После конвульсий 2022 года европейский газовый рынок, похоже, вступил в фазу «новой нормальности», которая всё еще остается довольно болезненной для Европы, об этом 6 марта пишет обозреватель Bloomberg Хавьер Блас.
Эта «новая норма» радует оптимистов, так как цена упала на 85% по сравнению с пиком, но огорчает пессимистов — ведь она вдвое превышает докризисный уровень.
На первый взгляд, кризис закончился, и для многих политиков, которые боялись отключения электричества и замерзания домов, это повод для радости. Но не всё так просто.
Для бизнеса ситуация гораздо сложнее. Нынешние цены по-прежнему очень болезненны, хотя, вероятно, бизнес сможет их пережить, ещё сильнее затянув пояса. Для энергоемких отраслей региона, таких как химическая промышленность, цены остаются катастрофически высокими.
Аналогичная история и на рынках электроэнергии. Например, цены на электричество в Великобритании установились на уровне втрое выше среднего показателя 2010-2020 годов.
Столкнувшись с ростом затрат, который, по-видимому, продолжится ещё неопределенное время, компании повышают цены, чтобы защитить прибыль. Этот процесс начался в 2022 году, но в 2023 году набирает обороты, что, в свою очередь, усиливает инфляцию в Европе, особенно в сфере услуг и производства. Растут даже цены на продукты питания, поскольку некоторые теплицы были вынуждены закрыться из-за непосильных расходов на отопление. Европейский центральный банк и Банк Англии оказались в затруднительном положении: несмотря на вялый экономический рост, прогнозируется дальнейшее повышение процентных ставок.
Немецкий химический гигант BASF подытожил ситуацию тем, что объявил о сокращении рабочих мест и закрытии заводов.
«Конкурентоспособность Европы всё больше страдает, — заявил глава BASF Мартин Брудермюллер. — Высокие цены на энергоносители ложатся дополнительным бременем на рентабельность и конкурентоспособность».
Однако есть и хорошие новости, говорит автор. Европа пережила зиму гораздо лучше, чем многие опасались. Регион значительно сократил потребление газа и смог импортировать большой объем СПГ из дружественных стран, особенно благодаря сниженному спросу со стороны Китая. То есть Европе пришлось потратить из хранилищ меньше газа, чем в предыдущие зимы, что позволило ценам несколько снизиться.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
А теперь плохие новости. Следующей зимой Европе будет трудно повторить этот подвиг. Во многом экономия спроса и последующее снижение цен объясняются удачей (теплая погода), сокращением экономики (упало производство, в том числе продуктов питания) и переходом на грязное топливо (с газа на уголь). По словам аналитика Международного энергетического агентства Грега Молнара, «мягкая погода в 2022 году стала причиной снижения спроса примерно на треть». Лишь 20% экономии газа связано с энергоэффективностью и изменением поведения. А СПГ было в достатке, поскольку не было спроса со стороны Китая. ЕС не стоит рассчитывать, что это повторится в 2023 и 2024 годах.
Скорее всего, цены еще долго останутся значительно более высокими по сравнению с докризисным уровнем, а это значит, что европейские компании в долгосрочной перспективе потеряют конкурентоспособность, а регион столкнется с затяжной инфляцией. И это не повод для радости.
Комментарии читателей (0):