Завершается четырёхлетний срок президентских полномочий Дмитрия Медведева. 7 мая после инаугурации официально вступит в должность главы государства Владимир Путин, избранный президентом на выборах 4 марта 2012 года. На срок президентства Медведева пришёлся мировой финансовый кризис, именно ему пришлось принимать трудные, судьбоносные решения. Общественное мнение чаще ругало относиельно молодого президента, чем хвалило. Рейтинг нано-президента, любителя iphone и ipad, готового шутить с резидентами Comedy Club, общаться в Twitter и выступать на одной сцене с известным своими идейными работами по развалу СССР американским политологом Збигневым Бжезинским, стремительно падал. Возможно, Россия оказалась ещё не готова к такому прогрессивному (по мнению многих, прозападному) главе государства. Похоже, нам всё ещё нужен царь-батюшка, который скажет что и как делать.
Подводя итоги правления Медведева, ИА REX провело опрос экспертов, в ходе которого каждый из них назвал 5 самых глупых (по их мнению) решений, принятых президентом Дмитрием Медведевым за срок руководства страной и 5 самых важных и правильных решений. У многих вопросы вызвали трудности, а некоторые ответы вовсе одни отнесли в список положительных дел, другие — в список отрицательных.
Самым важным решением, за которое мы должны быть благодарны Дмитрию Медведеву, оказалась защита Южной Осетии в ходе пятидневной войны в августе 2008 года.
«Россия показала, что не боится защищать своих союзников. Избежала дестабилизации в собственных регионах Северного Кавказа, которая неминуемо последовала бы, если бы действующим там силам стало понятно, что Кремль слаб», — заявил политолог Михаил Нейжмаков.
«Крещение огнём, то есть грузино-осетинская, или, если угодно, пятидневная русско-грузинская война, была первым звёздным часом Дмитрия Медведева. Я тогда, глядя, как он подписывал указы о признании Абхазии и Южной Осетии фактически под дулами орудий НАТОвского флота, восхищалась и аплодировала, поскольку не ожидала от него такой прыти», — пояснила журналист Сандра Новикова.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 26.09.12 Кому нужна «демедведизация»: эксперты об отставке Дмитрия Медведева
- 04.06.12 Москва припрёт себя к стене своими собственными руками: эксперты о программе десталинизации
- 04.05.12 Судьбоносные решения президента Медведева: от защиты Южной Осетии до сдачи Ливии
- 03.05.12 Основная глупость Медведева в том, что он снова идёт во власть: Александр Русаков
Звёздным часом главнокомандующего Медведева назвал пятидневную войну с Грузией и журналист Андрей Давыдов: «Даже решение не брать Тбилиси было абсолютно верным — это не имело военного смысла, зато политические, да и экономические осложнения мы бы расхлёбывали до сих пор».
А научный руководитель Центра изучения современности (Париж, Франция) Павел Крупкин считает, что эти действия во время грузинской провокации «здорово поспособствовали восстановлению самооценки и самочувствования граждан страны».
Вторым по популярности правильным решением стало признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Так, по мнению Нейжмакова, признание независимости Абхазии и Южной Осетии было просто необходимо хотя бы затем, чтобы иметь дополнительный предлог для сохранения российского военного присутствия в этих республиках (а значит, и защиты их от угрозы военного удара в будущем). «Да, появилась нервозность в руководстве Азербайджана и Молдавии, которые боялись, что такой шаг Москвы станет прецедентом для Нагорного Карабаха и Приднестровья. Однако с руководством Молдавии у Москвы были и без этого сложные отношения даже при Воронине, не говоря уже о нынешней правящей коалиции, а продолжению сотрудничества с Азербайджаном этот шаг в итоге не помешал», — пояснил политолог.
По его мнению, в Топ-5 самых удачных решений вошла ротация губернаторского корпуса и замена губернаторов-«старожилов»: «Предпосылки для этого были созданы в первые два срока Путина, когда федеральные корпорации поглотили ключевые активы в регионах, выбив из-под многих губернаторов-„старожилов“ экономическую базу их самостоятельности. Считается, что такая политика ударила по „Единой России“, которая уже не могла опереться на авторитетных глав регионов в ходе федеральных выборов. Но дело в том, что многие снятые губернаторы прежнюю популярность и так растеряли. Хотя, конечно, есть исключения — например, побывав в Ханты-Мансийском АО, легко удостовериться, как там уважают экс-губернатора Александра Филипенко. Другое дело, что Кремль использовал кампанию по замене губернаторов не до конца. Если бы она сопровождалась массовыми судебными процессами против высокопоставленных региональных чиновников, виновных в злоупотреблениях, властям бы удалось перехватить лозунг борьбы с „жуликами и ворами“ у оппозиции и неприятности Кремля после думских выборов не были бы столь масштабны. Заявив в „прощальном“ интервью, что для чиновника отставка страшнее уголовного преследования, Медведев показал, что не извлёк урока из этой истории».
Историк, независимый эксперт, кандидат исторических наук Модест Колеров также включил в список правильных дел Медведева изгнание из правительства вице-премьера Алексея Кудрина, продление пребывания Черноморского флота в Крыму и создание Таможенного союза. На важность воссоединения (создание Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана) обратила внимание и Сандра Новикова: «Это веление времени».
Михаил Нейжмаков считает плюсом действующего президента отказ от разрыва с Путиным и отказ от выдвижения на второй срок: «Среди оппозиционеров, экспертов и политтехнологов большинство, ожидавших такого шага от Дмитрия Анатольевича, обычно поясняло, что „слабого Медведева“ (которого именно так воспринимали в этой среде) будет проще склонить к уступкам, а то и отстранить от власти, чем более жёсткого Путина. Такой сценарий исходил вовсе не из сочувствия к третьему президенту России и роль ему отводил явно не выигрышную. Судя по тому, что лозунг про „партию жуликов и воров“ был вброшен ещё за год до думских выборов, а наличие Медведева во главе списка „Единой России“ не помогло ей увеличить результат, декабрьские неприятности властей повторились бы и в случае выдвижения Дмитрия Анатольевича на второй срок. В то же время, рост недоверия к нему среди традиционного „путинского большинства“ создали бы для него новые проблемы в ходе выборов, что только усилило бы нестабильность в стране».
Единственно верным решением Медведева — не идти на второй срок — назвал политолог Андрей Куприков.
Сандра Новикова также отметила, что Медведев не предал Путина, прошёл искушение медными трубами (то есть властью и славой) и не нарушил заключённые с Путиным соглашения: «А уж нарушить договорённости с Путиным президента подбивала вся кремлёвская и околокремлёвская либеральная рать — годами они нашёптывали, соблазняли и ловили на слабо действующего президента: „Ну, покажи, что ты самостоятельный политик, ну, оправдай же наши ожидания, ну, отправь же Путина в отставку и (или) пойди на выборы!“. Но Дмитрий Анатольевич не сломался, и в сентябре прошлого года предложил выдвинуть кандидатом в президенты Путина, а в декабре, и позже, в марте 2012 года, не поддался на шантаж улицы и не отменил, якобы под давлением „возмущенных народных масс“, результаты выборов. Теперь нужно пройти ещё один этап — инаугурацию. Мы точно знаем, что „господа несогласные“ хотят собрать „марш миллионов“, дестабилизировать ситуацию, и если удастся, довести дело до введения чрезвычайного положения и отмены инаугурации.
Думаю, что и власть это знает, и принимает необходимые меры противодействия. Так что будем надеяться, что всё пройдёт хорошо, и после инаугурации Путина мы с чистой совестью сможем назвать Медведева „Димитрием-местоблюстителем“».
Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Пётр Искендеров, отвечая на вопрос о положительных моментах правления Дмитрия Медведева, заявил: «Это, безусловно, активная политика на Закавказье: речь идёт об участии РФ в военных действиях в августе 2008 года, которые были крайне необходимы с точки зрения государственной целостности России. Не факт, что Россия предприняла бы подобные действия, будь в этом качестве другой человек. Второе — это, безусловно, заявленные и начавшиеся реализовываться политические преобразования — в том числе упрощение регистрации партий и возвращение выборности губернаторов. Правда, это произошло несколько поздно; очевидно, что эти решения могли бы быть приняты несколько лет назад — по крайней мере, до последних парламентских выборов, что помогло бы снять напряжение в обществе. Также можно отметить положительный общественно-политический климат в стране, который сложился в последнее время, за исключением последних оппозиционных митингов, которые имели совершенно конкретные причины. Безусловно, положительным является определённое улучшение российско-американских отношений, в частности, заключение договора по СНВ и та перезагрузка, которая до определённого времени развивалась достаточно успешно. Как человек, Дмитрий Медведев достаточно открыт, и он проводил достаточно открытую политику, позитивно воспринимал критику, и стал тем человеком, которому удалось наладить определённые взаимодействия с общественными организациями, с уполномоченными по правам человека, и с другими подобными структурами. В этом плане Дмитрий Медведев может сказать, что он был первым демократическим президентом не только в плане демократического избрания, но и в плане демократических убеждений как таковых».
Андрей Давыдов к положительным также отнёс: инициативу Сколково, электронное правительство, «сдачу Ливии»!!! «Многие, конечно, отметят „сдачу Ливии“ в отрицательном списке, но есть и положительный аспект. Медведев во многом расстался, как и Путин в своё время, с иллюзиями в отношении „общечеловеческого“ Запада. Возможно, это остановило Дмитрия Анатольевича от конфронтации с Путиным, к чему его усиленно подталкивало прозападное лобби», — пояснил эксперт.
В целом, по его словам, Медведев справился на посту президента РФ, не наломав таких дров, которые нельзя было бы поправить.
Павел Крупкин, отмечая положительные стороны правления Медведева, назвал его верность командному духу: «Несмотря на постоянное подзуживание „свиты“, он своего партнёра по команде всё же сдавать не стал, и вполне обошёлся без каких-либо „революций“. Сюда же может пойти дальнейшая работа команды по десакрализации власти — уже второй раз „Главный“ покидает свой пост без особых проблем, создавая прецедент такого действия».
«Свою же „крутизну“ Медведев подтвердил неоднократными чистками „генералитета“ страны. Обновление людей на элитных должностях в течение прошедших четырёх лет было существенным, и в этом Медведев, конечно же, превзошёл своего партнёра по „тандему“, — продолжил эксперт. — Он решился вынести на политический уровень дискуссию о модернизации. Несмотря на общий шаманизм и „карго“ „звукового сопровождения“, это действие хорошо повлияло на интеллектуальную жизнь в стране, создав вовлечённым людям иллюзию перспективы. Будем надеяться, что активность людей вокруг Сколкова „и около“ завершится созданием островков Современности в нашем архаизирующемся обществе, и эти островки со временем смогут стать опорой для возвратного рывка страны „к свету“. Наконец, нельзя не отметить работу президента над „обвинительным уклоном“ наших правоприменителей — количество „сидящих“ за время его правления уменьшилось примерно на 100 тыс. человек, и, в соответствии с его заявлением на недавней пресс-конференции, оно сейчас составляет примерно 800 тыс. человек — никогда ещё в России не сидело меньше».
Журналист Сандра Новикова к числу мудрых решений Медведева отнесла твёрдую позицию России по Сирии и развитие отношений с Китаем.
«Высоко ценю реформу Вооруженных Сил России с финальным повышением денежного довольствия военным — впечатлило. При президентстве Дмитрия Медведева Россия достаточно благополучно пережила финансовый кризис (либо его первый этап) — серьёзная заслуга. Самое главное — относительно стабильное поступательное развитие страны за последние четыре года — при всей аллергии на осточертевшее заклинание „стабильность“, как можно не отдать должное президенту?
Несмотря на завидную моложавость Медведева, к нему вполне применимо выражение о старом коне, не портящем борозды, но и не пашущем глубоко», — резюмировал блогер Александр Хохулин.
Таким образом, в ТОП-5 самых правильных решений Дмитрия Медведева вошли:
- Защита Южной Осетии в августе 2008 года
- Признание независимости Южной Осетии и Абхазии
- Отказ от разрыва с Путиным
- Движение в сторону интеграции (ТС и ЕЭП)
- Отказ от выдвижения на второй срок
В опросе принимали участие: историк, независимый эксперт, главный редактор ИА REGNUM Модест Колеров, политолог Михаил Нейжмаков, cтарший научный сотрудник Института славяноведения РАН Пётр Искандеров, политолог Алексей Мухин, научный руководитель Центра изучения современности Павел Крупкин, журналист Сандра Новикова, блогер Александр Хохулин, журналист Адрей Давыдов, политолог Андрей Куприков, бизнес-тренер Людмила Богуш-Данд.
Комментарии читателей (3):