5 августа бакинская газета «Зеркало» выступила с очередным антироссийским материалом Рауфа Миркадырова «Путин лично может получить откупные. Но добиться смены внешнеполитического курса Азербайджана невозможно, естественно, если речь идет не о прямой российской агрессии».
Размышляя над предстоящим визитом Путина в Азербайджан, который, судя по всему, состоится 14 августа, автор начинает свой анализ полемикой с А. Дугиным, который недавно заявил, что «Россия располагает множеством возможностей для смены власти в странах постсоветского пространства»: «Речь, по большому счету, идет не о возможностях, - пишет Миркадыров. - Думаю, таковыми располагает не только Россия, но и другие. Вопрос в другом: насколько использование того или иного инструментария отвечает национально-государственным интересам той же России? Естественно, в данном конкретном случае речь идет о смене власти в Азербайджане. Этого добиться не так сложно, даже несмотря на то, что официальный Баку пытается убедить общество в обратном».
Далее он вспоминает Г. Алиева, после прихода которого к власти в 1993 году «многие ожидали резкой смены внешнеполитического курса Азербайджана. Немалая часть общества считала, что внешняя политика Азербайджана станет пророссийской. Многое в действиях Г. Алиева говорило в пользу данных ожиданий. Азербайджан вошел в СНГ, стал участвовать в ОДКБ, хотя и неполном формате, начались новые переговоры по так называемому «Контракту века», наши переговорщики начали угрожать западным партнерам исключением из контракта. Но уже к маю 1994 года в Баку осознали, что точка возврата пройдена. Обратного пути нет», - утверждает Миркадыров.
Причину этого автор видит в слабости самой России. «Оказалось, что Россия уж очень слаба, чтобы противостоять реализации западных, прежде всего американских, интересов в регионе. Хотя многие тогда утверждали, что ключи от урегулирования карабахского конфликта находятся в Кремле, - пишет он, и сразу же добавляет. - И сегодня нас пытаются уверить в способности России круто изменить геополитический баланс сил на Южном Кавказе путем манипуляции вопросом смены власти в Азербайджане».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Согласно его словам, вряд ли можно доверять России. Если все это повторится снова, то не стоит удивляться, а потом сожалеть о том, что Россия вновь превратит контролируемые ею организации в «жупел».
Миркадыров уверен, что вряд ли удастся добиться смены власти посредством выборов, то есть в день голосования. «Такого при нынешних условиях, в принципе, быть не может». Со ссылкой на газету «Ени Мусават», он делает вывод: «Кремль начнет подготовку к «цветной», а может быть, «бесцветной» революции в Азербайджане с привлечением миллионов наших соотечественников, проживающих в России. А в знак благодарности после прихода к власти Рустам Ибрагимбеков обеспечит участие Азербайджана в путинских интеграционных проектах на постсоветском пространстве, вернет российские военные базы в страну, окончательно откажется от строительства Транскаспийского газопровода. Наверное, понятно, что это не совсем полный перечень российских требований…» А если Путин не станет лишать Ибрагимбекова российского гражданства в срок до начала выборной кампании, чтобы он не смог принять в ней участие, тогда, по мнению Миркадырова, «это будет наглядным доказательством того, что официальный Баку сдался на милость Кремлю. Неважно, до или же после выборов, Азербайджан выполнит все требования Кремля, в том числе согласится на участие в путинских интеграционных проектах».
Все эти рассуждения своих коллег по цеху Миркадыров считает простыми и примитивными. «В нашем же случае при любом раскладе придется сдаться на милость Путину. При любом варианте в победителях окажется тот, кто готов сдать национально-государственные интересы, в одном случае, для сохранения и воспроизводства собственной власти, а в другом – ради ее смены и прихода к власти», - заявляет он.
Но схема не может быть настолько примитивной. «Будь все так просто, официальный Баку и Ереван меняли бы внешнеполитическую ориентацию как перчатки». «Ну, вот пророссийский Иванишвили пришел к власти в Грузии. И что изменилось? Да, по большому счету, ничего. Грузия осталась прозападной, все еще стучится в двери НАТО и Евросоюза, не признает «признание Южной Осетии и Абхазии» со стороны России… Изменилась только риторика. Да, еще политическую арену покидает Михаил Саакашвили, который действовал на Путина, как красная материя на быка», - пишет он.
«Таким образом, пора все же осознать, что смена или же сохранение власти не может стать решающим фактором в предопределении изменения внешнеполитического курса Азербайджана. Тогда у России не было ресурсов, чтобы противостоять реализации американских интересов в регионе. Сегодня с ресурсами также большая проблема. Но проблема в том, что в течение этих 20 лет в регионе произошли такие глубинные изменения, что сменой власти невозможно все повернуть вспять. Кто бы ни пришел к власти, он не сможет сменить внешнеполитический курс Азербайджана, как это не удалось сделать в Грузии», - заключает Миркадыров.
Рустам Шахсуваров на contact.az, размышляя о перспективах участия Азербайджана в программе «Восточное партнерство», приходит к выводу о том, что «дистанцируясь от «ассоциации с Европой», Баку стремится избежать возможных проблем в отношениях с Россией». По его мнению, «в отличие от «покладистых европартнеров» - Еревана и Тбилиси, Баку дает понять Москве, что не собирается участвовать в каких-либо «санитарных кордонах» Запада, выстраиваемых вокруг России».
Агентство Trend со ссылкой на депутата Милли Меджлиса Азербайджана, члена парламентского комитета по безопасности и обороне Захида Оруджа, сообщает, что «Азербайджан и Турция приступили к формированию единой армии».
«Совместные учения, проведенные воинскими подразделениями Азербайджана и Турции, доказывают, что оба государства формируют единый взгляд на региональные проблемы и вопросы безопасности, и, наряду с экономическими, политическими и дипломатическими основаниями этих отношений, создается и самый важный их компонент – военный», - подчеркнул Орудж. По мнению депутата, формула сотрудничества должна быть восстановлена не в форме «Одна нация, два государства», а в контексте «Одна нация, единая армия». В этом направлении существуют возможности совершенствования армии, применения стандартов НАТО, а также с ростом мощи Азербайджана увеличится его влияние в регионе, - говорит З. Орудж.
На страницах газеты «Азадлыг» журналист Сеймур Ази жалуется: из-за того, что «население страны не настроено на позитив, мы боимся увидеть свет в туннеле, и поэтому не открываем свои глаза, вследствие чего не можем менять ситуацию». По его мнению, «на самом деле нынешняя власть похожа на человека, кто висит на веревке России, а танцует на табуретке Запада. Где та воля, то единство, которые смогут спасти государство от такой двоякой зависимости? Покажем их, господа!», - призывает всех С. Ази.
Фикрет Гардабанский на minval.az характеризует нынешнюю ситуацию в Азербайджане как состоящую «под знаком неопределенности» и в стане власти, и в стане оппозиции, и в стане внешних сил, и в самом обществе. Он пишет: «Казалось бы, в стане власти все предельно ясно – кандидат от правящей партии действующий президент Ильхам Алиев идет на третий срок и уверен в своей победе. Но явно чувствуется, что властные структуры с приближением выборов все больше мандражируют и не столь уверены, что выборы пройдут по намеченному ими сценарию». По его мнению, фактор неопределенности имеет место в предвыборном поведении и правящей элиты. «Понимая, что на этих выборах она не располагает достаточным потенциалом внутренней и внешней поддержки, она также задействовала вариант запасного кандидата. Выдвижение рядом проправительственных партий кандидатуры Мехрибан Алиевой отнюдь не случайный фактор и далеко не частная инициатива. Ведь первичный импульс для реализации данного запасного варианта был дан самой правящей партией, когда на июньском съезде Мехрибан Алиева была избрана заместителем председателя партии. К тому же, в условиях авторитарного Азербайджана, если бы не было установки сверху, то властям не стоило бы особого труда подавить данную инициативу в самом зародыше». Гардабанский считает, что, видимо, власти опасаются, что варианту «третьего срока» президента может быть дан внешний и внутренний отпор как на этапе начала избирательной кампании, так и после обеспечения фальсифицированной победы на выборах (угроза нелегитимности и дестабилизации ситуации). По этой причине в спешном порядке заготовлен запасной вариант, который может быть запущен в автономном режиме или в тандеме с основным вариантом.
Кроме того, власти существенно обеспокоены наличием Национального Совета с авторитетным и популярным единым кандидатом в лице Рустама Ибрагимбекова. Правящая элита отдает себе отчет, что в случае участия оппозиции на выборах с данным кандидатом, ситуация в ходе избирательной кампании может стремительно трансформироваться в пользу оппонентов, которые на определенном этапе могут заручиться значительной поддержкой как внутри страны, так и за ее пределами.
Согласно его словам, фактор неопределенности сквозит и в выборе стратегии поведения правящей элиты на этапе избирательной кампании. Часть правящей элиты по-прежнему привержена жесткой линии и считает, что ничего менять не надо, следует уповать лишь на силу и деньги и любыми административно-полицейскими и фальсификационными способами обеспечить желанную победу. Но во власти немало и таких, которые полагают, что уже на данном этапе надо позиционировать себя в более демократическом образе, начать кадровые и прочие реформы или хотя бы анонсировать их начало, с тем, чтобы заручиться хотя бы какой-то внешней и внутренней поддержкой.
Фикрет Гардабанский уверен: если Путин договорится с Алиевым и окажет ему поддержку, то совместными усилиями им не стоит особого труда оставить Рустама Ибрагимбекова за бортом выборного процесса – для этого первому достаточно лишь затянуть вопрос лишения гражданства, а второму воспользоваться рычагом отказа в регистрации. Но если требования Москвы окажутся неприемлемыми для Баку или Путин с целью сохранения прессинговых возможностей не выкажет пока поддержку Алиеву, то ситуация примет интригующий характер и властям страны придется считаться с фактором Ибрагимбекова.
«Сколько бы мы не говорили, что судьба выборов решается здесь и зависит от воли азербайджанского народа, тем не менее, все (и власть, и оппозиция) прекрасно понимают, что позиция основных внешних сил (США. ЕС, России) может стать предопределяющей в сценарном развитии избирательного процесса и обеспечить перевес в ту или иную сторону. Сегодня в этом вопросе пока нет никакой определенности», - уверяет автор.
«Выборы стремительно надвигаются и пока сохраняют высокую политическую интригу, но в самом обществе все еще не ощущается приближение этой судьбоносной даты. В обществе царит неопределенность. Впрочем, она царит на всех уровнях выборного процесса. Интересно, как долго эти процессы будут идти под знаком неопределенности?», - таким вопросом завершает свои рассуждения Гардабанский.
Комментарии читателей (10):
Пожалуй, вопрос о том, что общего между перечисленными в заголовке настоящей статьи территориальными образованиями, можно было бы и не ставить. Каждому мало-мальски интересующемуся международной политикой человеку известно - это самопровозглашённые, никем - или почти что никем - не признанные республики.
А вот относительно того, в чём разница между этими, государственными и так называемыми "государственными" образованиями, мнения в мире бытуют разные. От того, какое из них в конце-концов окажется доминирующим, зависят судьбы миллионов - а то и десятков миллионов - жителей земли.
Позволю себе и я высказать своё мнение по данному вопросу.
На мой взгляд, существенные различия в правовом статусе Нагорного Карабаха и Косово с одной стороны и Южной Осетии и Абхазии с другой стороны заключаются в том, что Карабах и Косово представляют собой административно-территориальные образования, входящие, соответственно, в состав Азербайджана и Сербии, а Южная Осетия и Абхазия являлись в составе Грузии национальными территориальными образованиями. Подтверждение справедливости такого их территориального устройства можно найти, совершив исторический экскурс далеко за пределы Советского Союза и Югославии, в состав которых в недавнем прошлом входили Азербайджан, Грузия и Сербия.
Достигшие определённого уровня внутреннего общественно-политического самоустройства те либо иные национально-территориальные образования, входящие в состав тех либо иных стран по праву могут ставить перед Мировой общественностью вопрос о собственной Независимости.
Административно же территориальные образования этого права не имеют.
По моему, именно исходя из принципов такого вот миропонимания, руководство РФ в категоричной форме заявляет о неприемлемости для России признания независимости самопровозглашённой Республики Косово, полученного ею со стороны Западной Европы и США.
Следовательно, согласно тем же принципам Россия, дабы не потерять лицо, обязана подходить и к вопросу о независимости никем непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Такой подход к нагорно-карабахской проблеме со стороны России мы, собственно, сегодня и наблюдаем. Иначе бы вопрос о государственном статусе Нагорного Карабаха был бы давно уже решён кардинальным путём. И не в пользу Азербайджана. За последние 19 лет поводов для такого решения карабахской проблемы было предостаточно. Во всяком случаи создать такой повод армянская сторона пытается регулярно, и лишь только осознание того, что Россия на такую мякину не клюнет, заставляет Армению применять выжидательную тактику.
По моему глубокому убеждению, Карабах – азербайджанская земля. И должен он принадлежать Азербайджану. Рано или поздно так и будет. Лучше бы раньше.
Самое печальное, что власти Азербайджана и сами зачастую используют враждебную антиармянскую риторику, и не предпринимают абсолютно никаких попыток пресечь ругань и оскорбления в адрес армян в азербайджанских СМИ.
В Армении и в Карабахе, справедливости ради нужно отметить, происходит то же самое. Но Армении спешить некуда. У неё нет миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Армения ждёт. Армения уповает, в крайнем случаи, на Косовский вариант решение Карабахского вопроса. В идеале Армения надеется на полное вхождение Карабаха в её состав.
По сложившемуся, благодаря армянской пропаганде, на Западе представлению, сегодня именно Армения является гарантом безопасности карабахских армян. Но Армения с каждым днём нищает… Ей уже не под силу выполнять такую миссию. Она, вопрошает, обращаясь к Мировому сообществу: Ну, кто же примет у неё караул? Кто защитит бедных карабахских армян от мясников рамилей сафаровых и головорезов ибадов гусейновых?
Чьи это будут миротворцы - ООН или ОДКБ? - определиться надо в первую очередь Азербайджану.
Тут азербайджанским властям и широкой азербайджанской общественности есть над чем призадуматься. (Чем ни повод поговорить об этом в преддверии визита в Баку президента России В.В.Путина и обсудить этот вопрос в ходе дебатов во время проведения давшей старт избирательной кампании на пост президента.)
Нужно только знать и помнить, - времени на раздумывания осталось не так уж и много.
Расквартированные в Косово голубые каски уже готовятся к передислокации.
А то и натовцы по пути из Афганистана заскочат сапоги в Каспийском море помыть.
В Адриатическое море НАТО рыло своё уже окунуло.
Александр Фоменков.
08.08.2013 г.
Россия, г.Таганрог.
Что касается выборов, альтернативы действующему президенту нет. В стране происходит динамическое развитие, растет благосостояние население, принимаются определенные меры по борьбе с коррупцией. При таких обстоятельствах ни один из оппозиционеров не сможет составить конкуренцию И. Алиеву.
Мне кажется что Путин старается вернуть Кавказ в свои руки.
В Армении ничего делать не надо,так пожизненно свои люди сидят у власти.
Поезд ушел — Словарь русских синонимов
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/1265 />
И излагают свои "размышления", далекие от исторической реальности и правдивости :)
Разочарованному А.Фоменкову, известно нам кто он, "привет" от И.Алиева :)