На фоне вала новостей с Украины, где после триумфального освобождения Авдеевки серьёзно меняется обстановка на фронтах в пользу России, что и стало центральным вопросом недавней Мюнхенской конференции, несколько на второй план отошла ситуация в АТР. Между тем, там тоже неспокойно. Главные риски связаны с предстоящими 10 апреля парламентскими выборами в Южной Корее, где местная социология показывает уверенное лидерство в предвыборной гонке оппозиционной Демократической партии «Тобуро» во главе с Ли Чжэ Мёном, пережившим в начале января покушение, когда он чудом остался жив. Это показывает остроту борьбы, подоплёка которой заключается в том тупике, в который завела политика правящей партии «Сила народа» во главе с президентом Юн Сок Ёлем, развернувшим страну к прямому военному альянсу с США и Японией. Поскольку от правящего марионеточного режима уже прозвучали «предупреждения» о готовности КНДР совершить под выборы некие «провокации», нельзя исключать, что при неблагоприятном электоральном раскладе для президентской камарильи, они могут быть осуществлены спецслужбами самого Сеула, чтобы сорвать выборы, пусть и ценой жёсткого обострения ситуации на Корейском полуострове.
Напомним, что «Тобуро» - партия прежнего президента Мун Чжэ Ина, который двигался в сторону поэтапного сближения с Севером, с перспективой объединений. Сейчас же на этом процессе по вине Юга поставлен крест, и Южная Корея объявлена в КНДР «врагом №1». Угроза война на полуострове резко возросла, и российский посол в Пхеньяне Александр Мацегора даже сделал заявление, что в случае дальнейшего нагнетания напряженности силами США и их южнокорейских марионеток КНДР может пойти на новое ядерное испытание.
Ранее на ИА REX: Посол Александр Мацегора: если США не успокоятся, КНДР может провести ядерное испытание
Непростая ситуация, особенно в последние дни, складывается и вокруг Тайваня. Произошёл ряд инцидентов с кораблями в Тайваньском проливе. Причём, тайваньская береговая охрана стала применять силу против китайских гражданских судов, чего раньше не наблюдалось. Среди жителей материка уже есть двое погибших. Пекин заявил протест и ответил проверками тайваньских средств морского передвижения у берегов островов, которые прилегают к материку, но принадлежат тайваньской автономии. В спор, как всегда, на стороне Тайбэя вмешались США. Шеф пресс-службы Госдепа Мэттью Миллер призвал Пекин к «сдержанности», предупредив, что в Вашингтоне «внимательно следят» за его действиями и «не допустят» нарушения «статус-кво». Китай в ответ в очередной раз предупреждает США, что их политика «стратегической двусмысленности», при которой официально признается «один Китай», а фактическая политика проводится в интересах островных сепаратистов, ни к чему хорошему не приведет. Об этом, в частности, в Мюнхене заявил глава МИД и партийный куратор внешней политики КНР в сфере безопасности Ван И, напомнивший собравшимся западным лидерам, что в мире «существует только один Китай, и Тайвань – неотъемлемая его часть». О том, насколько вероятной является эскалация военно-политической напряженности в АТР в нынешних условиях, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 07.03.24 Китай обвиняет США в провоцировании инцидентов в Южно-Китайском море
- 06.03.24 На сессии ВСНП в Пекине заслушан и обсуждается доклад премьера Госсовета Китая Ли Цяна
- 24.02.24 Украина становится разменной ставкой на выборах в США?
- 24.02.24 Конгрессмен Гаетц предложил выйти из ООН и убрать ее штаб-квартиру из США
По его словам, ситуация вокруг Тайваня определяется двумя тенденциями, которые действуют одновременно, но кажутся разнонаправленными. Инсайдерские источники утверждают, что в эскалации конфликта вокруг острова между Китаем и США – именно так, а не между Пекином и Тайбэем, как пытаются преподнести в Вашингтоне, взята пауза. Она объективно диктуется пересменкой власти в Тайбэе, где одну американскую марионетку – Цай Инвэнь – готовится сменить другая – её бывший «старпом» Лай Циндэ. Пересменка длинная, с января по май (слизанная с модели США до середины XX века, когда инаугурация нового президента проходила не в январе как сейчас, а в марте). «На переправе» всегда существует тормоз политического развития: одни уже всё, а другие – пока не могут развернуться. Все нервничают из-за двусмысленности заявлений Лая, который убежденный сепаратист, но прикрывает отсутствие соответствующей отмашки из Вашингтона своей якобы «готовностью к диалогу» с материком. Почему не дают отмашку американцы? Потому, что администрация Демопрогрессивной партии (ДПП), этого очага сепаратизма, который в своё время создавался с суперамбициями на перехват власти аж в Пекине, да «китайская перестройка» благодаря решительности Дэн Сяопина не состоялась, — это пистолет со взведённым курком, так это мыслится в Вашингтоне. США нужно подвесить ситуацию, чтобы держать китайских оппонентов под угрозой внезапного кризиса, управление которым американцы хотят оставить за собой. У властей Тайваня в этом смысле – такая же функция, как и у бандеровских властей Украины, даже технологии конструирования «особой» нации те же самые применяются, что указывает на их общий источник, уточняет политолог.
Вторая тенденция, вопреки инсайду о том, что «всё в шоколаде», и войны не будет, упирается в интенсивную подготовку к этой войне обеих сторон, инициатором которой выступает Вашингтон. Пекин не может это игнорировать. Новый министр обороны Китая – адмирал, прежде главком ВМС НОАК, значит, главный ТВД будущих сражений – морской, а не сухопутный. Сам Китай – на пороге годовой сессии ВСНП, на которой ожидается целый ряд кадровых перестановок, это продолжение процессов зачистки проамериканской части элиты, запущенный XX съездом КПК. Китай занят внутренними делами, но поджигать «бикфордов шнур» конфликта не собирается не только поэтому, но и в связи с расчётом на стратегию «созревшего плода»; Тайвань сам придёт к Китаю по мере ослабления американской гегемонии. А она ослабляется в связи с изменением между США и КНР баланса сил, которое диктуется опережающим развитием Поднебесной. Считается, что к концу этого десятилетия китайская экономика обойдёт американскую не только по паритету покупательской способности, но и в абсолютных цифрах, подчеркивает эксперт.
Возникает знаменитая «ловушка Фукидида»: если США любой ценой не остановят развитие Китая, то потеряют лидерство. Перед американским элитами выбор – пойти на компромисс, имя которому – «треугольник Киссинджера» (три мировых центра - Россия, Китай, США), или на конфронтацию, попытавшись сдержать Китай и рассорить его с Россией, и таким образом восстановить тающую гегемонию. Судя по децибелам от бряцания Вашингтоном оружием, пока на столе там второй вариант. 7-й флот ВМС США, отвечающий за Тихий океан, обычно имеет в своём составе две авианосные ударные группы (АУГ). Сейчас их уже три, а к южнокорейским выборам будет пять (!). Это, извините, половина авианосного «парка» США, всего авианосцев одиннадцать. И это примерно 350 боевых самолётов – от 50 до 90 единиц на каждом авианосце. Авиационный корпус, на наш лад. Предыдущая такая «тусовка» собиралась перед нападением на Ирак. Говорят, что идут в район Японского архипелага, поближе к Корее. Но «архипелаг» - понятие растяжимое. От Окинавы, например, до Тайваня не более 750 км; как раз примерный боевой радиус палубных F-18 и F-35 (у первых – примерно 720 км, у вторых – 830 км). А в мае, правильно упоминалось, придёт новая власть в Тайбэе, 20-го числа; январские выборы на острове прикрывались одной американской АУГ, а что будет через три месяца? Нельзя исключать никакого сценария, учитывая, что в китайско-американских отношениях в регионе три точки напряжённости: помимо Кореи и Тайваня, ещё и Южно-Китайское море (ЮКМ). И девять военно-морских баз у США в распоряжении вблизи южной оконечности Тайваня, в том числе на ближайшем к нему филиппинском острове Лусон, ширина одноименного Лусонского пролива – всего 200 км. Что именно задумано – непонятно. Возможности ударить где угодно имеются, а вот каковы намерения? С учётом понимания, что от Ким Чен Ына в случае агрессии ядерный ответ прилетит и по США, и тем более по Югу, и по Японии, до которых рукой подать. До того же Сеула дальнобойная артиллерия Корейской народной армии (КНА) достаёт запросто, обращает внимание Павленко. А она, кстати, тоже бывает ядерной, если говорить о калибрах 152, 203,2 и тем более 600 мм; РСЗО с таким калибром уже поступают на вооружение северокорейских воинских соединений. Будут рисковать или выберут другое направление удара?
Так вот, о намерениях. Что-то подсказывает, что при расширении масштабов провала США и НАТО на Украине американская «демократическая» правящая клика может оказаться под таким давлением, которого ей не пережить. Внутри Демпартии это купируется вариантами рокировки главного кандидата (Мишель Обама, Камала Харрис, связка Джо Байден – Барак Обама, наконец). А во внешней политике? В экспертном сообществе, в том числе западном, осторожно поговаривают о «смещении акцентов» - отвлечении внимания от Украины подрывом другого региона. Один раз это уже проделали – в октябре 2023 года с Ближним Востоком. Теперь очередь Дальнего?
Именно поэтому, пока не завершились военные действия на Украине, нельзя рассуждать о том, что тема того же Тайваня «сдана в архив». Следует понимать, что это не к Китаю вопросы – «Китай не будет нападать на китайцев», как сказал Си Цзиньпин. Это вопросы к США, у которых есть рычаги по сути мгновенной эскалации конфликта в тот момент, когда они сочтут это для себя выгодным. Дернули за ниточку сепаратистских марионеток – а те и рады стараться! В Пекине постоянно предостерегают, что так называемая «независимость» Тайваня несовместима с миром и стабильностью в Тайваньском проливе. Когда, у кого и в каком месте зачешется в Вашингтоне – знают только в схронах «глубинного государства». Стратегически им это сейчас невыгодно, «лучше» где-то к 2027 году, в канун XXI съезда КПК, чтобы осложнить или даже воспрепятствовать четвертому сроку китайского лидера. Но если прижмут форс-мажорные обстоятельства, и у них начнет «все валиться» - кнопку нажмут обязательно, если у них будет хоть один шанс удержаться на плаву. Еще Освальд Шпенглер более ста лет назад в знаменитом «Закате Европы» предупреждал, что «закатываться» Запад будет долго, до XXI века, и напоследок устроит мировой пожар. Так что порох пока придется держать сухим, резюмирует обозреватель REX.
Комментарии читателей (0):