Древние извержения выбрасывали алмазы на поверхность Земли

20 августа 2023  03:28 Отправить по email

Разделение суперконтинентов во время тектонических движений спровоцировало извержение алмазов на поверхность; новое исследование ученых из Университета Саутгемптона в Великобритании поможет быстрее находить драгоценные камни.

Известно, что образование кимберлитов (названных в честь Кимберли, Южная Африка, где они были впервые обнаружены) совпадает с распадом суперконтинентов, таких, как Пангея и Родиния.

Кимберлиты образуются из плавленых мантийных пород, содержащих воду, углекислый газ и магний. Извержение кимберлитов поднимает их на поверхность, вынося на поверхность алмазы и другие образцы породы.

Согласно опубликованному в журнале Nature исследованию группы ученых во главе с геологом Томасом Герноном, распад древних суперконтинентов, таких, как Пангея и Родиния, вызвал глубокие изменения под земной корой, что приводило к масштабным выбросам кимберлитов.

Гернон и его команда при помощи компьютерного моделирования проанализировали статистические корреляции между расколами суперконтинентов и взрывами кимберлитов за последний миллиард лет.

Группа ученых пришла к выводу, что кимберлитовые вулканы отдалялись от разлома, а скопления кимберлита смещались на 20 километров каждый миллион лет. Горячие породы мантии поднимались, чтобы заполнить образовавшуюся «щель», создавая смесь горных пород, идеальную для образования кимберлитов.

Гернон пришел к выводу, что некоторые извержения могли вызвать выбросы газа, пыли и пород, по масштабам сопоставимые с извержением Везувия. Кроме того, ученые вычислили скорость перемещения кимберлита на поверхности.

Исследователи обнаружили, что извержения кимберлитов начались в современной Африке и Южной Америке примерно через 25 миллионов лет после того, как южный суперконтинент Гондвана распался около 180 миллионов лет назад.

«Это фундаментальный и высокоорганизованный физический процесс», — сказал Гернон, добавив, что полученные результаты могут быть полезны при поиске неразведанных месторождений алмазов.