Если ты друг США, это не значит, что тебя не свергнут: интервью экс-посла об арабских революциях

В Йемене происходит протестное движение против режима Али Абдаллы Салеха, западные средства массовой информации пытаются представить это как гражданскую войну. Что ожидает Йемен и грозит ли ему судьба страны с навязанной «демократией» со стороны НАТО? Об этом в интервью корреспонденту ИА REX рассказал руководитель Центра ближневосточных исследований Дипломатической академии МИД РФ, бывший посол СССР в Ливии Олег Пересыпкин, около 20 лет проработавший заграницей, представляя интересы СССР и Росси
14 сентября 2011  19:33 Отправить по email
Печать

В Йемене происходит протестное движение против режима Али Абдаллы Салеха, западные средства массовой информации пытаются представить это как гражданскую войну. Что ожидает Йемен и грозит ли ему судьба страны с навязанной «демократией» со стороны НАТО? Об этом в интервью корреспонденту ИА REX рассказал руководитель Центра ближневосточных исследований Дипломатической академии МИД РФ, бывший посол СССР в Ливии Олег Пересыпкин, около 20 лет проработавший заграницей, представляя интересы СССР и России в Йемене, Ираке, Ливане, Ливии.

ИА REX: Возможно ли мирное разрешение ситуации в Йемене?

Я считаю, что возможно мирное решение этого конфликта, потому что Али Абдалла Салех не настроен на применение силы, чтобы решать внутриполитическую ситуацию. Проблема в Северном Йемене очень сложная, и она тем сложнее, что там имеет место ещё одна проблема, про которую часто забывают — демографический взрыв. Салех пришёл к власти в 1978 году, и за то время, когда он был у власти, население страны удвоилось. Сейчас против него выступает та самая молодежь, которая с его помощью получила образование, познакомилась с интернетом и со всеми прелестями зарубежной жизни. Когда я работал в Северном Йемене, я с ним много раз встречался, по своей натуре он не настроен на применение силы против собственного народа и будет искать способы, чтобы урегулировать внутриполитический конфликт.

Я не исключаю, что он может уехать из страны, или остаться в Саудовской Аравии, где он сейчас находится, чтобы оппозиционные силы пришли к власти и могли сами разрешить ту сложную ситуацию, которая у них сложилась.

ИА REX: Как так получилось, что Али Мохсен аль-Ахмар, кровный брат Салеха, воюет против него на стороне оппозиции?

Семья Салеха очень большая, а мы знаем много примеров из мировой истории, когда брат выступал против брата, а сын против отца. Я не исключаю, что один из братьев как раз мог так поступить. А может быть, это такой ход, чтобы сохранить позиции в правящей элите сторонников Салеха в другой форме, чтобы семья могла сохранить своё влияние в стране.

ИА REX: Что вы думаете о действиях США в арабских странах? Можно ли это назвать заговором против них?

Существует теория управляемого хаоса, когда организуют хаос в стране и выделяют лиц, готовых выполнять планы других государств. Если посмотреть все эти арабские революции, то они всегда были на грани хаоса, а потом приходили люди и наводили порядок, но не думаю, что у Запада есть план отбросить назад эти государства, будь то монархический режим или религиозный. Но свои интересы они преследуют: и в Ливии, и в Йемене, и в любой другой стране. Особенно интересы к стране повышаются, если страна богатая и обеспеченная, и может представлять интерес для западных бизнесменов и деловых кругов.

Я не думаю, что это заговор, потому что, если посмотреть шире, в Тунисе и в Египте это было чисто внутреннее дело, что касается Ливии — это чисто внешнее дело. Повстанцы никогда не победили бы, если бы НАТО полгода не бомбило и не разоряло страну, в Сирии наложились и внутренние причины и религиозный фактор, потому что во главе страны стоит семья Башара Асада, принадлежащая мусульманской секте «Алавиты», которая составляет 10-15 процентов населения Сирии. В каждой стране свои проблемы. Конечно, элементы заговора и вмешательства всегда присутствуют, но всё-таки причины отличаются.

ИА REX: Что вы думаете о плане «Большой Ближний Восток» Джорджа Буша?

Есть такой план, но очень сырой и труднореализуемый, в него входят много государств, и Израиль, Иран и Афганистан. Захватывается такой большой спектр государств с разными политическими режимами, что делает этот план практически нереализуемым. Израиль конфликтует с арабскими странами, только Иордания и Египет имеют с ним дипломатические отношения. Сейчас, после того, как Хосни Мубарака убрали, отношения в известной степени обострились. Израиль был против резкого смещения Хосни Мубарака и Муамара Каддафи и других, потому что эти люди были известны и предсказуемы. Что сейчас будет в Ливии и Египте, и тем более, в граничащей с Израилем Сирии, с которой они находятся в состоянии войны — предугадать сложно. Был такой план, но он сейчас не реализован.

ИА REX: Если говорить о Ливии, если бы Каддафи не стал более либеральным и не пытался дружить с Западом, такого не произошло бы?

Каддафи восстановил отношения с Западом, когда расплатился за Локкерби, он с ними дружил. Он покупал оружие, частично успел купить его у нас, вёл переговоры с французами и западниками, но он не успел вооружиться — если бы он набрал оружия достаточно, то его не тронули бы. Если ты друг США, то это не значит, что тебя не свергнут, когда появятся экономические интересы.

ИА REX: Вернемся к Йемену — Салех уехал лечиться в Саудовскую Аравию или сбежал?

Оппозиционеры обстреляли Салеха, когда он молился в мечети со своим ближайшим окружением, и он уехал в Саудовскую Аравию. На данный момент его сторонники пытаются решить вопросы, но они хотят предоставить право на решение парламенту, чтобы он решал, остаётся ли он у власти или нет. Неизвестно, пойдут ли на это оппозиционеры. А пока саудовцы его им не выдадут, потому что у них есть закон арабского гостеприимства. Они не выдают Бен Али, бывшего президента Туниса. Когда оппозиционеры в Ливии стали упрекать алжирцев за то, что они приютили семью Каддафи, те тоже указали на закон арабского гостеприимства.

ИА REX: В Йемене западные СМИ активно называют ситуацию чуть ли не гражданской войной, что это, сопротивление оппозиции?

В Йемене не война, а активное протестное движение против режима, которое требует ухода нынешнего президента и его родственников, которые занимают ключевые посты в управлении, но гражданская война не произошла. В Ливии были военные столкновения с той и с другой стороны, а в Йемене иногда постреливают.

После того, как «Альджазира» построила декорации для съёмок своих сюжетов об арабских революциях, западным СМИ уже верить нельзя. Случай, связанный с Сирией — в Москве шла демонстрация в день 9 мая, и внезапно двое мужчин выскочили и развернули плакат «долой Башара Асада!» и сфотографировали как демонстрацию в Москве, которая требует отставки сирийского президента.

ИА REX: Помощник президента по вопросам борьбы с терроризмом Джон Бреннан сказал, что Штаты против возвращения Салеха. Почему?

Если они не хотят, чтобы Салех возвращался — то это так или иначе ошибка. Он боролся с Аль-Каидой, а неизвестно, кто придёт к власти из оппозиционеров, если сейчас в Йемене придут к власти племенные шейхи, или мусульманские экстремисты, а в Йемене активно работает Аль-Каида. Салех по соглашению с американцами создал 4 центра борьбы с международным терроризмом в Аданском заливе, где отслеживают движения кораблей и действия пиратов. Я сторонник того, чтобы перемены в арабском мире не носили характер революции. Он и так сказал, что в 2013 году он уйдёт. Быстрые сломы приводят к дополнительным жертвам и столкновениям внутри страны, и к экономическим потерям — если тысячи людей демонстрируют, то они не работают.

ИА REX: Как вы можете прокомментировать официальную позицию России?

Россия считает, что все вопросы должны решаться путём переговоров. Мы имеем 4 договора о дружбе и относимся к Йемену с большой симпатией. Россия считает, что такие проблемы должен решать сам народ, без вмешательства извне. Поэтому мы не можем одобрить того, что Америка говорит, кто должен уйти. И когда Хиллари Клинтон говорит: «Башар Асад должен уйти». Все эти реформы должны применяться без издержек и насилия.

Сейчас мы являемся свидетелями ухода старого поколения. Нет Саддама Хусейна, ушёл Хосни Мубарак, Муамар Каддафи, ушёл Бен Али. Приходит новое поколение, очень непонятное и с большим процентом исламского экстремизма, такие как «Братья Мусульмане» и «Аль-Каида». В Национальном переходном совете Ливии, который Россия официально признала, известно десять имён, а там 30 человек, а кто остальные — неизвестно. Хотя там есть организация «Аль-Каида».

Любопытный момент: США оказывает помощь моральную, политическую, и даже военную и финансовую организации, с которыми они раньше воевали — «Аль-Каиде». Это лишний раз показывает, что во главе угла у западных стран экономические интересы, а не стремление защитить народ и насадить демократию. Просто потому, что выгодно.

К примеру, Сомали — страна нищая и бедная, почему они туда не пойдут насаживать демократию и разгонять пиратов? Но они прицелились на Ливию, которая очень богатая, и в этой связи в основе лежит не идеология, а экономические интересы. Как гласит древняя арабская пословица: «Нет такой крепости, ворота которой не откроются перед ишаком, нагруженным золотом».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть