К концу 2022 года российская экономика, несмотря на жесткий прессинг беспрецедентных санкций со стороны Запада, демонстрирует свою устойчивость, заявил ИА REX профессор, и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Ранее разные эксперты предсказывали падение российской экономики в диапазоне 7-15%, однако этим прогнозам не суждено было сбыться. По всей видимости, достижение большей устойчивости было во многом обусловлено теми изменениями, которые произошли во внешнеэкономической сфере (резкое сокращение импорта, рост экспортных доходов вследствие высоких цен на энергоносители, применение целого комплекса валютных ограничений).
Кроме того, характер санкционной политики развитых стран (она была не продумана заранее, не проработана, а ее последствия для стран, вводящих санкции, не были оценены в полной мере) позволил российской экономике находить пути обхода вводимых ограничений.
По некоторым показателям российская экономика, действительно, продолжила демонстрировать рост. Например, в стране наблюдаются рекордные урожаи зерновых культур, что очень важно в условиях резкой ценовой волатильности на мировых рынках продовольствия и проблем с продовольственной безопасностью во многих странах.
Кроме того, Россия демонстрирует устойчивость инфляции, которая остается относительно стабильной, тогда как для экономик ряда стран Европы характерна самая высокая инфляция за последние четыре десятилетия. Сокращение импорта из западных стран удалось компенсировать поставками по параллельному импорту, а по некоторым позициям – товарами отечественного производства.
В свою очередь, наметившееся снижение уровня жизни находится на контролируемом уровне и не способно привести к социальным волнениям. В частности, наблюдается рост минимальной заработной платы и пенсий, который все-таки (в отличие опять же от стран Европы), хотя и с большим трудом, успевают за инфляцией.
Вместе с тем, все новые и новые санкции со стороны развитых стран не могут позволить России длительное время поддерживать такой, казалось бы, феноменальный, уровень устойчивости. Так, введение нефтяного эмбарго неизбежно приведет к сокращению нефтедобычи и снижению экспортных доходов, что усилит дефицитность бюджета.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Переориентация внешнеторговых потоков (в том числе и энергоносителей) – достаточно длительный процесс и, видимо, полностью завершить такую перестройку возможно не ранее 2025 года. Поэтому в 2023-2024 гг. российская экономика продолжит испытывать некоторые трудности.
К тому же, если в мире будут все отчетливее проявляться признаки глобальной рецессии, то это будет вести к снижению цен не энергоносители (основная экспортная позиция России) и ограничивать доходы нашей страны.
За счет поддержания высокого профицита счета текущих операций платежного баланса и валютных ограничений нашей стране уже более полугода удается поддерживать курс отечественной валюты, даже усиливая его, однако и эти достижения будут выглядеть не так впечатлительно в 2023-2024 году, поскольку в условиях кризиса традиционно наблюдается укрепление доллара США к валютам многих развивающихся стран.
К тому же, российский рубль может продолжать ослабляться по мере восстановления импорта и увеличения затрат на него. Вместе с тем, не следует ожидать серьезной волатильности на валютном рынке, и отечественная валюта в ближайший год не ослабится выше 75 рублей за доллар.
Нынешний кризис имеет глобальный охват, и развитые страны – инициаторы санкций – испытывают не менее острые проблемы. Кроме того, правительство может вернуться к политике повышения ставок для удержания инфляции и укрепления рубля.
Важным фактором перехода к положительному и устойчивому росту для российской экономики является доступ к зарубежному финансированию, которое за этот год было существенно ограничено как вследствие резкого ограничения получения новых международных кредитов, так и вследствие существенного оттока прямых иностранных инвестиций из России.
Хотя наша страна настойчиво пытается сохранить этот капитал или как-то заменить его, серьезный подрыв входящих иностранных инвестиций – едва ли не ключевое негативное последствие для российской экономики с начала военной операции.
Плюс к этому следует добавить технологическую зависимость российской экономики от импорта, причем по некоторым технологиям почти невозможно провести импортозамещение. По всей видимости, для преодоления этих вызовов также будет необходимо время, что будет оказывать негативное давление на российскую экономику в 2023-2024 гг.
Ставки в игре повышаются. Западные страны, изначально недооценив возможности российской экономики, продолжают последовательную политику введения ограничений в отношении России, не оглядываясь при этом на собственные растущие экономические проблемы.
По всей видимости, нам еще только предстоит оценить всю полноту взаимных ограничений западных стран и России. Эти ограничения на длительное время будут ключевым фактором роста торговых издержек, снижая выгоды от международного обмена.
Вступая в новый год, российская экономика находится в состоянии невиданных ранее вызовов, и в этой ситуации фундаментальное экономическое равновесие будет зависеть от новых триггеров.
Вероятно, что 2023 год покажет необходимость более жестких и выверенных решений в части повышения устойчивости экономики и внешнеэкономического сектора, поскольку как технологические, так и финансовые возможности России будут снижаться, а выход нашей страны на новые зарубежные рынки будет сопряжен с рядом адаптационных проблем.
Необходимо стремиться к тому, чтобы не произошел подрыв долгосрочного потенциала развития российской экономики, и в этой связи во многом ставка должна быть связана с резким усилением торгового и инвестиционного сотрудничества с дружественными странами из всех регионов мира. Такой подход обеспечит, чтобы новые антироссийские санкции не «врезались» все глубже в отечественную экономику.
Комментарии читателей (0):