США втягивают Филиппины в военное противостояние с Китаем

Визит филиппинского президента США скорее всего конкретизирует формы участия Манилы в антикитайских авантюрах Пентагона…
1 мая 2023  16:40 Отправить по email
Печать

Предвидя неизбежность обострения ситуации вокруг Тайваня, которое может произойти в первой половине 2024 года, после выигрыша «президентских» выборов представителем партии Гоминьдан, ориентированной на воссоединение страны, США продолжают обкладывать остров со всех сторон, стараясь приблизиться к нему, чтобы расширить возможности влиять на стратегическую ситуацию. На Тайване между завершением выборов и передачей власти – четыре месяца (от января до мая), в которые и ожидается провокация с провозглашением уходящей проамериканской администрацией Цай Инвэнь «независимости» со всеми вытекающими отсюда военными последствиями. В 2022 году смена власти произошла на Филиппинах, где к власти пришел Фердинад Маркос-младший, сын диктатора, правившего в середине второй половины прошлого века. Поначалу считалось, что он, как и прежний президент Родриго Дутерте, настроен на расширение контактов с Китаем и Россией. Однако свою роль сыграл чрезвычайно влиятельный в этой стране высший генералитет, тесно связанный своими интересами с Пентагоном.

В самом конце апреля, в канун визита Маркоса в США и через неделю после посещения архипелага главой МИД КНР Цинь Ганом, между КНР и Филиппинами произошел ряд инцидентов в Южно-Китайском море (ЮКМ), вблизи архипелага Наньша, более известного как Спратли. Эти острова контролируются Вьетнамом, но оспариваются Китаем; свои претензии на эти территории также предъявляют Филиппины и Малайзия. Важность для Китая этой ситуации троякая. Во-первых, архипелаг Наньша находится практически на путях торгового транзита, включая нефтяной, из Индийского океана в Тихий, которым активно пользуется Китай; но этот маршрут рискованный ввиду наличия в акватории 7-го флота США, один из центров базирования которого находится в Сингапуре. Контроль над спорными островами позволил бы ВМС НОАК значительно усилить позиции на региональном театре военных действий (ТВД), существенно обезопасив транзит. Во-вторых, в целом акватория ЮКМ исключительно важна для КНР в стратегическом плане. В том числе потому, что примыкает к Тайваню и Тайваньскому проливу. Китай строит в ней насыпные острова, размещая на некоторых взлетно-посадочные полосы ВВС НОАК; это очень не нравится Вашингтону, который в противодействии КНР пытается подзуживать страны АСЕАН, сталкивая их с Пекином. В целом безуспешно, но случаются, как говорится, прецеденты. В-третьих, вокруг архипелага находятся богатые нефтяные месторождения, которые Китай оспаривает у разрабатывающего их с иностранным участием Вьетнама.

ВМС США еще с 12 апреля проводили вместе с Филиппинами в регионе крупнейшие в 2023 году учения Balikatan с участием объединенного контингента численностью почти в 18 тыс. военнослужащих, из них более 12 тыс. американских. Отрабатывалась оперативная совместимость, проводились боевые стрельбы. Но не прошло и нескольких дней, как 25 апреля, через день после отъезда из Манилы китайского министра иностранных дел, США начали с филиппинской армией еще одни маневры, причем, и место их, и легенду нельзя рассматривать иначе, как провокационными. Пролив Лусон (другое название Баши) находится между северным филиппинским островом Лусон и Тайванем, и, как отмечает военные эксперты, это кратчайший маршрут для ВВС НОАК к восточному побережью Тайваня при организации его блокады, в частности для дислоцирующихся на Хайнане китайских подводных лодок. Вторжение США в пролив является для Китая вызовом, а участие в этом Манилы существенно подрывает тот позитивный багаж в китайско-филиппинских отношениях, что был наработан при прежнем государственном руководстве на Филиппинах.

В течение трех дней, до 28 апреля, объединенная группировка, включавшая подразделения сухопутных сил и морской пехоты США, тренировалась в огневом перекрытии пролива с помощью ракет, РСЗО, а также ЗРК, что подчеркивало антикитайскую направленность маневров. В ответ Пекин направил в ЮКМ авианосную ударную группу (АУГ) во главе с авианосцем «Шаньдун»; в ходе ответных учений НОАК и произошла стычка с филиппинскими военными кораблями вблизи Наньша-Спратли. Она послужил поводом для американского заявления, обвиняющего КНР во «вторжении» в территориальные воды Филиппин и о готовности Пентагона при возникновении вооруженного конфликта оказать Маниле против Пекина военную помощь. Ну и «масла в огонь» подлил один из предводителей проамериканского лобби в Штабе филиппинской армии генерал Падилья, указавший на серьезные стратегические преимущества той вооруженной силы или коалиции, которая удерживает контроль над проливом Лусон.

В Пекине происходящее однозначно расценили как прямое следствие достигнутой в начале февраля 2023 года договоренности о «максимально широкой» трактовке американо-филиппинского Соглашения о расширенном оборонном сотрудничестве 2014 года – приложения к Договору о взаимной обороне. Если в соответствии с этими документами, ВС США до сих пор использовали для своих целей пять военных баз на территории филиппинского архипелага, то теперь к ним добавились еще четыре таких базы. Это фактически означает полномасштабное освоение американской армией и флотом Филиппин в преддверие ожидаемого обострения вокруг Тайваня. И данные события происходят в непосредственной близости от мятежного китайского острова, при том, что именно «длинное плечо» военной логистики для США экспертами называлось главной слабостью Пентагона в отнюдь не гипотетическом вооруженном конфликте.

Отметим также, что буквально на днях США сделали новый крупный шаг по превращению в свой ядерный арсенал и военный плацдарм Южной Кореи; ранее, в рамках блока AUKUS, за рамки режима ДНЯО Вашингтоном была выведена Австралия. А буквально на днях с американского благословения беспрецедентный военный бюджет приняла Япония, государство-реваншист, которое в ядерной сфере также рассматривается как «пороговое». США явно стремятся компенсировать отсутствие пока в АТР аналога НАТО тем, что связывают максимальное количество сателлитов такими обязательствами, которые позволят гарантированно втянуть их в тайваньский конфликт против Пекина тогда, когда его военная эскалация будет спровоцирована Вашингтоном. Имея опыт общения с украинским «эрзац-фюрером» Зеленским, в извращенном виде представившим общественности итоги недавних переговоров с Си Цзиньпином, китайская сторона отчетливо представляет неадекватность американских марионеток. Которые, о чем бы ни говорили, без разрешения Вашингтона не сделают ни шагу, поэтому все их обещания и достигнутые с ними договоренности – пустое сотрясение воздуха.

И сегодня, 1 мая, начинается визит в США президента Маркоса, который конечно же испугался военно-морского инцидента вблизи Наньша. По пути в Вашингтон филиппинский лидер пообещал не потворствовать провокациям, которые ведут к конфликтам, а также не использовать Филиппины в качестве военного плацдарма для заинтересованных иностранных держав. Но очень большой вопрос, что останется от этих обещаний к 4 мая, когда визит в США завершится, после запланированных встреч с президентом Джо Байденом и другими «ястребами» в американском политическом и военном истеблишменте. И, главное, как оценят президентское «миротворчество» в филиппинском генералитете, который – еще раз, как показали события последних полугода, находится под безраздельным влиянием, а то и контролем со стороны США. В сухом остатке здесь то, что нам, в России, очевидно на собственном опыте. Подготовка Вашингтоном беспрецедентной провокации с втягиванием Китая в военный конфликт вокруг Тайваня вступает в решающую фазу. И для этого усиленно сколачивается коалиция с возможным участием в ней даже европейских участников НАТО, если судить по тем заявлениям о европейском военном присутствии в Тайваньском проливе, которые сделал шеф дипломатии ЕС Жозеп Боррель. Именно потому США так усиленно форсируют приближение развязки на Украине, что им необходимо «развязаться» с Киевом до начала активной фазы столкновения с Китаем, список санкций против которого уже отработан на российском примере. Наступает пора, когда обе зоны конфликта – в Восточной Европе и АТР – превращаются в единый ТВД, на котором США намерены с помощью «политики альянсов» маневрировать силами и средствами, в зависимости от конкретной обстановки. И очевидно, что с нашей стороны секрет успеха в этом глобальном противостоянии не в последнюю очередь зависит от российско-китайской стратегической координации.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть