Дата-центры для промышленного майнинга - относительно молодое направление в российской экономике, которое, однако, уже вносит значительный вклад в развитие регионов своего присутствия, заявил ИА REX директор по взаимодействию с государственными органами BitRiver Олег Огиенко.
При этом российское законодательство в отношении данных субъектов предпринимательской деятельности только находится на стадии становления и пока не отражает особенностей их функционирования. Введение искусственных и ограничительных мер в условиях формирующегося рынка создаст предпосылки для сворачивания деятельности по промышленному майнингу и в конечном итоге лишит российские регионы налоговых поступлений.
Кроме того, по экспертным оценкам, снижение инвестиционного потенциала отрасли только на 50% (с 5 до 2,5 ГВт в течение ближайших двух лет) повлечет возникновение около 50-75 млрд рублей выпадающих доходов ресурсоснабжающих компаний ежегодно.
Следует отметить, что промышленные дата-центры для майнинга не несут негативной нагрузки на энергосистему: они строятся в строгом соответствии с уже существующим законодательством, которое подразумевает строительство объекта потребления электрической энергии только при условии реальной возможности у генератора и сетевой компании обеспечить качественное энергоснабжение такого потребителя.
Сооружение крупных дата-центров для майнинга как правило предполагает разработку и согласование с сетевой организацией и системным оператором схемы внешнего электроснабжения, подтверждающей или отвергающей возможность системы обеспечить объём потребления электроэнергии будущим дата-центром для майнинга с сохранением надежности энергоснабжения всех потребителей энергоузла и энергосистемы.
Зачастую, операторы крупных промышленных дата-центров для майнинга сами возводят и модернизируют электросетевые объекты магистрального класса для осуществления к ним технологического присоединения, не перекладывая эти расходы на электросетевые организации.
«Серый» неконтролируемый майнинг, маскирующийся под бытового и иного льготируемого потребителя, напротив, возникает без согласования с энергетиками и создает на энергосистему нагрузку, которая не была учтена при планировании электросетей. И в этом смысле каким-то дополнительным нормативным запретом на размещение майнинга в энергодефицитных районах проблему не решить.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 04.06.24 Для майнинга целесообразно создать отдельный код ОКВЭД
- 07.08.23 Шесть майнинг-ферм в Дагестане похитили электроэнергию на 23 млн рублей
- 15.03.23 Глава Минэнерго призвал регионы переходить на специальные электротарифы из-за майнеров
- 26.01.23 Адвокат Ольга Сулим указала на недостатки предложения изымать дачи за долги
Таким образом, обсуждаемый запрет майнинговой деятельности в энергодефицитных районах России видится нецелесообразным: необходимые запреты и ограничения строительства крупного потребителя электрической энергии уже заложены в действующем регулировании, поскольку в энергосистеме не может возникнуть из неоткуда крупный работающий официально промышленный потребитель электроэнергии – он возникает только в тех районах, где энергосистема и регуляторы допускают его создание и это экономически и технически эффективно и целесообразно.
Представляется, что такие запреты только ускорят процесс ухода индивидуальных и мелких майнеров в «серую зону» и будут оказывать дополнительную повышенную нагрузку на электрические сети, а ответственный и платежеспособный промышленный майнинг пострадает.
В целях минимизации возможных негативных последствий, связанных с повышением нагрузки на энергосистему Российской Федерации, целесообразно устанавливать цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для майнеров в соответствии с действующим законодательством.
Дифференцируя при этом тарифы на электрическую энергию (мощность) для майнеров-физических лиц в зависимости от объема потребления электроэнергии их вычислительными мощностями (оборудованием), в соответствии с методикой, принятой ФАС России согласно постановлению Правительства РФ № 2306 от 16 декабря 2021 г.
Для майнеров-индивидуальных предпринимателей и юридических лиц тарифы на электроэнергию уже установлены согласно действующему законодательству как для прочих потребителей, не приравненных к населению, то есть по более высокой ставке по уровню напряжения и присоединенной мощности в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Для решения проблемы «серого майнинга» есть смысл рассмотреть вариант с созданием технопарков с энергоинфраструктурой для розничных (бытовых иных мелких) майнеров в энергопрофицитных районах, привлекательные условия и удобная инфраструктура в которых приведут к перемещению «серого» майнингового оборудования на площадки этих технопарков.
Майнинг в жилых домах - давно назревшая проблема. Такая категория потребителей не платит за электроэнергию по промышленным тарифам (так называемые «серые майнеры»), используя её исключительно для извлечения прибыли и оплачивая согласно тарифам для населения, что существенно ниже тарифов для бизнеса.
Большое систематическое и незапланированное потребление электроэнергии оказывает серьезную нагрузку на неприспособленные для этого коммунальные электрические сети, что зачастую приводит к пожарам и иным аварийным ситуациям.
Помимо запрета майнинга в жилых домах, действенным способом регулирования этой деятельности станет регистрация майнингового оборудования с помощью программно-аппаратного комплекса, который также обеспечит доступ налоговых и других компетентных органов к информации о произведённой с помощью такого оборудования криптовалюте, работающей вычислительной мощности для её производства, затраченным объемам электроэнергии и иным данным.
Целесообразно также установить соответствующий ОКВЭД для майнинговой деятельности и обеспечить возможность продажи намайненной криптовалюты на поднадзорных российских площадках купли-продажи криптовалюты.
При этом на федеральном уровне целесообразно установить в Налоговом кодексе РФ особенности налогообложения майнинга в рамках общей системы налогообложения - в момент реализации (продажи) цифровой валюты. Налоговую базу определить как доходы, уменьшенные на экономически обоснованные и документально подтверждённые расходы на осуществление майнинговой деятельности (электроэнергия, ФОТ, амортизация, иные расходы или стоимость услуг дата-центров).
Такой подход к налогообложению майнинга в целом одобрен Минфином России, и конечно же целесообразен к отдельному отражению в Налоговом кодексе, как это было сделано в отношении цифровых финансовых активов.
Что касается предложения о наделении российских регионов полномочиями по дополнительному повышенному налогообложению майнинговой деятельности, то эта инициатива представляется избыточной, поскольку она прежде всего ударит по промышленным дата-центрам, которые уже сейчас платят налоги в России, работая по хостинговой модели, оплачивают электроэнергию по тарифам для бизнеса и не оказывают негативного влияния на энергосистему.
С негативными экономическими эффектами от повышенного налогообложения майнинга уже столкнулись Казахстан и Киргизия, где легальный промышленный майнинг практически прекратился, продуцируя снижение выручки энергокомпаний и сокращения налоговых поступлений в бюджет. Но в этих странах такой подход объясним общим энергодефицитом.
С введением майнинга в правовое поле в России путём принятия профильного законодательства, объём уплачиваемых налогов с отрасли промышленного майнинга существенно возрастёт, поскольку будет отражать объём реализованной криптовалюты и простимулирует приток институциональных отечественных и иностранных инвесторов.
Известно, что промышленные дата-центры для майнинга регистрируют свои объекты в регионах присутствия и оплачивают существенную долю налогов именно в бюджеты регионов России.
Как сообщало ИА REX, Комиссия по энергетике Госсовета направила в правительство РФ предложение о запрете в России майнинга в жилых домах, чтобы предотвратить возможные пожары.
Комментарии читателей (0):