Нельзя не заметить того культурного подъёма, который происходит в Воронеже в последние годы. Можно с уверенность сказать, что культурная сфера переживает свой расцвет. В городе проходят разнообразные выставки, фестивали, появляются новые музеи. Об этом мы в интервью ИА REX рассказала заслуженный художник РФ, автор воронежской матрёшки, Елена Матвеева.
ИА REX: Елена Геннадиевна, что вы можете сказать о культурной жизни нашего города? Как складывается ситуация в последние годы?
Ответ очевиден: культурная жизнь у нас сейчас будто переживает второе рождение. Были годы затишья, когда даже простые выставки организовывались не достаточно регулярно, но посмотрите, что у нас сейчас — один Платоновский фестиваль — это же такое событие! И не только для Воронежа, а, можно сказать, мероприятие международного масштаба. (Международный Платоновский фестиваль создан под непосредственным патронатом губернатора Воронежской области Алексея Гордеева и является главным культурным проектом региона. Впервые был проведён в 2011 году и приурочен к 425-летию Воронежа — прим. ИА REX).
Весь город буквально мобилизовался для его проведения. В течение двух недель прошло такое количество спектаклей, концертов, выставок и встреч, что одному человеку посетить всю заявленную программу фестиваля было бы просто невозможно. И мероприятия проходили на всех сценических и концертных площадках города — задействованы были и Театр оперы и балета, и филармония, и Камерный театр. Концерты проходили даже на необычной площадке, около замка принцессы Ольденбургской в Рамони. И что примечательно — фестивальная программа была рассчитана так, что затрагивала практически каждого человека. А главное — в мероприятиях оказалась задействована молодёжь, часть фестиваля была посвящена современному искусству и творческим экспериментам. И это очень важно. Ведь не секрет, что большинство молодых людей очень тяжело завлечь, например, в оперный театр или в филармонию. А здесь все оказываются включёнными в общую программу. И это нашло понимание. В этом году, насколько я знаю, некоторые концерты фестивальной программы будут проходить и в таких «нетрадиционных» местах для классического понимания культуры, как клубы. Например, в пабе «Сто ручьёв». Это хорошо — ведь у культуры нет границ.
ИА REX: А какие события культурной жизни вы ещё считаете важным отметить?
Несомненно, празднование юбилея города. Творческие коллективы со всей области приехали ради такого события в областной центр. И это были не сухие официальные мероприятия, а живое общение. Ведь каждый район привёз с собой своих музыкантов, мастеров народных промыслов, художников. На проспекте Революции были выставлены подворья каждого районного центра, на которых можно было увидеть уникальный этнографический материал, послушать настоящие народные песни, прикоснуться к своим корням. И ведь сразу видно — культура в области живёт. Сколько талантливых коллективов, энтузиастов. И что ещё важно — обыкновенные горожане смогли ко всему этому прикоснуться, не покидая города, совершить путешествие по родному краю. И не только, потому что к празднованию юбилея был приурочен и такой традиционный фестиваль, как «Игрушка-говорушка», он прошёл уже в пятый раз (V Межрегиональный фестиваль народной игрушки и фольклора «Игрушка-говорушка» — прим. ИА REX). Со всей страны в наш город приехали фольклорные коллективы, мастера народного творчества. Грандиозная выставка была организована в самом центре города. И, надо отметить, что наши художники были представлены на очень высоком уровне. А для зрителя тут главным была возможность прикоснуться к народному творчеству в прямом смысле слова руками — все предметы можно было потрогать, рассмотреть вблизи, а не за музейным стеклом. Проходили даже мастер-классы. Например, можно было под руководством мастера сделать на гончарном круге кувшин. Где вы ещё такое сможете попробовать?
Да и общество в целом у нас становится культурно-активным. Уже два раза проводился фестиваль «Куклы в радость», который организовывает Городской Дворец культуры и общественная волонтёрская организация «Общие дети». В этом году фестиваль должен состояться в третий раз. Это значит, что он прижился на воронежской земле. В рамках этого фестиваля в течение целого дня проходят представления любительских кукольных театров — и было удивительно, что их оказалось так много. Также во время работы фестиваля проходит выставка кукол, на которой представить свои работы может каждый — это очень важно. На выставке можно увидеть как работы профессиональных мастеров, детских творческих кружков, художников-любителей. И переоценить значение подобных фестивалей тяжело — это и огромная польза личного общения художника со зрителем, это обмен опытом, это возможность показать собственные произведения. Кроме этого, организатор фестиваля — волонтёрское движение «Общие дети», которое занимается помощью детям-сиротам, малоимущим. Поэтому фестиваль имеет и значимое социальное содержание: акцентирует внимание горожан на очень острой проблеме брошенных детей. Коллективы кукольных театров после фестиваля совершают выездные выступления в детских домах. Таким образом, культурная жизнь становится социально направленной.
ИА REX: А какие события выставочной жизни можно отметить? Что меняется в городе?
Если говорить о выставках, то для меня, как мастера, занимающегося народным искусством, прежде всего, это экспозиция «Народный. Нарядный. Обрядовый», которая проходила в областном художественном музее имени И.Н. Крамского. Сама идея организовать эту выставку пришла супруге губернатора Татьяне Александровне Гордеевой. На выставке было представлено более 400 подлинных экспонатов из этнографической коллекции Воронежского областного краеведческого музея. Воронежцы и гости города без преувеличения впервые смогли со многими из них ознакомиться. Обычно эти вещи доступны только для специалистов, потому что содержатся в хранилищах — для них нужен особый уход. А здесь в одном месте зрители могли увидеть всё многообразие народного костюма Воронежской губернии, каждого района и каждой традиции. Во время действия выставки проходили и концерты фольклорных коллективов.
С удовольствием хочется заметить, что в обществе просыпается интерес к собственной культуре, к традиционному искусству — и прикладному, и вокальному, к истории своего края. Допустим, если взять ежегодный фольклорный фестиваль «На Казанскую», который ежегодно организуется заслуженным деятелем искусств РФ Галиной Сысоевой, то с каждым годом всё большее количество людей приходит на концерт в зал филармонии. В последний год даже всем места не хватило, люди стояли вдоль стены и в дверных нишах зала. Значит, обществом это востребовано. И очень хорошо, что подобные мероприятия приживаются на воронежской почве.
ИА REX: Что вы ожидаете в нынешнем году? Что будет наиболее значимым в культурной жизни?
Как мне кажется, таких событий будет много. Сразу хочется сказать о долгожданном открытии реконструированного здания старейшего из российских театров — Воронежского Кольцовского Академического театра драмы. Воронежцы ждут его открытия уже больше десяти лет. И, казалось, работы никогда не закончатся. Но в последние несколько лет были заметны чуть ли не ежедневные изменения, которые происходят со зданием. Хорошо, что областное руководство занялось им вплотную. Ведь для воронежцев это знаковое место. Хорошо, конечно, что театр на время реконструкции продолжал работать в новом здании, но для многих очень важна и атмосфера, пропитанная историей, в которой проходят спектакли. Бархатные перила, ложи. Ведь это очень красивое здание и с богатой историей: оно было построено в 1821 году, потом перестаивалось в 1886 году, капитально реконструировалось в 1937 году, а в 1942 году было разрушено в результате бомбёжек, но восстановлено в 1944 году. Я думаю, нынешнее открытие обновлённого театра станет, действительно, событием для культурной жизни города. (Решение о реконструкции и реставрации театра было принято в 1999 году, а первый вариант проектно-сметной документации утвержден ровно десять лет назад. Несколько лет работы то приостанавливались, то продолжались, а внешне сам театр производил гнетущее впечатление. За последние годы пристальное внимание проводимым работам уделял губернатор области Алексей Гордеев, который держал проведение реставрационных работ на особом контроле. Проект реконструкции исторических интерьеров памятника архитектуры разработал известный художник Юрий Купер, сохранивший стилистику старинного декора. В зрительном зале число мест увеличилось в три раза, глобальной модернизации подверглась сцена. Особая гордость обновленного драматического театра — современное звуковое и световое оборудование. В 2012 году театр полностью готов к открытию, которое намечено на 28 апреля. В конце марта здание театра уже осмотрел премьер-министр РФ Владимир Путин, которому понравились архитектурные решения в театральном здании, их лаконичность, выбранные для отделки цвета — прим. ИА REX).
Естественно, нельзя не упомянуть и Второй международный Платоновский фестиваль. Вероятно, что он будет масштабнее первого. И это неудивительно. (Второй международный Платоновский фестиваль искусств состоится в Воронеже с 8 по 17 июня 2012 года. В программе фестиваля заявлено около 40 масштабных мероприятий — театральные и концертные выступления, выставки и конференции. Платоновский фестиваль в 2012 году включает в себя четыре направления: «Музыка», «Театр», «Изобразительное искусство» и «Литература». И, несмотря на то, что новый фестиваль будет короче первого, его программа обещает быть не менее насыщенной. В Воронеже ожидают прибытие участников из городов России, а также зарубежных стран — Франции, Грузии, Швейцарии, Китая, Италии, Польши, Украины и других — прим. ИА REX).
Но вообще, если говорить об ожиданиях, то ведь каждое культурное событие очень важно, и каждого ждёшь с большими надеждами. Я думаю, что в Воронежской области будет продолжаться начатая культурная политика — и нас ожидает ещё много прекрасных выставок, концертов, фестивальных программ. Жителями области это востребовано, а руководством поддерживается. Воронеж уже по праву можно назвать культурной столицей Черноземья.
Комментарии читателей (0):