Киргизия: путь в Евразийский союз

Какие отношения с Россией у Киргизии сейчас, окажется ли она в Евразийском союзе и кто может этому помешать - об этом в материале ИА REX.
30 мая 2012  11:54 Отправить по email
Печать

В октябре 2011 года тогда ещё премьер-министр России Владимир Путин опубликовал на страницах газеты «Известия» статью «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня». Это дало новый импульс к обсуждению перспектив создания Евразийского Союза, идея которого была высказана в своё время главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

«Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, - отметил тогда Путин, - способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП (Единое экономическое пространство – прим. ИА REX) необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз».

В настоящее время на постсоветском пространстве действует несколько военных, экономических и политических объединений – ОДКБ, ЕЭП, ЕврАзЭС, ШОС, Таможенный союз, собственно СНГ, но ни одно из них не отвечает вышеуказанным критериям.

Ближе всего к формату Евросоюза, который во многом служит здесь примером, подошёл Таможенный союз, объединивший Россию, Белоруссию и Казахстан. Следующим шагом на пути к созданию Евразийского союза должно стать присоединение к этим трём государствам Киргизии и Таджикистана.

«Я девушка честная…

Что касается политической стороны вопроса, Киргизия была и остаётся активным сторонником интеграции. В местных элитах, да и в массовом сознании никогда не было центробежных настроений.

Достаточно вспомнить, что в 1991 году, во время «парада суверенитетов», Киргизия приняла декларацию о независимости одной из последних. Киргизская Республика является членом всех объединений на постсоветском пространстве, кроме Таможенного союза, в который намеревается вступить в ближайшем будущем.

Подавляющее большинство жителей республики – от министра до таксиста – с ностальгией вспоминают советские времена и с большим энтузиазмом воспринимают любое сближение с северными соседями.

… но многовекторная»

Однако массовая поддержка идеи евразийской интеграции не отменяет других важных факторов, способных повлиять на энтузиазм Киргизии в этом вопросе, а именно – интересов других крупных игроков в регионе – США и Китая.

Китай, как любое динамично развивающееся государство, ищет новые возможности для экономической и политической экспансии. Небогатая Киргизия, имеющая удачное географическое положение и большой запас неразведанных полезных ископаемых, является отличным объектом приложения китайских усилий. В частности, активно обсуждается проект железной дороги из Китая в Узбекистан через Киргизию, вот-вот будет подписан договор о строительстве китайской стороной ЛЭП и распределительной станции «Датка-Кемин».

Неизменная готовность Китая к инвестициям в Киргизии уже стала аргументом в спорах последней с Россией. Говоря о планах строительства ГЭС, президент Алмазбек Атамбаев заявил радио «Свобода»: «Прежние власти ставили подписи под всеми бумагами, что строительством всех ГЭС будет заниматься Россия. Сейчас мы изменили подход, и предлагаем российским партнёрам строить то, что они могут построить, нет – мы отдадим проекты тем, кто в состоянии это сделать», то есть, в первую очередь, Китаю.

Если у Китая политический интерес обусловлен экономическим, то с Соединенными Штатами дело обстоит ровно наоборот: все инвестиции имеют целью «задобрить» киргизскую сторону и смягчить её позицию по ключевым для США проблемам, в первую очередь, по Центру транзитных перевозок в аэропорту «Манас». Насколько важен этот вопрос, можно судить по недавним откровениям американского посла в РФ Майкла Макфола, который признался, что его страна пыталась подкупить президента Бакиева ради сохранения военной базы, но выгода, предложенная Россией, оказалась привлекательнее. Не стоит удивляться, если в 2014 году, после вывода американских военных из Афганистана, ЦТП сохранится в другом формате или в том же, но под новой вывеской.

«It`s the economy, stupid!»

При всей важности внешнеполитических и внешнеэкономических аспектов главным тормозом для вступления Киргизии в Таможенный и Евразийский союз могут стать нерешенные экономические проблемы внутри страны.

В настоящее время государственный бюджет Киргизии пополняется за счёт трёх основных источников: доходов от золотодобывающей отрасли, реэкспорта китайских товаров и денежных переводов от трудовых мигрантов.

Особенно уязвимым в свете вступления в Таможенный союз представляется реэкспорт. Крупнейшие рынки страны – «Дордой» (на севере) и «Кара-Суу» (на юге) – кормят сотни тысяч семей. Уже сейчас, после вступления в ТС Казахстана, реэкспорт на севере Киргизии существенно сократился, в случае же её вхождения в союз, реэкспорт прекратится вовсе, что грозит социальным взрывом. Чтобы предотвратить такое развитие событий, власти страны намерены развивать собственное производство, в первую очередь, швейное и текстильное. Ресурсы для этого имеются.

Большие опасения у населения Киргизии вызывает перспектива роста цен на потребительские товары в результате изменения таможенных ставок в рамках ТС. Часть из них будет снижена или отменена (например, ввозная пошлина на российские ГСМ), но это не покроет издержек от роста тарифов на внешних границах союза. Поэтому вступление Киргизии в Таможенный союз возможно только при условии поэтапного введения единых пошлин, как это уже сделано для Казахстана.

Киргизия является членом ВТО и в случае вступления в Таможенный союз будет вынуждена выплатить компенсации западным партнёрам, так как в Таможенном союзе средняя ставка в два раза выше, чем в ВТО. Эта проблема не столько финансовая, сколько кадровая – в республике не хватает опытных переговорщиков, знакомых с правилами ВТО и способных вести диалог на должном уровне. Здесь на помощь пришла Россия, которая предложила провести необходимые согласования от имени Киргизии силами своих специалистов, накопивших за долгие годы переговоров огромный опыт общения с этой организацией.

Если реэкспорт и потребительские цены могут сработать во вред евразийской интеграции Киргизии, то доходы трудовых мигрантов после вступления в ТС только вырастут, так как членство в союзе предполагает свободное перемещение рабочей силы.

Дешёвая рабочая сила также является весомым аргументом для прихода в республику иностранных инвестиций, в первую очередь – российских и казахстанских.

Маленький дракон

Вскоре после своей инаугурации Алмазбек Атамбаев заявил: «Если буду жив и здоров, то обещаю, что не сам превращусь в чудовище, а сделаю из страны дракона. Потому что наша страна богата на ресурсы. Мы можем стать маленьким, но могущественным азиатским драконом. Для этого у нас всё есть».

Каков будет облик нового азиатского дракона, нам ещё предстоит узнать, но кое-что он уже показал – восточное коварство и несговорчивость. В ходе визита в Москву в феврале 2012 года Атамбаев на все лады демонстрировал симпатию к северному соседу и готовность к дальнейшему сближению. Заявлял даже о желании Киргизии вступить в Таможенный союз до конца 2012 года. Когда же речь заходит о конкретных проектах, например, распределении доходов от ещё не построенной ГЭС «Камбарата-1» или раздела акций завода «Дастан», Киргизия отчаянно торгуется, рискуя срывом всего проекта.

Тем не менее, вступление Киргизии в Таможенный, а затем и в Евразийский союз не просто возможно, оно неминуемо. Иначе амбициозные планы лидеров России и Казахстана по собиранию постсоветских земель не смогут воплотиться в реальность. Следует ожидать, что республике будет оказана всесторонняя поддержка для преодоления внешних и внутренних барьеров, но процесс этот будет непростым, как для самой Киргизии, так и для её партнёров.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть