4 февраля на паре доллар-рубль пошла коррекция, причем более значительная, чем на ценах на нефть. Рынок ждал данных по запасам нефтепродуктов в США, опубликованных в 18.30 мск. Прирост запасов оказался слабее ожиданий, нефть на новости упала на новые минимумы дня, с отметки $56 за баррель марки Brent до 56,41, однако позже падение выкупили и нефть вернулась даже выше 56,10. Однако рубль отреагировал на данные значительно более нервно.
От минимума, который показала пара доллар-рубль утром на отметке 54,42, доллар-рубль отскочил за день до 67,88, рубль потерял за день значительно больше, чем нефть, в результате чего стоимость нефти в рублях достигла максимальной с начала года отметки 3785. В такой ситуации рубль можно считать однозначно недооцененным. Можно задаться вопросом, отчего так слаб рубль, и нет ли какого-то повышенного спроса на валюту со стороны банков и компаний для погашения внешнего долга. Данные Центробанка РФ показывают, что пик погашений на уровне $30,4 млрд пройден в декабре прошлого года, в январе нужно было погасить только $4,3 млрд. Но в феврале – $15,2 млрд и в марте $17,0 млрд и далее снова малые объемы погашений (см. http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/schedule_debt.htm).
Если предполагать, что в январе падение рубля вызвано какими-то остаточными покупками под выплаты в февраль и март, то падение рубля в январе объяснимо, хотя, скорее всего, валюту под платежи на 1 квартал банки и компании зарезервировали еще до нового года. В целом положительный платежный баланс страны должен обеспечивать достаточный приток валюты в страну, чтобы покрывать потребности в погашении, вопрос наверное исключительно в том, что в текущей ситуации экономические агенты придерживают валюту, потеряв к рублю доверие. Хотя уровни для продажи валюты сейчас очевидно наипривлекательнейшие, ведь понятно, что нефть неизбежно дальше пойдет вверх, а рубль, даже отставая, все равно пойдет за нефтью. Так что изменение ожиданий неизбежно.
4 февраля была новость от Федеральной таможенной службы по импорту товаров из стран дальнего зарубежья в январе 2015 года. По предварительным данным, импорт составил 9 млрд 855,4 млн долл. и по сравнению с январем 2014 года сократился на 40,8% (см. http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=20464&Itemid=1976).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Сокращение импорта из стран дальнего зарубежья наблюдалось по всем основным укрупненным позициям товарной номенклатуры. Так, импорт продукции машиностроения уменьшился в 1,8 раза и составил $4 млрд 572,3 млн, продовольственных товаров и сырья для их производства - на 41,9% ($1 млрд 474,0 млн), текстильных изделий и обуви - на 39,2% ($738,5 млн), химической продукции - на 35,3% ($1 млрд 643,6 млн). В группе продовольственных товаров и сырья для их производства снизился импорт молочных продуктов в 4,6 раза, мяса и субпродуктов - в 4,1 раза, рыбы - в 2,4 раза, алкогольных и безалкогольных напитков - на 48,9%, фруктов - на 47,0%, зерновых культур - на 44,5% и т.д.
Эта статистика еще один камешек в копилку аргументов о том, что рубль сейчас недооценен с фундаментальной точки зрения. Впрочем, данные за январь по торговому балансу выйдут еще не скоро, даже за декабрь данные выйдут только 11 февраля. В декабре ожидается профицит торгового баланса в $10,6 млрд при импорте в $20,2 млрд и экспорте в $32,0 млрд. Профицит в $10,6 млрд, это меньше, чем $17 млрд в декабре 2013 года, и это изменение очевидно вызвано падением цен на нефть, но, как видно, даже значительное падение цен на нефть сохраняет сильное положительное сальдо торгового баланса России.
аналитик инвестиционного департамента ВТБ24 Алексей Михеев
Комментарии читателей (0):