Таможенный союз – более высокий уровень, чем Зона свободной торговли. Об этом заявил руководитель Центра постсоветских исследований ОМЭПИ Института эконномики РАН Леонид Вардомский 9 сентября в Москве в ходе видеомоста Москва – Киев на тему "Зона свободной торговли с ЕС или Таможенный союз с Россией: в чем прагматичные экономические интересы Украины?", сообщает корреспондент ИА REX.
«Наверняка со временем будут открыты формулы взаимодействия стран с учетом разных региональных объединений. Россия приглашает Украину в Таможенный союз, а Украина просится в Зону свободной торговли. Тот, кто просит – он теряет, а что приобретает? Все страны хотят видеть чёткую перспективу. Здесь много вопросов, на которых нет однозначных ответов. При политической воле и желании можно найти развязки самых плотных технических вопросов. Россия к 2013 году планирует вступать в Евразийский экономический союз, и это уже затруднит вступление Украины. Союзное государство сильно продвинулось в оборонной, инновационной и социальной сфере. Фактически это инновационный мировой регион. По всем стадиям инновационного передела у нас есть не только сотрудничество, но и продукция, и мы будем развивать это. Видно, какие масштабы имеет Союзное государство. Другое дело, что не удалось создать общие союзные органы. Относительно других проектов – есть большие сложности. Таможенный союз является как бы частью ЕврАзЭСа, и это запутывает картину и даёт неправильные ориентиры для той же Украины. Сосуществование Украины в двух структурах стразу – это было бы интересным опытом. Из зацикливания на Таможенном союзе можно выйти в рамках создания Зоны свободной торговли в контексте СНГ».
Также эксперт призвал обе стороны находить компромиссы в сложившейся ситуации: «Россия крайне заинтересована в сотрудничестве с украинской промышленностью: там очень качественное машиностроение, энергетика наука. Мы будем рвать связи, что ли? Это будет недальновидно. Надо искать выходы, компромиссы, не рубить сплеча. Вообще, Украина в плохом финансовом положении. Если создавать Таможенный союз со странами, имеющими сложную платёжную ситуацию, то что останется от этого Таможенного союза? Нужны жёсткие критерии к членству и создание условий для улучшения платёжной ситуации».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский призвал учитывать комплексное влияние: «Если мы подписываем соглашение об ассоциации, то это должно быть свободное соглашение. Тема ВТО – отдельная беседа: это определённый комплекс обязательств, поэтому изъятия не такие многочисленные. Есть процедуры изменения обязательств. С другой стороны, возникает вопрос, зачем это делать. Сегодня инструмент зоны свободной торговли является более простым, чем Таможенный союз, и это более надёжно для наших экспортёров. Я боюсь давать оценки касательно вступления Украины. Модернизация также ничего никому не гарантирует. Мы должны проводить расчёты. Вступление в зону свободной торговли не делает всех счастливыми, но при учёте вопросов структуры и товаропотоков этот вариант является для нас более привлекательным. Я не вижу причин, по которым Таможенный союз даст толчок к изменению структуры. Нам не надо помогать развивать авиакомплекс – давайте искать путь для того, чтобы развивать это на взаимовыгодных основах».
Как сообщало ранее ИА REX, заведующий лабораторией прогнозирования производственного потенциала и межотраслевого взаимодействия Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв заявил о том, что украинская экономика сможет сэкономить значительные суммы при вступлении в Таможенный союз. «Пока что мы имеем возможность оценить эффекты вступления после непосредственно вступления Украины в Таможенный союз. Вступление Украины позволит ей сэкономить 6-8 млрд долларов. У России с Харьковских соглашений будет 4-5 млрд долларов потерь. Потери также будут связаны с тем, что не будут взыматься экспортные пошлины на энергетические продукты, поставляемые в Украину», - уверен эксперт.
Комментарии читателей (0):