На политизированных кухнях Киргизии продолжают активно обсуждать митинговые страсти, охватившие Джети-Огузский район Иссык-Кульской области. Экспертное сообщество подсчитывает убытки, нанесённые всего за пару дней вынужденного сокращения объёма работ на руднике. Тем временем на кухни подкинули ещё одну тему — неспокойные будни в Джалал-Абадской области, где по аналогичному сценарию бузят местные поклонники Камчибека Ташиева. В обоих случаях сельчане помимо социального пакета требуют денонсации соглашения с канадским инвестором. Удивительно, но эта более чем политизированная масса сограждан ни словом не упоминает о своем отношении к будущей судьбе Центра транзитных перевозок «Манас». Странно, не правда ли? — задается вопросом обозреватель агентства 24.kg.
Под грифом «Инкогнито»
Многие из экспертов, комментирующих обострение общественно-политической ситуации в отдельных регионах КР, высказывают предположение о том, что все эти акции «гражданского возмущения» хорошо спланированы.
«Не исключено, что беспорядки в Кыргызстане спровоцированы политическим решением о выводе американской авиабазы «Манас», — говорит руководитель сектора центральноазиатских исследований Российского института стратегических исследований Дмитрий Александров.
По его мнению, последние события можно расценивать как попытку отдельных политиков искусственно раскачать лодку. «Прошли неформальная встреча глав стран — участниц ОДКБ, саммит ЕврАзЭС, где рассматривался вопрос денонсации соглашения по ЦТП „Манас“. День в день совпали беспорядки в Кыргызстане. Можно предположить, что это случайность. Нынешняя ситуация выгодна тем, кто против интеграционных процессов, в которых Кыргызстан активно участвует», — пояснил Дмитрий Александров.
Аналогичное мнение высказал другой эксперт — Марс Сариев. По его словам, «процесс митингов запущен глобальными игроками». Он не исключает, что «разыгранная как бы внутренняя политическая игра на самом деле есть проект, написанный извне».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И эксперт Института стран СНГ Андрей Грозин считает, что «на самом деле этот пятидневный конфликт в Джети-Огузе неспонтанный». «Люди живут в специально привезённых юртах, их снабжают генераторами, для которых завозят горючее, людей кормят. Все очень организованно. Ни о каком спонтанном недовольстве населения инвесторами речь не идёт. Это явно спланированная акция», — сказал он российским журналистам.
Деритесь баи, это кому-то нужно!
Пока разного рода политики, отставные чиновники и бывшие члены временного правительства, оставшиеся не у дел, раздают советы властям, в стране наблюдается ярко выраженный раскол региональных элит и их уже нескрываемая борьба за «место под солнцем». Оказавшиеся по разные стороны идеологических баррикад их лидеры всё чётче озвучивают свои симпатии или антипатии к внешним игрокам.
Очевидно, что активизация отношений с Россией и другими участниками Таможенного союза вызывает раздражение у некоторых местных политиков, симпатизирующих Западу и Госдепу США.
«Решение президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева о вступлении в Таможенный союз политическое, а не экономически обоснованное», — ранее заявил российский эксперт по вопросам Центральной Азии Аркадий Дубнов. По его словам, во время последнего визита в Бишкек вице-премьер-министр РФ Игорь Шувалов откровенно предупреждал, что это повлечёт социальные последствия. «Сигнал присоединиться поступил из Москвы. И когда президент КР объявил о вступлении в ТС, это было политическое решение, а не экономически обоснованное», — уточнил он.
Аккурат на фоне активной полемики по вопросам вступления КР в ТС, вывода военного компонента ЦТП «Манас» с территории гражданского аэропорта и громких заявлений о создании в партнерстве с Россией гражданского транспортного хаба вместо американской базы и начала больших проектов в гидроэнергетике (также в тесном сотрудничестве с РФ) в Киргизии вновь стали раскручивать тему «вороватых инвесторов из Канады».
Тем временем экономист Искендер Шаршеев подсчитал убытки, нанесённые митинговыми страстями последних дней.
По его предварительным оценкам, всего от беспорядков в Джети-Огузском районе и в городе Джалал-Абаде экономические потери составят более 1 миллиарда 63,2 тысячи сомов. Прибавьте ущерб от приостановки производства на руднике «Кумтор» — $4,6 миллиона.
И это без учета возможных, но вряд ли уже ожидаемых доходов от туристов из-за рубежа, теперь массово отказывающихся от поездок на Иссык-Куль и вообще в Киргизию.
Сквозь туман неразберихи
Журналисты, в силу своих профессиональных обязанностей оказавшиеся в самом центре людских страстей — и в Джети-Огузе, и в Джалал-Абаде, констатируют высокую организацию протестных акций. Исполнители получали четкие инструкции от неведомых модераторов: когда притихнуть, когда лезть на рожон, когда блокировать дорогу.
Марс Сариев говорит, что за обеими этими инсценировками «народного гнева» стоят пиар-технологи. Он рассказал журналистам, что во время митингов в Иссык-Кульской области политтехнологи, которые контролировали ситуацию, постоянно меняли своё местоположение и номера сотовых телефонов, передвигались на лошадях, очень чётко организовывали людей при захвате и обесточивании подстанции «Тамга», питающей рудник «Кумтор».
И, скорее всего, вовсе не случайно журналистам забросили информацию о якобы погибшем участнике беспорядков в Тамге устами Качкына Булатова, которого в эпицентре в тот час вообще не было. Это уже позже подтянулся он, а затем и небезызвестный Нурлан Мотуев. Цель неких авторов беспорядков стала приобретать конкретные очертания: расшатать ситуацию не только в Иссык-Кульском регионе...
И в Джалал-Абаде — те же бутылки с зажигательной смесью, которые (в отличие от горячих иссык-кульских молодцев) метают матери-героини.
«Всё продумано чётко. Идет к тому, что контрэлита, которая осталась за бортом, хочет прийти к власти и двинуться на Бишкек. Но на эти игры внутренних элит накладывается и внешний сценарий, потому что, я думаю, глобальные игроки и запустили этот процесс», — сказал Марс Сариев.
Внешний игрок, запустивший процесс дестабилизации в КР, по странному стечению обстоятельств активизировался после ряда саммитов ОДКБ и ЕврАзЭС, на которых президент России всячески выказывал своему киргизскому коллеге Алмазбеку Атамбаеву почёт и уважение. Российская пресса подводила итоги его неформального визита в Бишкек под такими заголовками: «Россия дает адекватный ответ американскому присутствию в Средней Азии».
В конгресс-холле госрезиденции «Ала-Арча» по итогам «встречи без галстуков» двух президентов вполне чётко было озвучено: Россия готова поддержать развивающуюся экономику Киргизии совместными проектами. Например, помочь в развитии того же аэропорта «Манас», территорию которого (и об этом в который раз громко заявил Алмазбек Атамбаев) в 2014 году должны покинуть американские военные. Российская же военная база «Кант» в КР, напротив, остается — до 2032 года. Соглашение об этом уже подписано Владимиром Путиным и Алмазбеком Атамбаевым. В дни приема высокого российского гостя в Жогорку Кенеш был передан законопроект о денонсации соглашения с правительством США о базе «Манас».
Так много совпадений и такая последовательность событий никак не могут подтвердить «стихийность» произошедшего в Джети-Огузе и Джалал-Абаде. Но на поверхности лишь формальный повод для их организации.
Ещё один любопытный штрих: Посольство США в Киргизии, весьма чутко и стремительно реагирующее при каждой подобной буче, на этот раз не выступает ни с какими заявлениями о своей озабоченности обострившейся в стране пребывания общественно-политической ситуацией. Зато в аппарат главы государства поступило письмо от Барака Обамы.
«Кыргызстан являлся надежным партнером Соединенных Штатов в совместных усилиях по установлению мира и стабильности в Афганистане на протяжении последних 11 лет благодаря размещению Транзитного центра в „Манасе“, — написал американский президент Алмазбеку Атамбаеву.
Продаться рад, купите меня...
Разумеется, кто бы ни стоял за этими двумя событиями, их никак нельзя было осуществить без привлечения достаточно большой по своей численности народной массы.
А наши народные массы охотно торгуют собой в обмен на водку и продуктовые наборы и выходят на любую акцию протеста. Независимо от повестки дня и имен организаторов.
Так было и в Джети-Огузе. Формальная причина конфликта — „Кумтор“ (очень удобная и, главное, раскрученная тема).
„Кумтор“ — единственное и самое крупное в республике предприятие. По официальным оценкам, его вклад в валовой внутренний продукт республики достигает четверти, то есть это даже не градо-, а республикообразующее предприятие. К сожалению, все годы, пока здесь работают канадские инвесторы, вокруг него постоянно происходят подобного рода конфликты. Были попытки локального давления на инвесторов, случаи блокирования дорог, но такого уровня проблем, как сейчас, не было. Происходит это потому, что отношение к иностранным инвесторам (не важно, к каким — российским, канадским или китайским) в республике, мягко говоря, потребительское. И центральная, и местные власти очень часто видят в них дойную корову и стараются выжать по максимуму — гораздо больше, чем заложено в контрактах. Вокруг „Кумтора“ постоянно происходят подобные истории. Давление на инвесторов, попытки пересмотреть контракты были все эти годы. Если официальным властям удастся выйти из нынешней острой фазы конфликта, то, скорее всего, мы будем наблюдать очередной пересмотр контракта, повышение социальных выплат со стороны инвесторов», — напомнил Андрей Грозин российским журналистам.
Если же количество конфликтов будет увеличиваться, а география разрастаться, то, по его мнению, можно ожидать серьёзного и масштабного политического кризиса в Киргизии.
«Официальный Бишкек очень серьёзно ограничен в возможности реакции на этот кризис. Силовое подавление может привести к большей радикализации, — считает Андрей Грозин. — Сейчас власть очень хрупкая, слабая, и ясно, что этой ситуацией пользуются все её оппоненты — и внутренние, и внешние».
Как ни крути, но кому-то очень на руку вся эта дестабилизирующая ситуация в КР. И, вполне возможно, прежде всего тем, кто не заинтересован в более тесном сотрудничестве на постсоветском пространстве.
«Некоторые наблюдатели в Бишкеке прямо говорят, что это внешнее давление, что внешние авторы используют давным-давно отработанные в Киргизии методики мобилизации масс, якобы на деле спонтанной», — резюмирует Андрей Грозин.
Асель Оторбаева, информационное агентство 24.kg
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии читателей (0):