Громов и Кириенко поделили СМИ

23 ноября 2016  09:48 Отправить по email
Печать

Средства массовой информации очень бурно отреагировали на перераспределение обязанностей по курированию СМИ между двумя первыми заместителями главы Администрации президента. Причем все рассматривают эту ситуацию с точки зрения усиления одного заместителя Громова – он получил все «традиционные» СМИ, и ослабления второго – Кириенко, потерявшего тот пул каналов и агентств, который был у его предшественника Володина. Вроде бы такая точка зрения имеет право на существование. На наш взгляд, причины происходящего гораздо глубже, чем противостояния двух чиновников.

Администрация президента с момента своего возникновения представляла собой механическое объединение двух принципиально различных организаций: собственно, Администрации президента – органа, обеспечивающего деятельность главы государства (аналогом может служить аппарат Белого дома в США), и органа по управлению страной – некой контролирующей надстройкой над правительством (единственный аналог который приходит в голову – ЦК КПСС).[1]

Естественно, что каждую из организаций возглавлял свой человек. Поэтому у главы АП всегда была два первых заместителя. При этом на виду был заместитель, отвечающий за управление. Зачастую СМИ видели в нем, как минимум, «серого кардинала», а как максимум, второго человека в стране. Такой оценки не избежал ни Сурков, ни Володин. Действительно, власть этих людей была огромна. Между тем неизмеримо большей властью обладал и обладает первый зам, отвечающий за обеспечение деятельности президента. Именно его люди окружают главу государства, именно они формируют президентское расписание и так далее. Блестящей иллюстрацией значения этого поста служит тот факт, что из четырех глав Администрации, вышедших из нее самой, двое (Волошин и Медведев) были замами, отвечающими за обеспечение, а двое (Юмашев и Вайно) работали в этой системе, хоть и не возглавляли её. Из второй половины не было ни одного главы АП.

При этом обеспечивающий зам не попадал в поле зрения СМИ.

Таким образом, серьезной конкуренции между двумя первыми замами практически не было. Слишком неравны позиции у этих двух равных. Говорили о противостоянии Сечина и Суркова, но как показало дальнейшее развитие событий, Сечин был в этой борьбе заведомым победителем. Если эта борьба вообще была, а не привиделась экспертам и журналистам.

Но есть одна сфера, в которой двое первых вынужденно сталкиваются – это СМИ.

СМИ одновременно и объект управления – предмет ведения политического первого зама, и механизм взаимодействия президента с обществом – предмет ведения обеспечивающего первого зама. При этом медиа – это ресурс, который хотелось бы иметь любому чиновнику. Такая ситуация чревата конфликтами, а их не нужно было допускать. Поэтому в разное время использовалась два разных механизма. При Суркове работа со СМИ была в руках политического блока, но обеспечивающая половина могла через пресс-службу оказывать и оказывала неформальное, но очень существенное воздействие на СМИ. Такая система давала обеспечивающей части большие возможности, без больших обязательств. С приходом Володина произошла формализация, каждый из первых замов стал курировать свою группу СМИ и нести за них ответственность.

С приходом Кириенко процесс демаркации информационных границ просто продолжился. Перевод «под Громова», всех традиционных СМИ – не усиление Громова, а формальное признание, что политических рисков в области традиционных СМИ у нас нет. А вот в интернете такие риски возможны и им должна заниматься политическая часть АП. Это, с одной стороны. С другой, - мы наконец формально признали ту огромную роль, которую играет обеспечивающая часть АП. Так, речь идет не о перераспределении полномочий, а о формальном признании (выявлении) тех полномочий, которые есть фактически: закреплением за пресс-службой, которая есть часть обеспечивающего блока курирования СМИ.

Думаю, что это не столько усилит Громова (источник его силы в обеспечивающей функции и курировании СМИ сильно ситуацию не изменит), а сколько расширит список его задач.


[1]. Для того, чтобы объяснить как так получилось, нужен отдельный текст.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть