Под самый новый год, а именно 29 декабря 2022 года, президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ № 644-ФЗ о внесении резонансной поправки в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». Данная поправка была принята накануне голосами депутатов Государственной думы только одной фракции - «Единой России». Все другие фракции, а это КПРФ, «Справедливая Россия - За правду», ЛДПР и даже депутаты «За правое дело» голосовали против, либо не участвовали в голосовании.
Суть этой резонансной поправки заключается в том, что у всех рыбаков изымают 20% объёмов квот на вылов рыбы и затем по определённой системе отдают их тем рыбопромышленникам, которые возьмут на себя обязательство строить рыболовные суда только на российских верфях и за счёт своих или заёмных средств. Кроме того, дополнительно изымается ещё и 50% квот на вылов краба, который выставляется на аукцион с теми же обязательствами, как и по рыбе.
Против такого подхода выступили союзы, ассоциации, объединения рыбаков и законодательная и исполнительная власти приморских регионов. Однако их мнение не было принято во внимание при прохождении поправки в Государственной думе.
К тому же законодатели, при принятии поправки, ссылались, что это новшество не ново, поскольку ранее с 2018 года такое действие-новация уже было ранее запущено и тоже при активном участии фракции депутатов «Единой России».
У рыбаков такой подход получил наименование цунами, вызванное «первым этапом инвестквот и крабовыми аукционами». О его результатах, а они плачевные, поскольку как цунами смели финансовые ресурсы прибыльных рыбодобывающих компаний, а строящие суда застряли на отечественных верфях. Об этом будет сказано ниже.
В настоящее время приближается вторая волна цунами «инвестквот и крабовых аукционов», которое накроет в основном рыбопромышленников Дальневосточного бассейна. А там рукой подать, дойдёт очередь и до Северного, и Западного, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И всё же имеется небольшая надежда, а вдруг президент России Владимир Путин прозреет и остановит своей волей чиновничий цунами «инвестквот и крабовых аукционов». По крайне мере до тех пор, пока не будут известны экономические и социальные последствия первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов». Для этого ему достаточно было бы ознакомиться с анализом начального первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов», осуществлённого Счётной палатой Российской Федерации.
Читатель мне может возразить, что сей труд, широко разрекламированный, как истина в последнем слове, вдруг оказался недоступен для как рыбацкой, так и в целом широкой общественности страны. Его неожиданно чиновники отнесли к внутреннему документу - не для широкой огласки. Видимо и для президента он не доступен. А жаль!
Почему? Полагаю, правда, в нем такова, что не только надо останавливать второй этап «инвестквот и крабовых аукционов», но и инициаторов первого этапа достойно отметить и… «соответственно поощрить». В переносном смысле.
Хотя основные положения Счётной палаты Российской Федерации неоднократно излагались её публично аудитором С.В. Мамедовым под руководством, которого и проводился анализ первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов», на разных площадках Государственной думы и Совета Федерации.
Они таковы, что провозглашенное правительством Российской Федерации по инициативе Минсельхоза и Росрыболовства строительство 105 рыбопромысловых судов так и осталось на бумаге. Фактически, по данным ВАРПЭ, к 2025 году будет введено в эксплуатации не более 25% от запланированного флота. То есть всё остальное суда, а это около 60 единиц практически это – бумажный флот.
Помните, в детстве мы такие кораблики делали из бумажных и газетных листов и пускали их в плавание по ручьям, речкам и лужам, считая себя их капитанами. Вот этим сейчас занимаются и взрослые служивые люди в наше время. И весьма успешно.
Даже президент России Владимир Путин при его занятости помнит, что рыбопромышленники строят около 100 рыбопромысловых судов на российских вервях и ряд береговых рыбоперерабатывающих фабрик.
Вмести с тем президент на основе, полагаю, докладов ему, так оценивает сложившую ситуацию: «Это вынужденная мера (имеется в виду «инвестквоты и крабовые аукционы» - прим. автора), связанная со старением рыболовецких судов, и она действует эффективно (выделено автором). Уже заключено, по-моему, свыше 100 контрактов на строительство заводов и строительство судов, многие реализованы уже, и предприятия построены, и корабли построены, уже спущены на воду. Так что это работает в нужном нам направлении.
Но есть, конечно, проблема, которая заключается в том, что некоторые небольшие предприятия, взяв на себя эти обязательства, получив квоту под киль под строительство заводов, в связи с введением санкций, о которых мы говорили, не могут своевременно реализовать взятые на себя обязательства в связи с нарушением логистических поставок и с неисполнением обязательств со стороны их иностранных партнеров. Конечно, правительство должно это учесть».
Из этого высказывания президента вытекает, что те, кто информирует его по данному направлению, мягко говоря, не доводят до него информацию по фактическому положению дел с реализацией первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов». Проще говоря, служивые обманывают президента, вводя его в ошибочное восприятие происходящего на «инвестиционном направлении».
О какой «эффективности» и о том, что «…многие реализованы уже, предприятия построены, и корабли построены…», да и «…так что это работает в нужном направлении» может идти речь, когда исполнение составляет не более 25%?
К тому же ни один из сданных в эксплуатацию 11 рыбопромысловых судов не прошёл полного годового цикла в районах промысла. Следовательно, нет и достоверного экономико-социального анализа эффективности деятельности этих судов.
Ещё более удручающие экономические показатели работы отрасли в ходе осуществления первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов». Так сальдированная прибыль уменьшилась на 42%, а кредиторская задолженность возросла на 78%. Ухудшаются и целый ряд других показателей. При таких темпах рыбная отрасль неминуемо окажется банкротом, и тогда выручать её придётся государству. Не исключено, что к этому её и ведут инициаторы «инвестквот и крабовых аукционов» с тем, чтобы государство осталось крайним в этой афере.
Инициаторы этого магического действия всячески продолжают вдувать в уши властей и, прежде всего президента, об успехах первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов» и что надо ускоренно внедрять второй аналогичный этап. В этом они достигли уже определённого успеха.
Между тем, розничная стоимость рыбы и рыбопродукции на внутреннем рынке страны продолжает расти, спрос на неё падает, в результате её потребление населением страны снижается. По экспертным оценкам, потребление не превышает 12-15 кг/чел/год при рекомендуемой норме Минздрава России не менее 22 кг/чел/год.
И всё это происходит на фоне растущих показателей вылова в первом квартале 2023 года. Обращает внимание, что этот рост обеспечен не «инвестиционными судами», а существующим рыбодобывающим флотом и теми новыми и модернизированными судами, которые ряд рыбопромышленников построили и осуществили самостоятельно, отказавшись от «услуг первого этапа инвестквот». Таких судов, по разным оценкам, около 30 единиц.
Эти успехи, безусловно, и результат самоотверженного рыбацкого труда на промысле и слаженная работа управленческого аппарата компаний, фирм, предприятий и их союзов, ассоциаций.
Назревает момент истины, когда рыбопромышленники, не исключено, могут принять решение пойти на отказ от участия во втором этапе «инвестквот», исходя из экономической целесообразности. Возможность такой подход подсказывает практика осуществления первого этапа «инвестквот и крабовых аукционов». Ряд компаний, особенно относящихся к малым и средним, оценив складывающую ситуацию, отказались от участия в первом этапе «инвестквот». И они на сегодняшний день оказались правы, поскольку их финансовое положение значительно лучше по сравнению с теми, кто ввязался в первый этап «инвестквот».
К тому же во всех странах с развитым рыболовством, а это Китай, Норвегия, Исландия, Индонезия, США, Япония, Вьетнам, Канада, Перу и многие другие не применяют для своих рыбаков такие «экономически» необоснованные механизмы как «инвестквоты», «аукционы долей квот краба в воде» и «платность ресурсов».
Во всех этих странах морское рыболовство и аквакультура, регулируется посредством продуманной налоговой системой и, как правило, эти направления, поддерживаются государством, через различные формы.
Такой подход подтверждается практикой. Например, лидер мирового рыболовства и аквакультуры Китай в год вылавливает до 22 млн т и выращивает в морской, пресной воде до 68 млн т водных биоресурсов, что позволяет обеспечивать население страны рыбой и рыбопродукцией не менее 39 кг/чел/год. По этому, важнейшему показателю, Россия значительно отстаёт от мирового лидера, ввиду ошибочности своей рыбохозяйственной политики.
Сегодняшнее непростое время требует внести в неё соответствующие коррективы с тем, чтобы обеспечить, устойчивый рост потребления рыбы и рыбопродуктов населением страны с учётом её платёжеспособности.
Комментарии читателей (1):