В начале сентября 2015 года во Владивостоке состоится знаменательное событие – первый Восточный экономический форум, на котором, как ожидается, дальневосточный регион будет представлен как образец новой модели развития, направленной на более активную интеграцию России в АТР за счет активного международного сотрудничества, привлечения российских и иностранных инвестиций и технологий, передовых практик, развития новых схем взаимодействия государства, бизнеса и общества.
Понятно, что для того, чтобы стать реальным серьезным экономическим форумом, привлекающим внимание мировой экономической элиты, а не очередной «протокольной тусовкой бизнесменов и чиновников», Восточный экономический форум должен предложить нечто новое, вызывающее безусловный интерес у инвесторов. И эта «изюминка» есть - на форуме будет представлена «новая модель развития ДВФО» на базе территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) и «Свободного порта Владивосток» (СПВ).
По замыслу разработчиков закона, максимальную выгоду от работы на территории свободного порта получат пищевая, рыбоперерабатывающая промышленность, производство машин и оборудования, лесопереработка и строительство, а также туристическая отрасль.
В состав свободного порта Владивосток войдут 15 муниципалитетов вдоль границы с Китаем и Северной Кореей и вдоль берега Японского моря. В их числе: Артем, Владивосток, Большой Камень, Находка, Партизанск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Надеждинский район, Шкотовский район, Октябрьский район, Ольгинский район, Партизанский район, Пограничный район, Хасанский район, Ханкайский район. В состав свободного порта входят также территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований.
За пределами порто-франко останутся: закрытый военный городок Фокино; военные объекты, на территории которых базируется Тихоокеанский флот; территории опережающего развития (ТОР), в том числе ТОР в Надеждинском районе края, при том что остальной район в зону свободного порта войдет.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В соответствие с законом для резидентов Свободного порта Владивосток предусмотрены следующие льготы и преференции:
а) по налогу на прибыль – в первые 5 лет применяется пониженная ставка не более 5% (в том числе 0% в федеральный бюджет, не более 5% в региональный бюджет); в течение 5 последующих лет - применяется налоговая ставка не менее 12% (в том числе 2% в федеральный бюджет, не менее 10% в региональный бюджет);
б) по налогу на имущество организаций – освобождение от уплаты налога;
в) по земельному налогу – освобождение от уплаты налога.
Что касается страховых взносов, то с 2016 года для юридических лиц и предпринимателей, которые получили статус резидента Свободного порта Владивосток, установлены пониженные тарифы страховых взносов:
а) в Пенсионный фонд Российской Федерации - 6 % в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения – 0 или 6 % на финансирование накопительной пенсии;
б) в Фонд социального страхования Российской Федерации – 1, 5 %;
в) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1 %.
Суммы налоговых отчислений в бюджет и взносов во внебюджетные фонды в расчете на рубль выручки для действующих резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ) |
Сейчас |
В первые 5 лет с момента регистрации |
Следующие 5 лет |
По истечении 10 лет с момента регистрации |
Налог на прибыль органиазций |
0,05 |
0,02 |
0,03 |
0,05 |
НДС |
0,13 |
0,13 |
0,13 |
0,13 |
Отчисления во внебюджетные фонды |
0,07 |
0,02 |
0,02 |
0,07 |
Налог на имущество |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Земельный налог |
0,004 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
Итого налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды |
0,26 |
0,16 |
0,17 |
0,24 |
Сумма экономии в сравнении с действующей системой налогообложения |
|
0,10 |
0,09 |
0,02 |
Предусмотрена также ускоренная процедура возмещения НДС в течение 10 дней, сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства, сокращение контрольных проверок для бизнеса. Особо следует отметить введение режима «единого окна» при прохождении контроля на границе и перевод с октября 2016 года пунктов пропуска на круглосуточный режим работы.
Таким образом, на протяжении 10 лет резидент пользуется достаточно серьезными налоговыми льготами. Разумеется, возникает вероятность, что с истечением льготного периода предприниматели будет уходить. Однако, как полагают разработчики закона о СПВ, такие случаи вряд ли будут носить массовый характер, поскольку было бы нелогично уходить, когда компания выйдет на проектную мощность и достигнет определенных показателей. Кроме того, учитывая, что СПВ создается на 70 лет, резидент по истечении периода пользования льготами в рамках одного проекта, может вступить в другой проект по модернизации и совершенствовании производства. Также можно перезаключить существующее соглашение и с новыми инвестиционными условиями продолжать развивать действующее производство или создавать новое. Кроме того, по истечении 10 лет перестанут действовать только льготы по налогу на прибыль, тогда как другие сохранятся.
Пожалуй, самый существенный вопрос, который интересует потенциальных инвесторов, заключается в том, каким образом будут сосуществовать «свободный порт», в который войдут 15 муниципальных образований, и ТОРы, в чем состоит принципиальная разница этих проектов?
Как видно из сравнения условий, предлагаемых для проектов ТОР и Свободного порта Владивосток, цели вполне схожи и отличаются лишь словесными формулировками, да и налоговый режим в обоих случаях практически одинаков. К числу наиболее существенных отличий можно отнести то, что в СПВ не предусмотрено инфраструктурное обеспечение, тогда как в ТОРах оно осуществляется за счет бюджетных средств. Также резиденты ТОР не могут работать в СПВ, но резиденты СПВ могут работать в ТОРах, созданных на территории Свободного порта Владивосток. Кроме того, ТОРы создаются под уже имеющиеся конкретные проекты, тогда как СПВ образуется как база, на которой в будущем резиденты могут реализовывать различные проекты.
В отличие от ТОР, на территории Свободного порта Владивосток законом предусмотрена возможность допуска лиц, получивших медицинское образование в иностранных государствах, к осуществлению медицинской деятельности на территории СПВ, что создает условия для создания здесь зарубежных медицинских клиник.
Также закон о СПВ наделяет правительство правом «в целях создания условий для применения лучших иностранных методов и стандартов образовательной деятельности установить особенности лицензирования образовательной деятельности организаций на территории свободного порта Владивосток». Возможно, это приведет к открытию на территории СПВ новых, в том числе, иностранных учебных заведений.
Ранее предлагалось ввести в рамках СВП режим «открытое небо» для аэропорта «Кневичи». То есть, здесь должны были снять все ограничения, существующие для иностранных авиаперевозчиков, чтобы можно было взять на борт пассажиров и грузы и перевезти их в любую третью страну или точку РФ. Однако в итоговом тексте закона данного пункта не оказалось, поскольку против этого выступило Минэкономразвития. В этом ведомстве негативно отнеслись к предложениям о режимах благоприятствования в рамках СПВ для иностранных авиакомпаний, в частности, к предложению наделить правительство РФ полномочиями устанавливать перечень зарубежных авиационных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории СПВ. Как отметили в Минэкономразвития, это противоречит Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, которая обязывает государство, ее подписавшее, не вступать ни в какие соглашения, которые специально предоставляют какому-либо другому государству или авиапредприятию какого-либо другого государства любую такую привилегию на исключительной основе, а также не получать любой такой исключительной привилегии от любого другого государства. Поскольку о предоставлении преференций абсолютно всем странам и всем компании в нынешних условиях речи идти не может, Минэкономразвития настояло на том, чтобы эту норму вообще исключили из законопроекта.
Вместе с тем, в законе о Свободном порте Владивосток появился есть интересный пункт, предусматривающий создание на его территории freeport. В законе этот статус определяется так: «деятельность по оказанию услуг, связанных с хранением товаров, включая предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат, и совершением иных операций по предпродажной подготовке, включая демонстрацию таких товаров потенциальным покупателям». Во Владивостоке на территории freeport будут храниться предметы стоимостью от 500 000 рублей и выше.
Обычно зона freeport – это здание или комплекс зданий для хранения драгоценностей, картин, произведений искусства и т.д. Сюда приезжают коллекционеры и просто очень богатые люди для ознакомления и приобретения таких товаров. Режим freeport действует в ряде стран мира, в частности, в Сингапуре, где арендовать место под хранение ценностей может гражданин любой страны, при этом арендовать можно не только ячейки, но и целые помещения. Фактически, это не просто место хранения ценностей, но и хорошая база для организации торговли ими, в том числе аукционной.
Теперь хотелось бы остановиться на том, какие выгоды от создания Свободного порта Владивосток получат жители региона. Прежде всего, очевидно, что приход в СПВ новых компаний приведет к созданию новых рабочих мест. Наиболее предприимчивые получают возможность открыть свое собственное дело, став резидентом Свободного порта Владивосток и получив беспрецедентные для России налоговые льготы. При этом следует учитывать, что введение для иностранцев возможности получать 8-дневную визу прямо на границе по прибытии в СПВ дает толчок развитию вьездного туризма, стимулируя создание новых предприятий в сфере обслуживания и индустрии развлечений. Немаловажным является и то, что в случае ожидаемого создания в СПВ новых иностранных медицинских клиник и образовательных учреждений жители региона получат доступ к высококачественным медицинским и образовательным услугам.
Однако рассчитывать на то, что приморцев ожидает резкое снижение цен на импортную продукцию, освобожденную от таможенных пошлин, не следует. Свободный порт Владивосток не станет «гигантским магазином дьюти-фри», специальный таможенный режим будет установлен только на отдельных территориях в портах и т.п., так что покататься по краю на нерастаможенных иномарках, как об этом мечтали некоторые жители региона, не получится. Если бы специальный таможенный режим был введен на всей территории СПВ, это означало бы, что почти вся территория Приморья была бы выведена из таможенных границ России, и всем, кто пересекал бы границу Свободного порта Владивосток, пришлось бы проходить таможенный контроль и декларировать перемещаемые товары, как в случае с поездками за границу.
Конечно, закон о Свободном порте Владивосток вряд ли можно назвать идеальным, но этого и не стоило ожидать, ведь такого в практике современной России еще не было. Так что к недостаткам закона надо относиться спокойно и конструктивно – со временем они проявятся и должны быть исправлены. В частности, это касается условий рассмотрения споров между резидентами СПВ – этот вопрос в законе не освещен, и не ясно, будет ли создаваться для СПВ отдельный Арбитражный суд и вообще, к чьей юрисдикции будут относиться эти вопросы.
Стоит также обратить внимание и на то, что как в ТОРах, так и в СПВ предполагается, что товары, ввозимые на их территорию, а также идущие на экспорт и произведенные с использование импортных товаров (за пределы Таможенного союза), не облагаются таможенными пошлинами. То есть, если эти проекты и дадут стимул развитию экономики, то это, в первую очередь, касается отраслей, ориентированных на экспорт и на удовлетворение потребностей собственно выделенных территорий с особым режимом. В этих условиях есть риск, что данные проекты, в лучшем случае, сделают несколько более выгодным бизнес для ограниченного числа хозяйствующих субъектов – резидентов ТОРов и СПВ.
Впрочем, Свободный порт Владивосток в предлагаемом варианте это не классический вариант «порто-франко», который полностью вынес бы весь юг Приморья за пределы таможенной границы РФ, а режим с отдельными стимулами и преференциями. По сути, это правильно, поскольку в нынешних условиях создание порто-франко привело бы к тому, что все было бы захвачено транснациональными корпорациями и через какое-то время могло создать проблемы политического и даже геополитического характера. Но надо понимать, что развитие СПВ должно проходить за счет его способности конкурировать за инвестиции не с другими российскими регионами, а с другими азиатскими странами. То есть, Свободный порт Владивосток должен быть встроен не только в российскую экономику, но и в экономику АТР. Только в этом случае можно будет говорить о создании здесь самостоятельной точки экономического роста.
Так смогут ли Свободный порт Владивосток и создаваемые территории опережающего развития стать катализатором развития экономики Приморья и всего Дальнего Востока? Пока четкого ответа на этот вопрос нет, есть лишь большие надежды. Возможно, все прояснится непосредственно на Восточном экономическом форуме в начале сентября. Главное, пожалуй, в том, что предлагаемые проекты при всех их недоработках уже являются шагом вперед. Однако стоит учесть, что все это сможет реально заработать лишь в том случае, если условия будут едиными для всех, абсолютно прозрачными и не допускающими малейшей возможности создания бюрократических препон со стороны контролирующих органов – таможенных, ветеринарных, налоговых и т.п. По этому вопросу довольно четко высказался бизнес-омбудсмен Борис Титов: «Не стоит думать, что новый статус Владивостока автоматически решит проблемы Приморья. Городу придется выдержать нешуточную конкуренцию с соседними китайскими и японскими портами, увеличить пропускную способность на границах с Китаем, построить новую логистику и инфраструктуру: нынешняя не соответствует заявленным амбициям. Остро ощущается нехватка рабочих кадров. Нужно тщательно соблюсти баланс в регулировании, чтобы экспорт сырья через свободный порт не стал доминантой: стимулировать создание перерабатывающих предприятий, выпуск наукоемких высокотехнологичных продуктов. Еще одним испытанием станет наша бюрократия: свободный порт – хорошая проверка качества госуправления. Даже для лучших российских законов проблемой становится правоприменительная практика».
Поэтому, чтобы проект «Свободный порт Владивосток» стал реальностью, а не очередным «замком на песке», предстоит приложить немало усилий. Чтобы закон действительно заработал и в СПВ пришли российские и иностранные инвесторы, необходимо не только устранить любую возможность злоупотреблений, но и позаботиться о чистоте кадров, чтобы избежать попадания в руководящий аппарат региональных структур и представительств федеральных ведомств лиц с запятнанной репутацией, причастных к криминальным и полукриминальным группировкам и способных использовать служебное положения в личных целях или для лоббирования интересов различных бизнес-структур. Свободный порт Владивосток должен быть свободен не только от налогов и пошлин, но и от угроз коррупции и бюрократизма, иначе это начинание будет ожидать такая же судьба, как и СЭЗ «Находка».
Комментарии читателей (2):
В конце концов нельзя же было, допустим, серьёзным образом подойти к актёру Михаилу Ульянову и сказать:
- Товарищ маршал Советского Союза, разрешите обратиться!.. Спасите Москву ещё раз!