Госсекретарь США Энтони Блинкен в последний момент, за полтора суток до начала, отменил свой визит в США, в ходе которого должен был стать первым шефом Госдепа за последние шесть лет, получившим аудиенцию у лидера КНР Си Цзиньпина. Официально говорится о том, что визит «отложен» - до лучших времен. Интересен и повод: пролет над севером США потерявшего ориентацию из-за сильного ветра китайского метеорологического зонда, который Пентагон, а с его подачи и Госдеп с упорством, достойным лучшего применения, «уличают» в шпионаже за расположенным в штате Монтана позиционным районом шахтного базирования межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Minuteman-III». Обвинение явно надуманное. Во-первых, об этом районе все известно еще с советских времен, и МБР – далеко не основная часть американской триады стратегических ядерных сил (СЯС). Во-вторых, в шахтах стоит откровенное старье возрастом с 70-х годов. Большинство попыток протестировать эти ракеты приводили к отказам и даже к авариям, которых за постсоветские годы было несколько. «Минитмены» - живое напоминание о промахе США, когда сделав ставку на разработку глобального неядерного удара при договорном обнулении ядерных потенциалов с Россией, Вашингтон просчитался, переоценив влияние в Москве «пятой колонны». И остался у разбитого корыта, отстав от нас теперь по СЯС лет на пятнадцать, а то и все двадцать.
Все это американцам известно и понятно, так для чего же тень на плетень, тем более, что планы на этот визит были буквально наполеоновские? По оценке все более «придворного» по отношению к Пентагону CSIS – вашингтонского Центра стратегических и политических исследований - цель поездки Блинкена в Китай состояла в том, чтобы «ускорить движение нынешней холодной войны в сторону разрядки, минуя стадию, аналогичную ракетному кризису вокруг Кубы». Вроде бы понятно: какая Куба, если наращивание Китаем ядерного потенциала осуществляется в подчеркнуто оборонительном сегменте развертывания боеприпасов и средств доставки средней дальности, которые дотягиваются только до американских региональных сателлитов и баз США в АТР? О том, что это лишь повод для разговора, по сути открытым текстом в Давосе сказал Генри Киссинджер, который назвал возобновление китайско-американских дипломатических контактов «необходимостью нашего времени». И нарисовал формулу, в соответствии с которой «Китаю нужно сдерживать наращивание вооруженных сил, а США должны перестать действовать так, будто они готовы решать ситуацию вокруг Тайваня по принципу “двух Китаев”, маскируясь при этом под приверженность политике “одного Китая”». Мэтр как всегда выдал подноготную торга с американской стороны, которая, оказывается, провоцирует Китай в тайваньском вопросе не потому, что собирается предать забвению все договоренности, а чтобы остановить в КНР быстрое и эффективное военное строительство, меняющее региональный баланс сил.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В Пекине, кстати, с такой постановкой вопроса согласны в целом, но не во всем. По словам официального представителя МИД КНР Ван Вэньбиня, Китай «приветствует визит Блинкена и надеется, что американская сторона будет содействовать продвижению диалога, а не конфронтации». В Китае согласны с тем, что для улучшения связей США следует отказаться от вмешательства в вопрос Тайваня. Но еще, по мнению китайской стороны, им следует пересмотреть и курс на сдерживание Китая. И вот это уже раскрывает ущербность формулы Киссинджера, рассчитанной не на равноправное сотрудничество, а на фактический отказ Пекина от конкуренции с США и признание Китаем неоспоримости американского лидерства по другой известной формуле – «мира на правилах», написанных, разумеется, в Вашингтоне. Источники в Госдепе накануне отмены визита Блинкена на условиях анонимности сообщали представителям СМИ основные темы предстоящих переговоров. Это конфликт на Украине, все то же увеличение Пекином ядерного арсенала, антинаркотическое сотрудничество, остановленное после провокационного вояжа экс-спикера Нэнси Пелоси на Тайвань, ряд гуманитарных вопросов и т.д.
В том, что касается наркотиков, претензии США связаны с расширением экономических контактов КНР с левыми мексиканскими властями. Американцам не нравятся поставки из Китая компонентов для производства фентанила, которые они требуют остановить. По сути это попытка решить свои проблемы за чужой счет: Мексика нуждается в выпуске этой составляющей ряда лекарств, и вопрос об его «непрофильном» использовании – не к Китаю, а к самим властям Мехико, с которыми США вполне могли бы договориться о совместных действиях.
Но главное в списке вопросов несостоявшегося визита, и здесь мы подходим к реальным причинам его отмены, - украинский кейс. Все мы видели, какую истерику коллективный Запад под эгидой США поднял вокруг мифа о поставках в Россию вооружений из КНДР. Разумеется, и здесь то же самое; США, которые свалили на Украину за месяцы конфликта уже весомую долю своего военного потенциала, очень ревностно, в духе пресловутых двойных стандартов, следят, чтобы Москва ни от кого ничего не получала. Варварский обстрел Ирана на днях – сюжет из этой же «оперы», о чем проговариваются даже в Киеве. С Китаем такое поведение явно не проходит, поэтому в ход пускаются самые разнообразные способы давления. Кроме того, Вашингтону от Пекина нужно осуждение России и присоединение к санкциям.
Китай это не устраивает. Во-первых, оставить Россию в одиночестве, без политической и экономической поддержки, ослабив позиции Москвы перед лицом Запада, - прямой путь к изоляции самого Китая, который хорошо усвоил уроки современности. Главный из них: любые уступки Западу по принципиальным вопросам ведут только к одному – к требованиям с его стороны новых, все более принципиальных уступок, вплоть до полной капитуляции, которой, собственно, Запад и добивается от всех без исключения – и противников, и даже союзников.
Во-вторых, политика США на китайском направлении дублирует, пусть и с некоторым опозданием, американские шаги против России. Причем, эта политика так же отражает двухпартийный консенсус, как и в отношении Москвы. Яркий пример: та же самая, хорошо известная парочка «бесноватых» американских законодателей – республиканец Линдси Грэм и демократ Роберт Менендес, которые отметились в свое время формулировкой «адских санкций» против России, являются авторами прошлогоднего законопроекта «О политике Тайваня». Его рассмотрение палатой представителей в начале августа было отложено ввиду опасений Белого дома последствиями провокации с упомянутым визитом на мятежный остров Пелоси, но отнюдь не похоронено. К законопроекту могут вернуться в любой момент, тем более, что у власти в нижней палате теперь республиканцы, а их предводитель Кевин Маккарти – преемник Пелоси, которому не дают покоя ее «лавры», также нацелился на посещение Тайваня с целью поддержки сепаратистского режима, проигравшего недавние выборы и оказавшегося в затруднительном положении. Визит может состояться уже весной – со всеми вытекающими из этого последствиями.
В связи с этим самое время напомнить о том, что этим законопроектом предлагалось объявить Тайвань «основным союзником США вне НАТО» (статус, которым Вашингтон наделяет иностранные неевропейские государства, и он по понятным причинам недопустим для отдельных частей других государств, которой является Тайвань). Еще документ включает «пакет санкций», список которых провокационно оговаривается возможностью «эскалации». Тайбэй предлагают ввести в международные организации, разумеется, отдельно от КНР, что по мнению кукловодов Грэма-Менендеса снимет любые ограничения для официальных контактов с островом со стороны США. Но самое главное, ради чего законопроект написан, - военная поддержка, ежегодные масштабы которой прописываются на уровне 4,5 млрд долларов на ближайшее четырехлетие; это позволяет США изменить номенклатуру военных поставок и перейти от оборонительных вооружений к наступательным.
Далее. В канун визита Блинкена, о котором было объявлено в середине января, резко активизировалась деятельность «заплечных» неформальных институтов, выполняющих роль фактических «посольств» США на Тайване и Тайваня в США - Американского института и Тайбэйского экономического и культурного представительства; в частности, прошли торговые консультации. Эту активность в Вашингтоне попытались прикрыть показной демонстрацией «открытости» к восстановлению с КНР экономического взаимодействия. На полях Давоса, как известно, прошла встреча главы американского минфина, экс-главы ФРС Джанет Йеллен с вице-премьером Госсовета КНР Лю Хэ. Йеллен излучала комплименты китайской стороне, объявив о готовности в этом году лично приехать в Пекин с визитом.
Итак, что получается? На фоне обострения ситуации в украинском конфликте, который близок к серьезной эскалации, США сделали вид, что перешли в «миротворческое» дипломатическое наступление на китайском направлении. Но при этом, с одной стороны оговорили возможность нормализации отношений условием отказа Пекина от поддержки России, а с другой, - сделали недвусмысленную заявку на расширение собственной поддержки сепаратистских тайваньских властей под лживым предлогом их «защиты» от китайской «экспансии». Даже невооруженным глазом видно, что это никакой не равноправный «change», а этап в реализации определенной стратегии, в рамках которой Вашингтоном выстраивается очередность подавления своих противников. В этом списке Россия – непосредственная «острая» угроза, а Китай – стратегический конкурент до конца столетия. Отсюда делается вывод, а также строятся планы быстрого подавления Москвы путем ее изоляции и разгрома на Украине, чтобы затем перейти к геополитической «осаде» лишенного основного союзника и загнанного в изоляцию Китая. Вот и весь план, и именно на этой основе строились прожекты Блинкена на визит. Было бы иначе, - США не стали бы педалировать перед встречей такие болезненные для Пекина темы, как визит Маккарти и военные поставки тайваньским вооруженным формированиям. А раз принялись это делать – значит, рассчитывали принудить Китай к признанию этой «новой нормальности».
Когда в Пекине ее не приняли и не согласились с таким поведением Вашингтона, стало понятно, что визит Блинкена теряет смысл. По китайским оценкам, например, прозвучавшим из Академии общественных наук (АОНК), США «неискренни». И «хотят больше взаимодействия с Китаем в финансах и экономике, климатических изменениях и российско-украинском конфликте. И в то же самое время вместе с партнерами по НАТО рассуждают об отпоре Китаю в АТР». Еще прямее и жестче выглядит экспертное мнение в китайской «Хуанцю шибао»: «США ведут подготовку к войне с КНР, однако ее цена для них станет крайне высокой». Так что отказ от визита равнозначен признанию американской стороной собственного поражения.
Ну а какой уж конкретный повод был бы взят в оправдание – как говорится, другой вопрос. Точнее, дело техники. Не подвернулся бы китайский зонд над Монтаной – в Вашингтоне без сомнения придумали бы в оправдание фиаско что-нибудь другое…
Комментарии читателей (0):