Сегодня Китай ускоренными темпами развивает свой западный регион - Синьцзян-Уйгурский автономный район и инвестирует туда колоссальные средства. Только за 2021 год инвестиции в данный регион достигли $ 37 млрд. А плановые показатели инвестиций в Синьцзян в прошлом году составили $135 млрд. Потребность данного региона Китая быстро растёт. Китай, как крупный потребитель газа, заинтересован в гарантированных объёмах по долгосрочному контракту и стабильных ценах. А у России есть достаточные ресурсы и возможности, чтобы зайти в газовый рынок Китая со стороны Запада.
Трубопроводный газ на Запад Китая поступает по трубопроводу Центральная Азия-Китай. И основным поставщиком является Туркменистан. Со строительством 4-й линии и выхода трубопровода на проектную мощность, поставки туркменского газа в Китай должны быть доведены до 65 миллиардов кубометров в год. Пропускная мощность всех четырёх веток газопроводов Центральная Азия - Китай достигнет 85 миллиардов кубометров в год.
Туркменистан активно сотрудничает с Россией в энергетической сфере. В республике активно работают Газпром, Татнефть и другие российские компании. В новых условиях у России появился интерес к давнему проекту газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ), в плане поставок газа в Индию. Россия может обеспечить сопряжение энергетической инфраструктуры Центральной и Южной Азии. Для России это интересно как с точки зрения участия в строительстве, так и с прицелом на потенциальный газовый своп с Туркменистаном.
После распада СССР данный регион зависит от влияния трёх геополитических сил. Китай не вмешивается во внутренние дела республик, если это его не касается. А вот США не упустит возможности ставить палки в колёса всех значимых проектов, связанных с Россией. Несмотря на договорённости экономической важности, большинство российских инициатив по настоянию США, путём волокиты, часто остаются только на бумаге. Власти республики вынуждены балансировать между тремя силами, определяющими геополитику региона.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 16.05.23 Заместить западные компании на российском рынке непросто
- 16.05.23 Сотрудничество России с бизнесменами из исламских стран несёт определённые преимущества
- 11.05.23 Президент Туркменистана нанес государственный визит в Таджикистан
- 27.04.23 Москва и Индия договорились сотрудничать в сфере бизнес-туризма
Узбекистан переживает экономический кризис и ситуация с перебоем электроэнергии и газа повторяется каждую зиму. Республике не хватает собственных ресурсов, чтобы исполнять газовые контракты с Китаем, а также снабжать топливом потребителей внутри страны. Ещё в конце ноября Россия предложила Узбекистану и Казахстану создать газовый союз трёх государств. Российская сторона готова начать поставки природного газа в реверсном режиме - через Казахстан по трубопроводу «Средняя Азия – Центр». Но магистраль нуждается в серьёзной модернизации.
Но ни Астана, ни Ташкент не готовы пойти на предложения Москвы, основным условием которой была передача газотранспортных систем Узбекистана и Казахстана «Газпрому». Российская сторона также предлагала уступить ей права экспорта газа в Китай. То есть «Газпром» хотел стать стороной соглашения вместо узбекской компании «УзГазТрейд». Узбекистан и Казахстан, не имея на то ресурсов и компетенции, не может гарантировать все транзитные риски на всём протяжении маршрута до границы покупателя.
Присутствие России в Центральной Азии, как надёжного поставщика и в качестве единого оператора транзитных стран, выгодно Китаю и всем сторонам предполагаемого «газового союза». Тем более страны региона самостоятельно не в состоянии обеспечить растущие потребности Китая и гарантировать все транзитные риски. Теперь интересы Китая и России в регионе состыкованы и выгодность проекта всем сторонам на лицо. Но США грозят санкциями Узбекистану за сотрудничество с Россией.
Вот как отреагировал на предложение Владимира Путина о создание «газового союза» министр энергетики Узбекистана Журабек Мирзамахмудов – он заявил, что страна продолжит импортировать энергоресурсы на основе коммерческих контрактов. Участие в каком-либо альянсе для этого не требуется. А Туркменистан внезапно в самый разгар холодов, ссылаясь на технические причины, приостановил экспорт газа в Узбекистан, что вызвало энергетический коллапс в Ташкенте.
Но Ашхабад «слезам не верит» и на долгосрочные контракты с Узбекистаном не соглашается. Потому что для него приоритетом являются поставки в Китай и договорённости с Россией. Выгодность транзита для всех сторон на лицо. В итоге министерство энергетики Узбекистана и российский «Газпром» подписали «дорожную карту» по сотрудничеству в газовой отрасли. «Никаких угроз передачи газотранспортной системы либо суверенитету нет», — заявили в министерстве.
Неделей ранее аналогичный документ «Газпром» подписал с Казахстаном. По поводу газового союза с казахской стороны отрицающих и оправдательных заявлений не было. Кстати, Туркменистан возобновил поставку газа в Узбекистан, аккурат перед подписанием предварительного соглашения с Газпромом. По-моему, случайностей, даже в региональной геополитике, не бывает.
Комментарии читателей (0):