Турция должна вернуть армянские церкви их законным владельцам. Об этом заявил киликийский католикос Арам в своем вступительном слове в ходе III съезда армянских общин Европы.
Как говорится в сообщении Киликийского католикосата, ссылаясь на «новые реалии», Арам напомнил, что «вопрос о Геноциде армян приобретает новую форму, порождает новый интерес и новую реакцию. Тем не менее, мы должны быть реалистами. Мы должны иметь в виду, что наша деятельность может зайти в тупик, если она не согласна с геополитическим реалиям и интересам современного мира; научные исследования будет ограничиваться академическими кругами, если они не проходят проверку международным правом, законы не будут применяться, если они не поддерживаются политической волей».
Киликийский католикос подчеркнул необходимость выработки «новой стратегии, чтобы начать новый процесс». Что бы это значило? Какие «новые реалии» имел в виду глава Киликийского католикосата? Ведь требование вернуть конфискованные турками церкви звучит не впервые. С подобным обращением духовные лидеры Армянской церкви выступали еще в апреле этого года в связи с очередной годовщиной геноцида армян в Османской империи. Однако с тех пор изменилась ситуация в Турции. Премьер-министр этой страны Реджеп Эрдоган выступил с программой политических реформ, которые толкают Турцию на непредсказуемый путь её федерализации. Анкара «вдруг» вспомнила, что турки могут иметь различную этническую окраску, а национальные и религиозные меньшинства должны стать такими же равноправными гражданами, как и большинство.
Действия Анкары вызывают настороженность у ее союзника, Азербайджана. Бакинская газета «Эхо» вспоминает в этой связи состоявшееся в конце сентября епископское собрание армянской церкви, «где получила, скажем так, дальнейшее продвижение скандальная инициатива «канонизировать жертв геноцида армян». По мнению издания, вопрос канонизации имеет вполне определенную материальную подоплеку, так как «армянская апостольская церковь будет последовательна в вопросе возвращения имущества, потерянного в «Западной Армении» и Киликии, и намерена потребовать его у Турции». А тогда уже реформы Эрдогана могут возыметь труднопредсказуемые последствия. И прежде всего на армянском направлении, констатирует «Эхо».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В мае этого года наместник патриарха Константинопольской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Арам Атешян в интервью одному из турецких телеканалов заявил, что в Турции в настоящее время проживают 100 тысяч криптоармян.
«А если говорить о тех, чьими бабушками и дедушками являются армяне, то их число может превысить 1 миллион», — сказал иерарх. Сегодня большинство криптоармян не приходят в церковь, не принимают христианство, так как боятся, что потеряют работу, особенно когда речь идет о госслужбе. Но что будет завтра, когда вслед за восстановлением прав курдов Анкара будет вынуждена распространить эту практику на армян? Тем более что после объявленной Армянской апостольской церковью канонизации жертв Геноцида 1915 года подавляющее большинство турецких армян окажутся потомками святых.
Премьер-министр Эрдоган и его сторонники будут вынуждены выбирать, на какой стороне им оказаться – европеизированных турок или исламистов. Последние ничуть не меньше раскалывают страну. Недавнее требование Мустафы Акгюля, главного имама Голубой мечети, расположенной в исторической части Стамбула, преобразовать собор Святой Софии из музея в мечеть, причем, имам апеллировал к пакету «демократических преобразований Эрдогана», вызвало раздражение, прежде всего, у тех турок, которые ассоциируют себя с европейцами или придерживаются светских ценностей. По крайней мере, такой вывод можно сделать из чтения комментариев читателей на сайте газеты Hyrriyet daily news, процитировавшей заявление Мустафы Акгюля. Комментаторы расценили слова имама как провокацию, которая вызовет негодование христиан за пределами Турции.
Перед Эрдоганом стоит непростой выбор. Вряд ли он станет тем премьером или президентом страны, которому придется решать, отдавать армянам их церкви или не отдавать. Но он явно стал тем человеком, с подачи которого «процесс пошел». И самые дальновидные европейские страны начинают чутко вглядываться в то, куда идет Турция. В первой декаде октября восточную часть страны посетила небольшая делегация Британской православной церкви, канонической части Коптской православной Александрийского Патриархата. Как сказано на сайте этой конфессии, митрополит Серафим и епископ Саутворкский Христофор побывали в Эрзуруме и Карсе, где осмотрели бывший армянский собор Святых Апостолов, который был построен в Х веке царем Абасом Багратидом.
Затем митрополит Серафим отправился в древнюю столицу армянских царей, расположенный на армяно-турецкой границе город Ани. Процитируем слова из их отчета: «Величественные руины этого некогда прекрасного города включают разрушающиеся большой собор с несколькими церквями. Это является горьким напоминанием о великой христианской цивилизации, которая когда-то процветала в этой области. К сожалению, турецкие власти пренебрегают историческими памятниками мирового значения и не всегда чувствительны к вопросам их восстановления». На фоне восстановления дипломатических отношений между Лондоном и Тегераном и учитывая, что британцы просто так никогда и никуда не ездят, что бы это значило?
Комментарии читателей (15):
Азерб-ы бояться, что по примеру "старшего брата" и им придется признавать существование автохтонных народов, населяющих АзеРе-у.
Перебор.
Армянам не нужна ВСЯ Турция.
Армянам нужно лишь то, что награбило у них турецкое государство под прикрытием ПМВ.
Чужого нам не надо. Этим-то мы и отличаемся от пришлых кочевников.
Согласно официальным данным, к которым многие жители Армении относятся скептически, в 2012 году на постоянное место жительство из Армении выехали 49 660 граждан, причем с 2011 года этот показатель практически не изменился. По данным Национальной статистической службы, за период с 2005 по 2012 гг. навсегда из Армении выехали 204 тыс. человек.