России нужны общественные советы, заметил правозащитник Ефим Андурский в одной из своих статей. И сослался на президента РФ Владимира Путина, который поручил федеральному правительству внести предложения по разработке новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти. Теперь эксперт размышляет, кто позаботится о механизмах для муниципальных общественных советов?
В Казани, например, Общественный совет был образован 5 декабря 2008 года на правах совещательного и рекомендательного органа, специализирующегося в вопросах развития городского хозяйства. Прошло более 3,5 лет. Спрашивается, что было сделано? Отвечаю: ничего или очень мало. Во всяком случае, идею общественного совета муниципального образования или, другими словами, территориального общественного совета (ТОСа), высказанную 5,5 лет назад, реализовать так и не удалось. Во всяком случае, имеющийся Общественный совет скорее мёртв, чем жив, существуя преимущественно де-юре.
Отсюда вывод: эксперимент, продолжающийся уже более 3,5 лет, нужно либо одобрить, придать развитию Совета новый импульс, либо, признав этот эксперимент неудачным, распустить. Можно, наверное, в чём-то и не соглашаться с президентом России Владимиром Путиным, но против его замечания о том, что работа общественных советов носит формальный характер (это замечание он высказал в своей программной статье «Демократия и качество государства») у меня возражений нет.
В январе 2007 года в Казани состоялся круглый стол. Посвящён он был сотрудничеству общественных организаций с городскими властями в области ЖКХ и общественного самоуправления. Тогда и Казанская городская Дума, и Комитет ЖКХ исполкома Казани поддержали выдвинутую мной — в ту пору председателем Общественного комитета по реформированию ЖКХ Татарстана — инициативу по созданию городского общественно-муниципального совета.
Участники круглого стола пришли к заключению о том, что ТОС мог бы обеспечивать правовое просвещение населения, сбор и обработку соответствующих предложений, консультирование заинтересованных организаций и учреждений по вопросам ЖКХ и местного самоуправления. По мнению участников круглого стола в состав ТОСа могли бы войти представители Казанской городской Думы и исполкома Казани, специалисты ЖКХ и активисты общественных объединений. Было высказано мнение и о том, что в перспективе сферу компетенции общественно-муниципального совета можно будет расширить, не ограничиваясь вопросами ЖКХ. Но, увы, гора родила мышь...
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Понадобилось время, чтобы понять, почему перспективная, казалось бы, идея потерпела фиаско. Общественный совет не состоялся по трём причинам. Во-первых, вместо муниципального совета был создан Общественный совет при исполкоме. Во-вторых, не оправдалась ставка на население, практически неспособное к самоорганизации. И, в-третьих, к Общественному совету не проявили интереса органы местного самоуправления.
Необходимость общественного контроля над органами государства, включая судебную систему, обсуждалась не раз. Например, с председателем Верховного суда Татарстана Ильгизом Гилазовым. Но разве контроль над органами местного самоуправления менее актуален?
Согласно ст. 131 Конституции РФ структуру органов местного самоуправления определяет население муниципальных образований. В теории. Что же касается практики, то, как оказалось, до настоящего самоуправления население, приученное советской власти, что государство заботится о нём с рождения до смерти, попросту не доросло.
О том, что об идее ТОСа сообщило ИА REX, я написал мэру Казани Ильсуру Метшину. И поинтересовался, не посчитает ли он целесообразным организовать публичные слушания? Чтобы выяснить, что об этой идее думают жители Казани. Или, на худой конец, поручить обсуждение этой идеи имеющемуся Общественному совету.
Ответ поступил за подписью заместителя руководителя исполкома Казани Александра Лобова, курирующего вопросы, относящиеся к компетенции Общественного совета (ЖКХ, благоустройство и жилищная политика). Господин Лобов любезно пояснил, что создание ТОСа не относится к числу вопросов, которые в обязательном порядке подлежат вынесению на публичные слушания. И дал понять, что заморачиваться проблемой ТОСа не стоит и имеющемуся Общественному совету.
Соглашусь с тем, что Уставом Казани создание ТОСа не предусмотрено, что, впрочем, неудивительно, ведь в ту пору, когда этот устав только ещё проектировался, о ТОСе никто ещё и не помышлял. Мэрию, не желающую продвигать идею ТОСа, понять можно. Но ведь публичные слушания, казалось бы, можно проводить и по инициативе населения. Но, насколько я знаю, этого ещё никому не удавалось. Очевидно, что без внешней поддержки провести обсуждение идеи ТОСа нереально. Но, быть может, такую поддержку казанской общественности окажет президент России Владимир Путин?
Ну, а рассчитывать на население, пожалуй, не стоит. Основная масса жителей Казани, мне кажется, даже и не подозревает о том, что у неё есть право не только формировать органы местного самоуправления, но и осуществлять контроль над их деятельностью.
А между тем, единственным источником власти в нашей стране является её многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Он может осуществлять свою власть, как непосредственным образом, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Но Конституция ограничила его статусом «источника» власти, фактически закрепив её за чиновниками...
Выдающийся философ Курт Гедель заметил, что проблемы, существующие в системе, невозможно разрешить без вмешательства извне. Так, может быть федеральному центру не стоит отдавать на откуп региональным элитам весь комплекс вопросов местного самоуправления? И поддержать идею общественного совета муниципального образования...
Комментарии читателей (1):
http://echo.msk.ru/blog/efim/920357-echo/
http://gidepark.ru/user/1804570066/content/14585 />