Исчерпав запас ограничительных мер, Запад начинает потихоньку покусывать Росатом. Пару недель назад США ввели рестрикции против его «дочерних» структур. Теперь пытаются давить с европейского фланга, параллельно создавая собственный «альянс», пишет экономист и публицист Константин Двинский в своём Telegram-канале.
Не так давно пришла новость о том, что Япония, Великобритания, Канада, США и Франция договорились снизить зависимость рынка ядерного топлива от поставок России. Нам это стоит воспринимать так – ну договорились и договорились. Подобные декларации о намерениях в области атома мы слышим не первое десятилетие.
Однако противопоставить Росатому на Западе все равно пока нечем. Да и России нет особого смысла продолжать сотрудничество с Западом. Нам необходим разрыв всех связей. Даже тех, которые с первого взгляда кажутся выгодными. Как показывает практика, в долгосрочной перспективе любое сотрудничество заканчивается для России потерями.
Вернемся к атому. Достаточно посмотреть на состояние западных крупнейших корпораций – непонятно чей Westinghouse, который постоянно банкротится и переходит из рук у руки, и французская EDF, которая не так давно отчиталась о рекордных убытках в 17,9 млрд евро и долгах в 64,5 млрд евро. При этом обе компании обладают компетенциями лишь в разработке реакторов, но не в строительстве и производстве оборудования.
Так что нет ничего удивительного в том, что все их международные проекты год за годом – за редким исключением, череда неудач. Отчасти спасает только внутренний рынок, где приходится обслуживать уже имеющиеся АЭС. Ну и «сильные и независимые» отдельные камикадзе Восточной Европы, которым уже вообще ничего не жалко.
Но кусать-то хочется. Однако напрямую ввести рестрикции против Росатома никто не может – слишком большая зависимость даже ключевых игроков. Даже «позеленевший» от злости Брюссель помалкивает. Однако глобалисты нашли-таки овечку на заклание. И снова эта «почетная» роль досталась безвольной Германии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Пару дней назад там произошло своего рода историческое событие – были закрыты три последние АЭС. Больше атомной энергетики у немцев нет. И буквально в ту же секунду правительство ФРГ заявило Еврокомиссии о целесообразности ввода ограничений против российской ядерной энергетики в рамках 11-го пакета. Вот так. Мавр сделал свое дело, мавр может идти дальше крушить свою промышленность.
А ведь когда-то в лучшие годы на рубеже тысячелетий мирный атом обеспечивал немцам почти 30% всей генерации. Однако «зелёный» поезд настолько разогнался по пути на станцию Деиндустриализация, что даже стоп-кран в лице энергетического кризиса не смог его остановить.
Читайте подробнее: Закрытие ядерной энергетики Германии
Несмотря на то, что решительный курс на отказ от атомной энергетики в Германии был взят ещё в конце 90-х после прихода к власти коалиции социал-демократов и «зелёных» (Шредер принял решение о постепенном выводе атомных электростанций из строя), мировой кризис 2008 года несколько отрезвил тамошние власти. И Меркель продлила сроки эксплуатации оставшихся АЭС. Однако нынешних «зелёных» не останавливает ничто. В конце 2021 закрыли три из имевшихся шести. Ну а теперь покончили и с последними.
Немного для понимания масштаба. Годовой объём выработки закрывшихся АЭС составил 36,5 ТВтч. В 2022 году они обеспечивали 6% от общего энергобаланса. Для сравнения – это больше, чем годовой объем потребления электроэнергии в Ирландии. Добавим к этому ещё и фактическое прекращение трубопроводных поставок газа из России.
При этом основная надежда немцев была на импорт от французских АЭС. Однако, несмотря на то, что на фоне остальной Европы, атомная отрасль Франции выглядит относительно неплохо, дела там тоже обстоят, мягко говоря, не лучшим образом. Производство электроэнергии благодаря остановке более половины (32 из 56) реакторов и протестам достигло уровня (!) 1992 года. Поэтому в 2022 году страна превратилась из главной надежды всей Европы в нетто-импортёра электричества. Спасали буквально всем миром.
В целом за прошлый год Евросоюз сократил общий спрос на электроэнергию на 4,4%, или на 117 ТВтч. Для понимания – в докризисные годы Польша потребляла в среднем 140 ТВтч. А такой энергетический «гигант» как Литва – 12 ТВтч. То есть это очень много. Более того, надо понимать, что львиную долю сокращения взяла на себя именно промышленность.
Разумеется, никакого одномоментного краха Европы или же Германии не будет. Последствия будут иметь именно долгосрочный характер. Всё-таки европейцы имеют достаточный запас накопленного «жирка». Однако тут как в выражении «чем хуже, тем лучше». Только наоборот. Отрезвить тамошних политиканов от продолжения скольжения по «зелёным» рельсам мог только какой-то резкий удар. Например, аномальные холода зимой. Однако этого не случилось, и лягушка продолжила вариться медленно. Как некогда Россия варилась в удушающих объятиях глобалистов.
Таким образом, США используют буквально все возможности экономического давления на Россию. И готовы отдать в жертву Европу. Ведь Германия является главным «донором» всего Евросоюза. И её угасание означает девальвацию европейского макрорегиона, снижение его будущей конкурентоспособности. Отказ от стабильных и дешевых источников электроэнергии – это по сути приговор собственной экономике. Ведь эксплуатация АЭС выгодна именно на долгосрочном периоде – низкие эксплуатационные затраты при существенных капитальных на стадии строительства.
Параллельно работает и любимая схема «разделяй и властвуй». Наклевывавшемуся альянсу Германии и Франции вокруг спасения того же автопрома (недавно Еврокомиссия приняла решение об отказе от ДВС к 2035 году, против чего коллективно выступали Макрон и Шольц) или в отношении Китая не дают появиться на противоречиях против атомного сектора. А на случай разрешения оных на страже сидит верный цепной пес в Варшаве.
Комментарии читателей (1):