Слово об академике Логунове

Первого марта скончался академик Анатолий Алексеевич Логунов – выдающийся физик-теоретик. Выдающийся руководитель и организатор научной деятельности СССР и России.
13 марта 2015  13:59 Отправить по email
Печать

Первого марта скончался академик Анатолий Алексеевич Логунов – выдающийся физик-теоретик. Выдающийся руководитель и организатор научной деятельности СССР и России.

Мне кажется, Россия не должным образом отреагировала на кончину своего Великого сына. Скупая информация по ТВ. Вся пресса забита похоронами Немцова.

О научных высотах, на которые поднялся Анатолий Алексеевич, могут судить только физики-теоретики.

Будучи лично знакомым с Логуновым, считаю своим долгом откликнуться на это трагическое событие.

Экспериментальным оружием для исследования микро- и нано- мира являются ускорители элементарных частиц. В Советском Союзе они появились до войны. Эффективность ускорителя зависит прежде всего от диаметра кольца, по которому в магнитном поле движется с ускорением пучок элементарных частиц. Логунов, по моему, первый решил вынести это кольцо из здания.

В 60-х годах прошлого века он разработал концепцию самого мощного по тем временам ускорителя и со своими единомышленниками убедил руководство Страны его построить. Ускоритель с энергией 70 гигаэлектронвольт (ГэВ) с городом Протвино и комплексом зданий и сооружений Института физики высоких энергий, который возглавил Логунов, были построены.

В разгар холодной войны (60-70 годы) ускоритель У-70 самый мощный в мире, западные учёные не гнушаются работать в научном центре "Империи зла" .

Логунов – ректор МГУ, вице-президент АН СССР, научный руководитель Института физики высоких энергий (ИФВЭ) Минсредмаша СССР.

У великого учёного рождается новый замысел. В Подмосковных недрах, рядом с У-70, строится кольцевой тоннель длинной 22 км с залами и параллельными тоннелями. Получив первоначальную энергию на У-70, "пучок" протонов перебрасывается на первую ступень УНК ("теплые магниты"), ускорившись в их магнитном поле "пучок" перебрасывается на вторую ступень УНК (холодные магниты), где получает энергию – 600 мегаэлектронвольт.

Конструкции и технология строительства тоннелей УНК метрополитеновские. Кольцо оборудуется магнитами работающими на принципе сверхпроводимости. Обмотка, создающая магнитное поле, охлаждается до температуры близкой к абсолютному нулю. Это значительная экономия электроэнергии.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Как охлаждаются контуры магнита? Первый контур охлаждения – циркулирующая вода, второй контур – жидкий азот, третий контур – жидкий гелий.

Для получения сжиженного азота и гелия на поверхности строится самый крупный в Европе криогенный завод.

Для выхода на кольцевую трассу тоннеля с поверхности сооружаются три десятка вертикальных стволов диаметром от 5,5 до 9,5 м., глубиной от 24 до 67 метров. Проект утверждён ЦК КПСС и СМ СССР. На кольце разворачиваются подразделения "Харьковметростроя" (тоннельный отряд №40 – начальник Мартынов В.И.), "Бамтоннельстроя" (тоннельный отряд №16 – начальник Подзарей А.И.). Автор был приглашён из Минска и сформировал в Протвино Тоннельный отряд №8. Всё это в стабильные 80-е годы.

Уникальность этой подземной лаборатории быстро осознали физики всего мира. Бюджетные законодатели так же.

Заместитель Логунова по ИФВЭ, доктор физико-математических наук Виктор Александрович Ярба, много сделавший для разворота строительных работ на УНК, был приглашён в США консультантом. В Техасе начинают строить ускоритель, длина кольца которого (боюсь ошибиться) 80 км. Техас имел очень комфортные геологические условия для такой стройки.

Конгресс США отказался финансировать этот проект. Мотив отказа – "холодная война" завершена, Штатам нет смысла в одиночку расходоваться на такие капиталоёмкие проекты.

Профессор Мичиганского университета, доктор Алан Криш сотрудничал с ИФВЭ. Ознакомившись с проектом УНК, он предложил построить ещё один подземный зал для установки "Нептун", которую разработал и сделал Мичиганский университет. Эта установка позволяла эффективно использовать кольцо ускорителя до полного завершения проходки тоннелей касательных к кольцу и строительству мишенного зала. Логунов принял эту идею, зал для установки "Нептун" пришлось строить тоннельному отряду, котором я руководил. Алан Криш каждые три месяца появлялся в Протвино, опускался в забой и наблюдал ход работ по залу "Нептун". Я и двое моих сотрудников были приглашены в университетский городок Аннабор. Был представлен госпоже Джейн Криш. Если Алан был физиком экспериментатором, то госпожа Джейн была физиком теоретиком.

Когда Логунов в Аннаборе проводил семинары - его выкладки и выводы исчерпывающе понимала только госпожа Криш. Супруги также сказали мне, что на тот период (конец 90-х) Логунов самый выдающийся физик-теоретик мира. Американские учёные ставили его в один ряд с Максвеллом, Бором, Резерфордом, Ферми.

Развал СССР. Ельцин.

Будучи членом бюро Московского городского комитета КПСС Логунов поддержал освобождение Ельцына с поста Первого секретаря МГК. Это стоило ему поста ректора МГУ и (если не ошибаюсь) вице-президента АН РФ.

Логунов вновь возглавил Государственный научный центр "ИФВЭ".

Мы – строители его детища – УНК, ощущали контроль и заботу со стороны Логунова. Диаметрально противоположные понятия: микромир, модель вселенной и строительство подземных сооружений в этом уникальном уме находили свои места.

Когда по настоянию корпорации "Трансстрой" я возглавил подземное строительство, то был приглашен в Дирекцию ИФВЭ. Логунов поздравил меня со вступлением в должность, обещал всестороннюю поддержку. На столе появилась бутылка армянского коньяка. Я покинул Дирекцию на крыльях, пленённый вниманием и простотой этого Великого человека.

Так же как Хрущева и Брежнева, Логунов убедил Горбачёва в крайней необходимости достройки УНК. Далее – экономический кризис. Парад суверенитетов. Череда Премьеров. В короткий период премьерства Примакова (оба академика знали и глубоко уважали друг друга) появилась надежда. Дальнейший период оставил стройку без финансирования.

Логунов передал руководство ИФВЭ Николаю Евгеньевичу Тюрину, сам остался научным руководителем. Пока позволяло здоровье, много ездил по миру с лекциями.

В сложной обстановке, мне – руководителю подземного строительства приходилось обращаться к Анатолию Алексеевичу. Он ни разу не отказал. Если что-то накладывалось на назначенную встречу – звонок секретаря о переносе. Принимал с участием специалистов и должностных лиц работающих с нами.

Если разговор переходил "на пальцы", Логунов тактично его прерывал. Показывал на школьную доску и мел. По-моему это ещё с Капицы и Ландау. Приходилось писать расчёты, что-то чертить. С этого времени усвоил: идёшь решать вопросы – изложи всё на бумаге, желательно коротко и доступно. Убедительное красноречие у Логунова не проходило.

Самый яркий пример: импортный тоннеле-проходческий механизированный комплекс (ТПМК) "Ловат" (Канада) пройдя по кольцу с темпом проходки до 250 метров тоннеля в месяц 5 километров начал проходку касательного к кольцу тоннеля. Был остановлен на 300–ом метре из-за отсутствия финансирования. Конструкция машины позволяла её демонтировать только при выходе в вертикальный ствол или котлован. Экономисты института посчитали, что деньги потраченные на её покупку помесячной оплатой выполненных работ аммортизированы. Было предложено на её хвосте (70 м от забоя) соорудить водонепроницаемую перемычку и оставить комплекс в затопленном виде до лучших времён. А нам был нужен "Ловат". Надеялись на другие финансируемые объекты.

Я с инженерами и рабочими "золотые руки" нашли способ извлечь его в забое, но это стоило больших денег. Кое–какие суммы мы изыскали реализовав ликвидные активы. К Логунову обратились с просьбой дофинансировать эту сложную операции.

Логунов собрал своих специалистов. Вручили письмо, доложили. Опять мел, доска. Экономисты затопали ногами. Анатолий Алексеевич высказался примерно так: "Горняки профессионально и преданно трудятся на УНК. Как я понял: они собираются сделать то что, ещё никто в мире не делал. Надо помочь ребятам вытащить на белый свет работоспособную машину." Следуя в своей научной деятельности неизведанными путями, Логунов поддержал рискнувших выполнить неизведанную операцию.

Реальная помощь была оказана. "Ловат" успешно прошёл тоннель мини-метро от станции "Международная" до станции "Киевская", в т.ч. под Москва–рекой. Перегонный тоннель Казанского метро, перегонный тоннель "Лесопарковая" – Северное Бутово (ст. "Дмитрия Донского"). Готовится к проходке перегона в Солнцево.

Отличительная черта Великого человека – способность предвидеть.

Логунов предвидел роль физики высоких энергий. Предвидел и приземлённое, помог сохранить проходческий комплекс, который продолжает работать на строительство метро в России.

Жители города Протвино и его горняки сохранят светлую память о Великом учёном, выдающемся организаторе, создавшем мощную экспериментальную базу для науки наук – физики. Россия, руководство страны, много делают для сохранения памяти воинов, командиров, полководцев, одержавших победу в самой кровавой войне всех времён и народов. Сохраняются памятники, возводятся новые мемориалы.

Логунов занял достойное место в строю "бессмертных" и для того, чтобы достойно увековечить память о нём, необходимо достроить Ускорительно-накопительный комплекс протонов в городе Протвино, который он создал.

Замысел Логунова - ускоритель У-70 – УНК подхвачен европейскими физиками. В Центре европейских ядерных исследований (ЦЕРН, Швейцария) построен Большой адронный коллайдер (БАК) по параметрам схожий с УНК, но кое-в-чём ему уступающий.

На БАК трудятся физики всего мира включая, российских и физиков США. Это содружество мировых учёных можно только приветствовать. Но наука это наука, а политика это политика. Стремление Запада поставить Россию по стойке "Смирно" ещё не иссякло. А если санкции распространят на наших физиков?

Уверен, что Россия может "добить" этот научный долгострой в партнёрстве с Китаем и Индией.

Телеведущий Киселёв в Программе "Вести недели" от 08.03.15 больше всех высказался о Логунове. Но в основном в этом разделе было сказано о НИИ им. Курчатова, в состав которого недавно вошел ИФВЭ. Но ускоритель У-70 намного мощнее курчатовского. Он самый мощный в России.

В настоящее время разрабатывается проект его реконструкции. Недавно принято в эксплуатацию его развитие – протонно-радиографический комплекс (ПРГК). Подземные и поверхностные сооружения ПРГК построены ОАО "Тонот" совместно с отделами ИФВЭ и другими субподрядными организациями. "Тонот" – это бывший тоннельный отряд №8 сформированный в 87-88 годах с моим участием.

Проект подземных сооружений ПРГК выполнен ООО "Протонподземстрой". Главный инженер проекта – Коломиец Ю.И.

С момента остановки работ на УНК прошло два десятилетия. За горные выработки можно не беспокоиться. Они проектировались и строились по нормам метро – срок службы до капитального ремонта 100 лет. Но научное оборудование запроектированное для УНК явно устарело.

Если УНК будет достраиваться – необходима разработка проекта достройки.

В Протвино живёт второе и третье поколение строителей объектов атомной промышленности и подземных строителей. Тоннельщики Протвино участвовали в строительстве метро в Москве, Екатеринбурге, Казани. Тоннели в Сочи, Иране (Бушерская АЭС), Турции, Израиле.

Проект достройки УНК, его строительную часть, есть кому разрабатывать. Так же есть, кому достроить поверхностные и подземные объекты, смонтировать научное оборудование.

Если замысел Великого Логунова будет реализован – это будет весомый вклад в мировую науку.

Генеральный директор ООО "Протонподземстрой-А" Ю. Коломиец специально для ИА REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Алекс
Карма: 128
13.03.2015 14:09, #28083
Был немного знаком с Анатолием Алексеевичем. Совершенно согласен с автором и его оценкой этого выдающегося Человека. Светлая память!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть