Одни из крупнейших в мире зернотрейдеров Viterra и Cargill объявили о намерении прекратить транспортировку российской агропродукции. В Минсельхозе уже заявили, что это никак не отразится на объемах экспорта. Активы компаний продолжат функционировать вне зависимости от того, под чьим управлением они будут находиться.
Cargill принадлежит доля в 25% в зерновом терминале КСК в Новороссийске мощностью 6 млн тонн в год, а также предприятие по выпуску кормовых ингредиентов и продуктов из крахмала и патоки. Что интересно — в прошлом Cargill выделила $40 млн для НКО, поддерживающих Украину, но при этом продолжала работу в России.
В свою очередь, Viterra является подразделением Glencore. Ей принадлежит терминал в порту Тамань мощностью 5 млн тонн в год. Непонятно, почему Минсельхоз выделил этой фирме одну из самых больших квот на экспорт. В Glencore не раз публично заявляли об осуждении СВО.
Однако даже если эти две компании уйдут, останется еще множество ТНК, которые наживаются на российском зерне, перепродавая его по завышенным ценам. И очень хочется подобное как-то пресечь. Это вообще реально?
Прямо сейчас сложно сказать, однако российским властям точно стоит начинать готовиться к чему-то подобному — создавать собственный флот, продумывать его страхование. Единственное, что вызовет затруднения, так это экспорт зерна в Европу своими силами. Может и не надо этого делать? Или хотя бы тогда публично стоит заявить, что перевозить его в ЕС будут или наши корабли, или никакие?
Тем более, что трейдеры зерна нам совсем не друзья, они просто наживаются на ситуации. Например, семейный транснациональный агропромышленный конгломерат Louis Dreyfus владеет несколькими активами на Украине. Свою долю на российском рынке в 2022 году компания смогла увеличить за счет того, что не испытывала трудностей в преодолении торговых санкционных барьеров — в отличие от отечественных экспортеров.
Производитель крахмала, подсластителей и сиропов ADM после начала СВО перечислил Украине $5 млн. В его собственности в нашей стране все еще остаются два завода по переработке кукурузы. За 2021 год компания заработала в России 108 млрд рублей.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Это лишь часть разбора рынка сельского хозяйства. Однако даже этого достаточно для того, чтобы понять — иностранные ТНК используют российские ресурсы, а после спонсируют Украину.
Комментарии читателей (0):