Идея укрупнения регионов интересна, но стоит оценить и связанные с ней политические риски. Это относится и к проекту единого региона, который может охватить большую часть Северо-Западного ФО. Есть риски для интересов Кремля. СЗФО весьма предрасположен к оппозиционному голосованию (что ещё раз подтвердили и результаты парламентских выборов-2011). Есть отличия между регионами, но общая тенденция именно такова. И, если на президентских выборах результаты кремлёвских кандидатов по северо-западу неплохи (по Санкт-Петербургу, например, поддержка Путина в марте 2012 года оказалась выше, чем по Москве), то на выборах региональных ситуация может оказаться сложнее. В условиях выборности губернаторов Кремль вполне может получить супер-регион с оппозиционным (в той или иной мере) лидером во главе.
В случае объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области напрашивается и другой вопрос. Образуется новый регион, почти 80% населения которого будет проживать в региональном центре, обладающем немалыми источниками доходов (за счёт налога на рекламу, сдачи в аренду городского имущества и т.д.). Потенциально – это почва для конфликта между его мэром и губернатором региона в целом. Устранить единую городскую администрацию, а петербургские районы напрямую подчинить властям объединённого региона тоже не выход, так как город, всё-таки – единый связанный хозяйственный комплекс. Конечно, после ухода от прямых выборов мэров конфликты мэр-губернатор во многих регионах исчезли. Но тогда придётся объяснять петербуржцам, почему они не смогут выбирать своего мэра напрямую.
Укрупнение регионов – не обязательно путь к сокращению аппарата управления. Власть должна быть доступна (например, именно с учётом этого фактора в конце 18 века проводилась административно-территориальная реформа во Франции, в результате которой появилось деление на департаменты). В укрупнённом субъекте центры региональной власти окажутся дальше от жителей. Конечно, возможна передача решения многих вопросов на муниципальный уровень. Но тогда встанет вопрос о росте аппарата муниципального управления на местах (где часто сложнее найти квалифицированный кадры) и об этом надо помнить.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 07.07.12 Перспектива «русских округов» и супер-регионов в России: Григорий Трофимчук
- 06.07.12 Будущие супер-субъекты России - конструкция «Древней Руси»?: эксперты
- 06.07.12 России нужны 5 крупных самодостаточных субъектов: Алексей Мартынов
- 06.07.12 «Локомотивы роста» или новые очаги межнациональной напряжённости: Станислав Стремидловский об укрупнении регионов
Действительно, большая населённость региона – один из факторов, который заставит Кремль чаще обращать внимание на его нужды. Однако – именно один из факторов в ряду многих других. Наличие на Северном Кавказе вооружённого подполья и попытка выбить из-под него базу поддержки или опасения потерять отдалённые проблемные территории Дальнего Востока всё равно заставят Москву выделять им дополнительные дотации. И, кстати, большинство «чемпионов» по объёмам полученных федеральных дотаций из СКФО и ДФО – менее населённые регионы, чем многие «обиженные» за недостаток внимания субъекты центра и северо-запада России.
В то же время, на северо-западе или центре России меньше опасений, что новый укрупнённый регион, став более самодостаточным благодаря большим размерам, может пойти по пути сепаратизма. Кроме того, присоединение некоторых проблемных регионов к более развитым «локомотивам» действительно может быть обосновано. Но, стоит повториться, подходить к этой проблеме нужно, учтя все возможные риски.
эксперт ИА REX, политолог Михаил Нейжмаков
Комментарии читателей (0):