Новый губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил петербургским СМИ о создании совместной экспертной группы во главе с вице-губернаторами Ленинградской области и Санкт-Петербурга, главная задача которой — проанализировать направления и механизм практического объединения двух субъектов федерации. Судя по тому, что в дополнение к этому он высказал ряд теоретических и противоречащих Конституции России предположений о двухсубъектном бюджете и двухсубъектном парламенте будущего объединённого региона, можно предположить, что финальной частью объединения регионов Дрозденко заниматься не будет. В первую очередь потому, что, возможно, будущий объединённый субъект федерации будет не простым объединением двух, как это уже было в современной истории России, а супер-субъектом федерации, консолидирующим гораздо большую территорию.
Бюрократическими признаками того, что это объединение регионов, традиционно воспринимаемых как предмет особой заботы петербуржцев во главе России Путина и Медведева, стал декабрьский отказ уходящего главы администрации президента Медведева — Сергея Нарышкина — возглавить Ленинградскую область, несмотря на то, что он здесь лично вёл «Единую Россию» на парламентских выборах и принимал участие в подборе смены губернатору Валерию Сердюкову. Нарышкин неожиданно предпочёл стать председателем Государственной думы, а ставший после ухода губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко в спикеры Совета Федерации главой города Георгий Полтавченко превратился на Северо-Западе России в самую сильную политическую фигуру, что вряд ли планировалось. Вскоре из Ленинградской области в Карелию был откомандирован протеже Нарышкина на пост губернатора Александр Худилайнен, а в заместители к Полтавченко направлено доверенное лицо Путина — Олег Марков. В результате судьба двух петербургских субъектов федерации оказалась сосредоточена в руках неравновесных и нетяжеловесных федеральных фигур, которым объединять столичные земли вряд ли пристало.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 09.07.12 При создании супер-регионов есть риски для интересов Кремля: Михаил Нейжмаков
- 06.07.12 Будущие супер-субъекты России - конструкция «Древней Руси»?: эксперты
- 06.07.12 России нужны 5 крупных самодостаточных субъектов: Алексей Мартынов
- 06.07.12 «Локомотивы роста» или новые очаги межнациональной напряжённости: Станислав Стремидловский об укрупнении регионов
Тем временем состоялся первый акт расчленения Московской области, присоединения к Москве её по линейке обозначенного клина «Большой Москвы» и поручения даже самостоятельно нежизнеспособных остатков области федеральному тяжеловесу Сергею Шойгу, ещё недавно бывшего гораздо более влиятельным, чем новый мэр Москвы Сергей Собянин. Очевидно, что этот клин «Большой Москвы» — не только гигантский строительный и бизнесовый проект, но и тестовая модель того, как будут объединяться Москва и Московская область.
Незадолго до своего назначения на Московскую область Сергей Шойгу выступил с другим гигантским проектом — объединения Дальнего Востока России под управлением государственной корпорации, что в сталинском СССР уже было объединено в рамках «Дальстроя» ГУЛАГа НКВД/МВД. Но проект госкорпорации был отложен, а на его месте было создано административное соединение Дальнего Востока как министерства и федерального округа во главе с министром-полпредом Виктором Ишаевым (похоже, что опыт вице-премьера-полпреда на Северном Кавказе Александра Хлопонина всё-таки был осознан как не вполне удачный, чтобы множить число территориальных вице-премьеров).
Не исключено, что вслед за и одновременно с консолидацией Дальнего Востока и Москвы и окрестностей тестируется не просто объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и более масштабная консолидация русских регионов Северо-Запада вокруг северной столицы — дополнительно к столичной области также Псковской области (о скорой ликвидации которой говорил опытнейший эксперт по пространственному развитию России Вячеслав Глазычев), Новгородской области и Вологодской области, то есть присоединение заведомо убыточных регионов к перспективным донорам. Вряд ли к этому супер-субъекту Северо-Запада из числа соответствующего федерального округа будут присоединены национальные субъекты Карелию, Коми, Ненецкий округ, а также Мурманскую и Архангельскую области, предназначенные для осмысленной борьбы России за свою Арктику, но консолидация названной другой половины округа, кроме оздоровления убыточных регионов, создать мощный кумулятивный эффект, для инвестиционного, инфраструктурного, транспортного, транзитно-логистического обслуживания которого понадобится уже не одна государственная корпорация. И во главе экономического гиганта которой — выше Польши и всей Скандинавии с Прибалтикой — не зазорно будет встать и бывшему президенту или бывшему премьеру. Это единственное сделает голос большинства русских регионов центра и дальней окраины не голосом раздробленных нищих, а голосом экономических локомотивов.
Модест Колеров
Комментарии читателей (0):