Долгожданное освобождение российскими войсками Авдеевки – крупнейшего укрепрайона ВСУ, из которого в основном обстреливался Донецк, и с которым в Киеве связывали планы его захвата, обозначило не только кризис военного командования на Украине, но и стало предвестником серьезного политического кризиса, связанного с так называемым вакуумом легитимности. Напомним, 31 марта на Украине должны были, но не пройдут президентские выборы, 30 апреля истекает тридцатидневный срок, по которому новый президент должен быть приведен к присяге, а 20 мая – ровно пять лет с инаугурации Владимира Зеленского, то есть с 21 мая начинается шестой год, что прямо противоречит украинской конституции. Понятно, что Зеленский «не сам», а креатура англосаксонского Запада – Вашингтона и Лондона. Об этом недавно прямо свидетельствовал глава его фракции в Раде Давид Арахамия, когда признал, что парафированные делегацией, которую он возглавлял на переговорах с Россией, Стамбульские соглашения марта 2022 года были отменены, а военные действия продолжены по команде приехавшего в Киев британского премьера Бориса Джонсона. Это означает, что решение Зеленского, отправившего делегацию в Стамбул, было отменено иностранным политиком, и его послушались, а Зеленского – нет. Как говорится, какие еще нужны доказательства марионеточности такой власти? Есть и другая сторона: чужой премьер командует в своих национальных интересах, и очень большой вопрос, соответствуют ли его команды интересам тех, кому он скомандовал? Очевидно, что нет. Существуют и множество других примеров, например, с чистками ближайшего окружения Зеленского после наездов в Киев директоров ЦРУ и MI-6 Уильяма Бернса и Ричарда Мура. О том, что означает в этих условиях вакуум легитимности, и к чему он может привести, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.
В Киеве утверждают о законности отмены выборов, ссылаясь на закон 2015 года о правовом режиме военного положения и указ Зеленского о введении такового в условиях российской СВО. Ссылаются еще на конституцию, но в ней ничего на тему отмены выборов нет, есть отсылка к упомянутому закону, что уже порождает определенную правовую двусмысленность. Она усиливается, если мы не забудем, что источником всех решений нынешней власти, как это недавно подчеркнул российский лидер Владимир Путин, является антиконституционный государственный переворот 2014 года; закон о военном положении был принят уже после этого, в интересах по сути незаконной власти, уточняет политолог. На этот нюанс, правда, без подробной детализации, только что указывал и экс-премьер Украины при ее законном режиме Николай Азаров.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но это только одна сторона вопроса – сугубо правовая. Показательно, что даже в ней, как бы в Киеве ни выпрыгивали из штанов, пытаясь доказать законность отмены выборов, никаких весомых аргументов не отыскивается. Ушли в формализм и упрямо и угрюмо, в режиме попугая, талдычат про военное положение, в условиях которого выборы не проводятся. Не случайно, про то, что легитимность Зеленского скоро окажется в вакууме, заговорили именно на Украине, а не где-нибудь еще. Там это воспринимается гораздо острее, чем нам кажется. Одними с надеждой, другими – с нескрываемым страхом, отмечает политолог. Почему? Потому, что помимо правовой, имеется и сугубо политическая сторона вопроса, связанная много с чем. С колониальной зависимостью киевских властей от Запада, с постоянно ухудшающимся положением дел на фронте, с рейтингами власти и оппозиции, а также с их динамикой, с варварским загоном и отловом людей на улицах и в транспорте под видом мобилизации, наконец, и т.д. Задумаемся: об отставке бывшего главкома ВСУ Валерия Залужного говорили еще с декабря, но реализовали это намерение совсем недавно. Вменяли в вину приближающуюся катастрофу на фронте, а уволили после того, как Залужный не пришел в Раду на слушания по закону о мобилизации. Потому, что своим отсутствием главком от этого закона отстроился, взвалив ответственность за происходящие безобразия на офис Зеленского, где рулит Андрей Ермак, которому Залужный – кость в горле, ибо по всем социологическим раскладам побеждает нынешнего комика «одной левой», отмечает эксперт.
Вот январская социология – киевская, разумеется, у нас откуда? Но не доверять ей нет оснований:
Рейтинги доверия (с декабря 2022 г. по декабрь 2023 г.):
- Верховная Рада: процент доверяющих снизился с 35% до 15%, а не доверяющих – вырос с 34% до 61%;
- Кабмин: доверие упало с 52% до 26%, недоверие выросло с 19% до 44%;
- главное – Зеленский: вместо соответственно 84% и 5%, два месяца назад – 62% и 18% (и последние данные не киевских, а независимых источников, показывают вообще не более 30% поддержки);
- сравниваем с Залужным: доверие – 88%, недоверие – 4%.
Ну, и что Зеленскому делать? Как ему тягаться с теперь уже бывшим главкомом? На Украине уверены: не военное положение, а вот эта социология – главная причина отмены выборов. Все уже забыли, что Зеленский, когда шел «воевать Петра Порошенко», обещал, что ограничится одним сроком, за который сделает все как его «слуга» Голобородько, за которого, как мы понимаем, и голосовали в лице шефа «95-го квартала», объясняет Павленко.
Но почему американцы сдали Залужного? Он, кстати, по свидетельству некоторых сотрудников ЦРУ, — убежденный нацист, который именно поэтому в последнюю очередь посылал на фронт бандеровские нацбаты. Есть версия, что они ему более были нужны в тылу. Ведь еще пару месяцев назад, когда Зеленский со своей свитой ездил в Вашингтон, Ермак и министр обороны Рустам Умеров получили кулак под нос от президентского советника по нацбезопасности Джейка Салливана: главкома не трогать! А тронуть его хотели англичане, кредо которых – воевать «до последнего украинца», в отличие от американцев, которым не приходится распыляться на несколько театров военных действий плюс собственные непредсказуемые выборы. Лондон победил Вашингтон? Не все так просто. На мой взгляд, США сделали маневр именно под вакуум легитимности. Допустить отставку своей креатуры, чтобы без ограничений, которые накладывает военная служба, выпустить его против Зеленского, которого они решили поменять, об этом многие эксперты говорили. Куда пошел Залужный после отставки? В партию Порошенко – создали унию. Если на выборы Зеленского продавят, а будут давить, то вот вам все условия для сугубо электоральной смены власти. Нет – другой разговор. Помните эпизод из всеми любимой кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию»? «Войско взбунтовалось, говорят, царь ненастоящий!». Вот тот-то и оно. Юридически – а в правовых вопросах все неоднозначно, иначе, зачем были бы адвокаты – «царь» окажется ненастоящим 30 апреля, а 20 мая истечет самый последний, «крайний» срок. К тому времени ВСУ на фронте еще наполучают немало, ибо основные укрепрайоны, позволявшие держаться, ими потеряны, они – у нас. За нового главкома же, в отличие от Залужного, Зеленский несет не «в целом», а именно полную военную ответственность, ибо назначил его в условиях военных действий, а не до них. Отговорок не осталось. Ты назначил? Ты! Когда назначал, чем думал, каким местом, иронизирует Павленко.
Какие могут быть последствия от военного переворота? Любые, весь спектр возможностей, ибо ситуация полностью утрачивает предсказуемость. Но что-то подсказывает, что играющие вдолгую американцы именно с этим и связывают возможное прямое вмешательство НАТО в украинский конфликт, о котором в привязке к полякам, румынам и прибалтам проговаривались британские СМИ со ссылкой на «неназванные источники». Ведь от того, что ВСУ развернутся против одной хунты и приведут к власти другую, их незавидное положение на поле боя не изменится, а Залужный, как видим, и по взглядам, и по зависимости отнюдь не та фигура, с которой мы могли бы связывать какие-то надежды. Абсолютно уверен, что эту ситуацию у нас, где и кому положено, просчитывают. И на каждый западный «лом» у нас отыщется свой «прием». Не впервой, резюмирует обозреватель REX.
Комментарии читателей (0):