного Ирака будет поступать через Турцию в страны Европы. Эрбиль (столица Иракского Курдистана) объявил, что в конце января 2014 года он готов запустить трубопровод, через который будет прокачиваться нефть в Турцию и Европу.
При этом турецкий министр Йылдыз уточняет: во-первых, Ирак будет получать в сто раз больше прибыли за прокачку нефти через Турцию, чем сама Турция. По его словам, если, например, Турция получит от Ирака за трансфер нефти 1 доллар, то Ирак получит 100 долларов. И только на третье место выводит позицию: «Турция никогда не будет заниматься внеправовыми операциями».
Вообще в последнее время турецкая внешняя политика крайне непоследовательна в целом, и в отношении Ирака - в частности. Анкара не может не понимать того, что выстраивая торгово-экономические отношения с Эрбилем в обход Багдада, она тем самым укрепляет иракских курдов, у которых немало проблем с центральными властями. Вот и сейчас Багдад объявил, что планирует ввести экономические санкции в отношении Эрбиля и турецких компаний в связи с нелегальным экспортом энергоносителей. Более того, министерство финансов Ирака прорабатывает вопрос о снижении финансирования курдской автономии на сумму, равную потерям государственного бюджета от незаконного экспорта нефти - 400 тысяч баррелей в обход Национальной нефтяной компании Ирака. Но проблема не только в этом.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Ирак обладает крупными запасами нефти, как на севере, где проживают иракские курды, так и на юге, где живут преимущественно шииты. В Иракском Курдистане сейчас относительно спокойно, в то время как южная часть Ирака находится в зоне потрясений. Поэтому Эрбиль по сравнению с другими частями Ирака, приобретает тактическое преимущество в виде турецкого прикрытия. В то время как в других частях территории страны стали просматриваться признаки полномасштабной гражданской войны. Все идет к тому, что радикальные исламистские группировки могут создать на сопредельных территориях Сирии и Ирака если не государство суннитов, то такую «серую» буферную зону, через которую будут проходить транзитные «террористические коридоры».
Турция, конечно, внимательно следит за ходом событий в соседнем Ираке и, как намекают некоторые стамбульские СМИ, имеет свой план «Ч» на случай «осуществления там непредвиденного сценария». В конце 2013 года было объявлено о создании переходного правительства Сирийского Курдистана. Это означает, что Турция получает на своих южных границах «пояс курдских автономий», что может рано или поздно стимулировать и турецких курдов к дрейфу в эту сторону. Удержать этот процесс Анкаре вряд ли удастся, но повести на каком-то этапе события по своему сценарию - взять в случае развала Ирака под свой протекторат Эрбиль - возможно. Неслучайно в конце прошлого года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган впервые за долгие годы молчания использовал понятие «Курдистан». Достаточно вспомнить хотя бы и то, как в августе 2012 года глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу посетил город Киркук на севере Ирака, не уведомив об этом Багдад.
К тому же по-прежнему сложной остается обстановка и в Сирии. В случае срыва мирной конференции «Женева-2» нельзя исключать, что радикальные группировки попытаются образовать «единый сирийско-иракской фронт». Тогда возрастёт вероятность ввода в дело уже турецкой армии. Не останется в стороне и Иран. Вот почему взаимоотношения в треугольнике Анкара – Эрбиль - Багдад вызывают заметную обеспокоенность в США, которые стремятся оказать сдерживающее влияние на Турцию, чтобы не допустить в Ираке развития событий по сирийскому сценарию.
Между тем, турецкие СМИ сообщили, что Багдад намерен отказаться от планов строительства пяти новых нефтепроводов в Турцию. Национальная нефтяная компания Ирака приступила к интенсивному изучению возможности организации поставок сырой нефти на мировой рынок через Сирию и Израиль в обход Турции. Понятно, что реализация такого проекта во многом зависит от обстановки в Сирии и результатов проведения конференции «Женева-2» в Швейцарии. Второй вариант, который предусматривает прокладку новой сети с юга Ирака через Иорданию в Израиль, выглядит более реалистично. Не стоит забывать и о том, что через Ирак также может быть проложен и один из маршрутов поставки и иранских энергоресурсов на мировой рынок.
Конечно, для Турции, потребности которой в энергоресурсах почти на 90% удовлетворяются за счет импорта, такой ход событий воспринимается болезненно. Тем более что она стремится не только получать нефть и газ из Азербайджана, Ирана и Ирака, но и объединить эти энергетические потоки с Трансанатолийским трубопроводом (TANAP). Вот почему интрига, завязываемая уже на иракском плацдарме, может не только осложнить женевский процесс по сирийскому урегулированию, но и стать еще одним мощным стимулом для дальнейшей дестабилизации обстановки на Большом Ближнем Востоке.
Комментарии читателей (0):