Об уровне преподавания в русских и украинских школах: мнения

«Задайтесь вопросом: а поднялся бы такой шум в случае, если бы какая-то певица написала о «быдлячей русской школе»?…»
7 сентября 2013  19:31 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, политолог Андрей Ваджра в статье «Об уровне преподавания в русских и украинских школах» предлагает обсудить скандал в украинских СМИ, блогосфере и социальных сетях по поводу личного мнения, высказанного в социальной сети фэйсбук солисткой Национальной оперы Украины Екатериной Абдуллиной. «У «свидомых» в блогосфере и социальных сетях новая истерика. На этот раз по поводу изложенной в социальной сети фэйсбук солисткой Национальной оперы Украины Екатериной Абдуллиной своих мыслей по поводу «быдловатости» некоторых слоёв нашего общества. В частности она написала: «Отдала ребенка в русскую гимназию и еще ни разу не пожалела. Все предметы по-русски все предельно ясно и понятно. А больше всего понравилась торжественная линейка — я даже плакала. По-русски очень красиво говорили старшеклассники. Пели и читали стихи. Да, в общем-то, контингент родителей и детей резко отличается от быдлячих украинских школ. В первом классе 3 раза в неделю укромова, и выпускники разговаривают на ней куда лучше, чем выпускники укрошкол. Я рада, что моя дочь учится среди морально здоровых детей»», - сообщает эксперт. «Высокий уровень, остался в тех учебных заведениях, где сохранились традиции русско-советской школы. Туда, естественно старается отдать своих детей тонкая социальная прослойка людей культурных и интеллигентных, ориентированных на всестороннее развитие своего ребенка. Так получилось, что эта прослойка — русскоязычная. Поэтому и учебные заведения — русскоязычные», - отмечает эксперт

ИА REX: Можно ли было сохранить уровень школьного образования, отказавшись от русского языка?

Ростислав Ищенко, директор Центра системного анализа и прогнозирования, политолог:

Уровень образования сохранить было можно. Он от языка не зависит. Я первые шесть лет учился (ещё в СССР, школьные годы 1972-1982) в обычной школе с преподаванием на украинском языке (на то время в Киеве редкость) и уровень преподавания там был не хуже, чем в суперэлитной школе с преподаванием на русском языке, в которую я перешёл в седьмом классе. Другое дело, что уровень образования падает во всём мире, поскольку современная система образования исчерпала себя и больше не соответствует потребностям общества. Естественно остаются своего рода "Касталии" - островки знания, вроде средневековых монастырей. Это - единичные и на Украине, и в России, и на "диком" Западе школы и ВУЗы, умудряющиеся, несмотря на законы, ведомственные инструкции и дурацкие традиции давать детям не просто набор предметов, но знание!, понимание того, что учение заканчивается только с окончанием жизни, желание и умение учиться и общий необходимый и достаточный уровень образования.

Просто на Украине сложилось так (и об этом пишет Ваджра), что элитными стали русские школы. Это логичный и естественный процесс. Их таковыми сделали украинские националисты, переведя большинство школ в тотально русскоязычной стране на украинский язык. В результате дети в быту говорят на русском, а учатся на украинском - языке не намного более живом, чем средневековая латынь, также работавшая языком науки и образования. Нет квалифицированных кадров учителей, готовых излагать предметы на настоящем украинском языке, а не на его жалком подобии. Даже хороших учебников и то нет - корпус учебных пособий создаётся десятилетиями и столетиями, а не за один день, по причине обретения никому не нужной независимости от музеев Петербурга и природных богатств Сибири.

В свою очередь русские школы, которых, например, в Киеве осталось всего семь из половины тысячи школ, гимназий и лицеев, получили возможность отбирать как лучших учеников, так и лучшие преподавательские кадры. Ведь факт русскоязычия Украины (практически на 90%) правительственными отчётами и грантоедскими социологическими опросами не отменишь. В результате, стараниями самих националистов термины русская школа и элитная школа стали на Украине синонимами. Но ещё раз подчеркну - проблема не в языке преподавания, а в бездумной, насильственной украинизации, наложившейся на общий кризис образования. Хороших школ, соответствующих своему предназначению в любой стране осталось не так много (сегодня на Украине ВУЗы выпускают "магистров" менее образованных, чем выпускник советской средней школы). Так получилось, что на Украине, в частности в Киеве, элитными стали русские школы, в частности и потому, что их сегодня меньше, сем при СССР в том же Киеве было английских (а русскоязычный народ-то никуда не делся).

Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):

Слишком много необъективности в этом вопросе, потому что не смотрят на реальные исторические факты. Начнем с того, как вообще появились украинские и русские школы: после объявления независимости ВСЕ школы стали украинскими, то бишь преподающими на украинском языке. Точка. То, что большинство учителей к этому оказалось не готовыми никого не волновало, независимость так независимость, стали Украиной - все должно быть на украинском языке. Равно как и теле- и радиоканалы. Логично, жаль только, что не продуманно и не последовательно. Потому что следующим шагом после объявления всеобщей украинизации должен был быть шаг последующего внедрения через пропаганду, обучение и коррекцию. Как это делается в бизнесе. Например, когда я в своей компании переходила на новую модель ведения бизнеса, я не просто заявила, что теперь работаем иначе: я прошла обучение сама, разработала новые бизнес-процессы, обучила своих топ-руководителей и уже с их помощью ввела технологию повсеместно по всей компании. И хотя сейчас уже не слышу того сопротивления, которое пришлось пережить, все равно нужно регулярно контролировать и корректировать, чтобы избежать невольных или осознанных ошибок и искажений.

Так и с украинизацией всей школьной системы Украины: где грамотная пропаганда, где обучение всех учителей хорошему украинскому языку и где коррекция? Нет и не было: выпустили учебники на корявой "мове", в некоторых местах погоняли на курсы и все. Забыли, потому что появились новые приоритеты в виде предвыборных гонок и послевыборных разделов и переделов имущества. А откуда взялись русскоязычные школы? Они появились там, где были ответственные директоры и ответственные родители, которые для своих детей стали выбивать разрешения на спецусловия. И вы же понимаете, что это ИЗНАЧАЛЬНО были хорошие школы и влиятельные, обеспеченные и интеллигентные родители. Поэтому суть не в том, что в украинских школах стали учить плохо, а в том, что в тех школах всегда учили плохо! Что же касается некоего обобщения, что интеллигенция = русский язык, вот это уже бессовестная ложь! Я знаю многих очень-очень умных и интеллектуальных людей, говорящих исключительно на русском языке, но прекрасно знающих и русский, и английский в придачу. Не стоит путать людей ленивых с интеллигенцией, не стоит обобщать по языковому принципу. И очень хорошие школы, где ведется преподавание на украинском языке и на высоком уровне, так же существуют, как существуют русскоязычные, где все печально.

Юрий Романенко, директор Центра политического анализа «Стратагема», политолог:

Все клюнули на слово "русский" и "мова", но не клюнули на суть. Абдулина сказала то, что существует реально, то есть назвала вещи своими именами. Она говорит как представитель сословного общества, как представитель своего сословия и передает те разговоры, которые ходят внутри сословия. Дело не в украинском или русском языке. Представьте, что изменилось бы, если бы вместо великого русского языка, она написала о великом английском языке. Патриотам было бы легче? Но дело не в этом. Дело именно в прогрессирующей сегрегации. Абдулина абсолютно права в том, что язык правящих сословий и язык низших отличается. Наверное, кому то это обидно. Но для того, чтобы убедиться, что все так и есть достаточно сходить в простую школу на родительское собрание. Дабы послушать, как говорят родители, их дети и, внимание, учителя. А говорят они на суржике. Странно, почему должно быть по-другому? Правильная речь, правильная осанка, волевые качества не нужны прислуге, которую готовят наши школы.

С детства они фаршируют "знаниями" плывущую по волнам жизни малограмотную амебу, которая на выходе получает ярлычок статуса и говорит на языке своего статуса. Обратите внимание на речь молодежи в программе "Вагітна в 16". Или ей подобных. Обратите не только на язык, но на сам образ мысли, как люди себя мыслят в мире, как они общаются с другими людьми. В массе своей мы видим примитивные, крайне безответственные существа, не способные проследить причинно-следственные связи, потому обреченные барахтаться в последствиях необдуманных поступков. И как они могут поступить иначе? Ведь их не учат мыслить и просчитывать свои действия, их просто не учат в принципе. Даже за деньги. Зато учат "любить Батьківщину" различные полуразложившиеся личности, как в нашей школе, которые просто получают ставку между стаканом и стаканом. Школа сегодня это эклектический набор остатков образования, инструментов контроля над детьми и перераспределения денежных потоков внутри деградирующего сословия учителей, которые вмонтированы в иерархическую структуру сословного государства и служат ему (вспоминаем акцию под Киевсоветом). Так почему дети должны разговаривать как-то иначе? Почем в принципе должно быть иначе?

Размножение пролов и их капсуляция в гетто (жизненных, образовательных, пространственных) от сословной элиты - свершившийся факт. Это все сложнее скрывать, как мы видим на примере Абдулиной, которая просто назвала вещи своими именами. Ведь внутри своего сословия они открыто обсуждают эти вещи и думают именно так. А публично она ляпнула не подумав. Именно так думали французские дворяне в конце 18 века. Помните искреннее удивление Марии-Антуанетты по поводу бунтующих горожан: "Пусть они едят бриоши". Или реакцию царя на восстание в Петрограде, который даже не оценил масштаб угрозы и думал, что чернь успокоится от одной новости о приближении венценосного монарха. Вся эта ситуация наводит конечно определенные мысли. За сто лет мы прошли полный цикл и вернулись к тем же проблемам, что и в 1917 году. И постановке схожих задач. Разжиревшая элита ненавидит малообразованные, плохо пахнущие низы. Низы ненавидят дурнопахнущую элиту. Верхи не могут править по-новому, низам все сложнее жить по-старому. Сдается мне, что мы накануне грандиозного шухера.

Евгений Дьяконов, финансовый консультант:

То, что произошло, постыдно. До сих пор в сознании многих русских сидит великодержавное русское хамство - все культуры колоний они считают "недокультурами", часто можно услышать от этих людей шовинистические высказывания о "телячей мове", "свидомитах" и прочие хамские выходки, мы помним, как в 2007 году в многонациональной Одессе русские экстремисты из партии "Родина" (в переводе на русский означает "Семья", итальянец это назовет "Мафия") избили пикет украинских националистов в центре города! Что интересно, Путин с трибуны говорит о том, что мы - один с украинцами народ, однако предлагается отказать украинцам в праве иметь свою культуру, свой язык. Как можно оценить такое нетерпимое отношение к чужой культуре? Насколько стабильно общество, в котором допускается такое отношение между народами? Можно ли называть этих хамов "культурными" людьми только потому, что они являются работниками культуры? Уровень культуры должен включать в себя толерантное отношение к представителям других национальностей, людей с другим цветом кожи, с другими традициями, с иной сексуальной ориентацией, иной религией? Мы с каждым годом убеждаемся, что именно в русской среде все чаще проявляется нетерпимость к иному языку, культуре, мы видим преследования в самой России инакомыслящих, людей с иной сексуальной ориентацией и это та нация, которая совсем недавно пыталась стать центром притяжения, объединить разные национальности в едином обществе!... Наверное, надо признать, что идет какой-то закономерный процесс. И этот процесс называется ДЕГРАДАЦИЯ.

Владимир Корнилов, политолог и публицист:

Задайтесь вопросом: а поднялся бы такой шум в случае, если бы какая-то певица написала о «быдлячей русской школе»? Забрасывали бы ее майонезом после таких слов? Да господи, кто-нибудь вообще попытался бы ее привлечь за это к ответственности? Вопросы, на самом деле, риторические. Поскольку ответы мы знаем, ответы эти мы получаем, чуть ли не каждый день, слыша беспрестанный поток оскорблений в адрес русского языка, русского народа, русской культуры, русской церкви. Этот поток льется с экранов телевизоров, из радиоэфира, даже с трибун Верховной Рады. И кто-то кого-то за это привлек к ответственности? Кто-то призвал кары небесные на головы тех, кто говорит о «кацапском быдле»?

И вот теперь главный вопрос дня: почему то, что позволено Фарион, не позволено певице Абдулиной или кому бы то ни было еще? То есть когда политик, а в прошлом преподаватель, оскорбляет детишек с русскими именами в львовском садике, когда она рассказывает, «на каком гумне вырос русский язык», когда она называет «существом» человека за то, что он говорит на родном языке, никаких санкций за это не следует. А Абдулину надо срочно к ногтю и примерно наказать, чтобы другим неповадно было! Вспомните реакцию на заявление «оранжевого» министра культуры (!) Украины о «собачей мове» (это он о русском языке, разумеется). Почему ему-то можно было?!

Я могу сейчас выложить несколько страниц оскорблений в адрес русских, которые национально-озабоченные паны вывешивают под различными моими блогами. Смею вас заверить, «кацапское быдло» из их уст – это еще самое мягкое, что они могут себе позволить. Причем многие из них не скрывают своей идентификации, есть среди них и политики, и рядящиеся в тогу деятелей культуры, писателей, по-моему, ничего кроме этого «кацапского быдла» и не написавшие. На страничке в Фейсбуке, принадлежащей одному бывшему народному депутату от БЮТ, а ныне активисту Партии регионов (как вы понимаете, вполне обычная политическая трансформация сегодняшней Украины), нескончаемым потоком идут оскорбления в адрес русского народа как такового – ясное дело, обычно его там называют «кацапами» или даже «кацами». И ничего! Ему можно! Он может и после этого оставаться в политике и даже оставаться в Партии регионов! А певицу с гораздо менее однозначным высказыванием, но направленным в противоположную сторону, надо моментально изгонять из оперы, из Киева (к чему призвал лидер «Братства»), а затем и с Украины.

Можно долго рассуждать о смысле высказывания Абдулиной, можно запугать ее, вынудить уехать из страны, заставить иных, кто думает об украинской школе так же, заткнуться и копить в себе злобу. Но разве не стоит задуматься национально-озабоченным гражданам над тем, почему у представителей украинской элиты (а уж солистку Национальной оперы, хочешь – не хочешь, трудно отнести к иной категории) вообще может родиться такое отношение к украинской школе? Может, чем забрасывать певицу продуктами питания, для начала лучше задаться вопросом о причинах да почесать в затылке по поводу того, как исправить ситуацию?

Ну, сами посудите, если в Киеве остался лишь 1% русских школ, а желающих отдать своих детей в русские школы в столице (если верить результатам опроса Research&Branding Group) – 25%, то кто может прорваться в первую очередь к этим школам? И что думают оставшиеся 24% киевлян о недосягаемой для них мечте – обучить своих детишек своему родному языку? И каково отношение у него к той школе, в которой он вынужден учить свое чадо вопреки своим желаниям? Кто может позволить себе обучение детишек, скажем, в новой русской гимназии на Троещине, если там стоимость обучения – 500 долларов в месяц (В МЕСЯЦ!). Ясно, что те, кто относит себя к «элите». А к кому они относят остальных? Абдулина (или кто там писал, неважно) сказала то, что думают многие киевляне, пытающиеся правдами или неправдами добиться обучения своих детей на родном языке, уйти от дикого суржика их детишек с «ковбасой» или «морозывом».

И чем больше русский язык будет запрещаться, изгоняться из обычных школ и загоняться исключительно в частные элитные гимназии, тем сильнее будут такие настроения в отношении украинских школ среди сначала «элиты», а затем и среди населения вообще. Поэтому не майонезом в адрес певицы следует бороться с подобным явлением, а как можно более быстрым выравниванием языкового баланса в Киеве и на Украине в целом, предоставлением широких возможностей для населения (в том числе и для тех, кого «элита» считает «быдлом») обучать своих детей на родном языке, учить их и русскому так же, как украинскому. В противном случае лет через 10-15 носители украинского языка вновь начнут восприниматься в городах, в элитарной среде как полуграмотное сельское население, станет абсолютно не престижным и, по большому счету, совершенно не нужным ни «элите», ни «быдлу». Неужто этого добиваются «свидомые» майонезометатели?!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

ruskaban
Карма: 7
07.09.2013 23:12, #8919
Оригинально. У Дьяконова педерастия и религия-это равноправные ценности. что тут скажешь. У него такая же толерастия в финансовых вопросах? Хотя вряд ли, там деньги, а это (в отличии от религии) святое. А впрочем ему хорошо ответил Корнилов.
ВАК
Карма: 47
09.09.2013 12:13, #8936
Уровень преподавания с точки зрения подачи учебного материала - одинаковый, поскольку в обоих случаях не учитываются модальные типы мышления учеников и преподавателей, динамика самоизменения их внутренних свойств-признаков.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть