Утром 24 февраля котировки нефти сорта Brent торговались вблизи отметки $117 за баррель (сорт WTI – около $100 за баррель), что на 25 % выше, чем в конце декабря 2010 года и на 38% выше прогноза аналитиков Банка Москвы, заложенного в финансовые модели российских нефтегазовых компаний. Основным драйвером стремительного роста котировок нефти является эскалация напряженности на Ближнем Востоке и опасения участников рынка по поводу того, что массовые народные волнения могут затронуть Саудовскую Аравию и Иран – одних из крупнейших мировых производителей нефти (их доля в мировом нефтяном балансе составляет 12 % и 6 % соответственно). Кроме того, сохраняющийся избыток мировой ликвидности приводит к появлению на сырьевых рынках значительного объема «горячих денег», что вызывает спекулятивный рост и делает любые предсказания относительно уровней, с которых могут начаться коррекционные движения, абсолютно нерелевантными. Об этом заявили в аналитическом департаменте Банка Москвы 24 февраля, передает корреспондент ИА REX.
Тем не менее, у специалистов есть уверенность, если волнения на Ближнем Востоке ограничатся Тунисом, Ливией, Египтом и Алжиром, то существенных дисбалансов между мировым спросом и предложением на нефтяном рынке не возникнет, а значит, основное влияние на котировки Brent вновь будет оказывать уровень предельных маржинальных издержек (порядка $85 за баррель).
Старший аналитик Банка Москвы Денис Борисов и аналитик Сергей Вахрамеев сделали выводы на основании сложившейся ситуации:
- Рынок традиционно живет ожиданиями, и поэтому те или иные сценарии развития событий на Ближнем Востоке находят свое отражение в текущих котировках активов (в том числе нефти). При этом по нашим оценкам, влияние уже затронутых волнением стран (прежде всего, Ливии) на текущий нефтяной баланс является ограниченным. Даже при самом неблагоприятном развитии событий (полная остановка добычи в Ливии) общее снижение предложения может составить всего 1,7 млн баррелей в сутки, что с лихвой может быть компенсировано за счет использования недозагруженных мировых добывающих мощностей (порядка 5 млн баррелей в сутки).
- Сохранение проблем в Египте опасно не столько возможной остановкой добычи в этой стране (не превышает 0,8 млн баррелей в сутки), сколько возможным разрушением транзитной инфраструктуры (Суэцкий канал и нефтепровод Sumed), которое может снизить мировое предложение примерно на 2,5 млн баррелей в сутки, что очевидно не является критическим для мирового энергетического баланса.
- Алжир в настоящее время добывает порядка 1,8 млн баррелей нефти в сутки (около 2% от мирового производства), при этом значительные транзитные объемы «черного золота» по территории данного государства не проходят.
- Возможные волнения в Йемене представляют угрозу для транспортных потоков через Баб-эль-Мандебский пролив – важную транспортную артерию для поставок ближневосточной нефти в ЕС и восточноафриканской нефти (Судан) в Китай. Суммарный объем транспортировки оценивается на уровне 4 млн баррелей в сутки.
- При этом основным риском нынешних ближневосточных событий является распространение массовых беспорядков на Саудовскую Аравию и Иран, суммарная добыча которых обеспечивает около пятой части мировой добычи. В этом случае на рынке возникнет значительный дефицит нефти (особенно с учетом того, что значительная часть недозагруженных мировых нефтяных мощностей также находится в Саудовской Аравии), который может привести к дальнейшему лавинообразному росту нефтяных котировок.
- Нефтяные цены оказывают определенное влияние на уровни targets по компаниям сектора, однако динамика фундаментальной стоимости нефтяных компаний не всегда повторяет темпы изменения котировок Brent из-за особенностей российской налоговой системы и принципов формирования курса национальной валюты. Как бы то ни было, при умеренном укреплении рубля рост нефтяных цен все равно приводит к увеличению чистого дохода нефтяников, а значит и к повышению фундаментальной привлекательности.
Комментарии читателей (0):