Кому нужны культура и духовность

19 ноября 2014  13:47 Отправить по email
Печать

На дворе пока еще ноябрь, но заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец посчитала возможным подвести итоги Года культуры, объявленного указом президента России. Она посчитала, что он прошел удачно, позволив «расширить границы культурного пространства страны». Правда, так и не пояснила, что такое культура. И что такое «культурное пространство», создание которого, по словам г-жи Голодец, – это «самая большая сложность, которая только существует в наше стране». И наконец, сделала поистине шедевральное заявление о «самом серьезном шаге», который был сделан в течение Года культуры. Это «государственное задание учреждениям культуры по их гастрольно-выставочной деятельности». И порадовала нас сообщением о том, что Год культуры «дал импульсы развитию культурной жизни страны». Это развитие «будет продолжаться», благо «финансирование культурных мероприятий предусмотрено в полном объеме».

А теперь посмотрим, что говорится о культуре в Википедии. Понятие культуры имеет огромное количество значений в самых различных областях человеческой жизнедеятельности. И является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики, религии и др. Под культурой понимают человеческую деятельность в самых разных ее проявлениях, включая формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура – это совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых эта деятельность не может воспроизводиться, а значит и существовать. Культура – это, наконец, набор кодов, предписывающих человеку определенное поведение, оказывающее на него управленческое воздействие.

Приведенное толкование культуры, на мой взгляд, ничего не проясняет…

А вот на мой – субъектолога - взгляд, культура есть нечто такое, что позволяет субъекту сколько-нибудь продолжительно существовать в условиях переменчивой внешней среды. Подробное описание культуры содержится в докладе «Культура и свобода», который автор этих строк и его друг – доктор философских наук, религиовед Анатолием Погасий написали для Международного симпозиума «Человек и христианское мировоззрение»

Но, прежде чем пересказывать это описание, хотел бы упомянуть о поведении, поскольку оно есть функция культуры. На упомянутом симпозиуме высказывалась мысль о том, что поведение определяется мотивацией. И это вполне справедливо, но только для примитивных существ, руководствующихся преимущественно физиологическими потребностями. Собаки, например, славятся своей преданностью. Но даже самый преданный пес «теряет голову», напав на след загулявшей «девочки». Иначе обстоит дело с поведение человека. Оно определяется не только и не столько потребностями тела, сколько пожеланиями личности, и подвергается коррекции с учетом ее культуры и культуры социума, членом которого эта личность является. Культура же, в существенной мере зависит от мировоззрения. И чем более оно продвинуто, тем меньше поведение человека зависит от его физиологических потребностей.

Существует более тысячи определений культуры. Такое обилие понятий этого термина объясняется ничем иным, как отсутствием дефиниции, которая устроила бы всех. Попытаемся определить культуру, опираясь на субъектологию. Начнем с того, что каждый конкретный объект (в отличие от объекта абстрактного) обладают бесконечным множеством свойств. И все эти свойства в конечном итоге восходят либо к эффективности, либо к устойчивости. Что же касается абстрактного объекта, то его абстрактное качество определяется двумя абстрактными свойствами, а именно эффективностью и устойчивостью, которая и есть функция культуры. Отсюда важное следствие: если вашим критерием служит эффективность, забудьте о культуре, однако примите во внимание, что интересующий вас объект может прекратить свое существование вследствие утраты своей устойчивости. Сказанное в полной мере касается России…

Россия же, как и любой иной субъект, есть ничто иное, как целеустремленная система, а любая целеустремленная система есть кибернетическое устройство (КУ). А устройство такого рода состоит из определенного набора элементов. В том числе датчик, задатчик (или нормальный элемент, или внутренний стандарт), система сравнения (или нуль-орган) и исполнительный механизм. Датчик обеспечивает КУ информацией о состоянии внешней среды. Нуль-орган сопоставляет ее с информацией, хранящейся внутренним стандартом. И если разница превышает некий, заранее заданный, дискрет, запускает исполнительное устройство. Оно либо изменяет параметры КУ, обеспечивая его адаптацию к изменяющейся внешней среде (восточная стратегия), либо воздействует на внешнюю среду, приводя ее в соответствие с потребностями КУ (западная стратегия). А теперь важное политическое заявление. У меня есть все основания утверждать, что российское руководство не владеет методологией выбора оптимальной стратегии. А я об этой стратегии рассказывал еще в 2010 году… Так прав ли был Андрей Макаревич, сказав, что не надо прогибаться под изменчивый мир (пусть лучше он прогнется под нас)? Нет, не прав. Не прав, потому что выбор подходящей стратегии зависит от ситуации, сложившейся к моменту принятия соответствующего решения.

Учитывая стратегическую роль культуры, автор этих строк в свое время обратился к вице-премьеру правительства РФ Дмитрию Медведеву. И предложил рассмотреть возможность принятия национального проекта, посвящаемого культуре. Отписка поступила из Департамента государственной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Она не оставила ни малейших сомнений в том, что сотрудники этого министерства даже примерно не знают, что такое культура. А ведь от культуры зависит очень многое. Например, уровень коррупции.

Между тем, завершающийся Год культуры никак не повлиял ни на уровень коррупции, ни на стратегию России, которая, собственно, и обусловливает коррупционное развитие нашей страны.

Будучи создателем многотысячного Клуба интеллектуалов, должен заметить, что в составе этого интернет-сообщества найдется немало мыслителей, готовых послужить Отчизне. Но разве г-жу Голодец или иных руководителей российского государства, уверенно ведущего страну в светлое капиталистическое будущее, интересует ее интеллектуальный потенциал?! Отнюдь. Потому что в современной России ценятся преимущественно «денежные мешки». А деятели культуры и носители духовности для РФ и ее руководства не имеют никакого значения…

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (4):

sergeev
Карма: 999
24.11.2014 03:08, #26899
Не могу просто так пройти мимо такой темы.
Всё-таки надо пытаться объяснять сложное явление - простыми понятиями. А культура - сверхсложное явление, без которой невозможна организация человеческой жизни.
Культура в современном обществе представлена в виде "тренда", в виде обязательного шаблона, без которого человек - не человек, страна - не страна. Большего извращения культуры, чем объявление "года культуры" в условиях торжества золотого тельца, - представить себе не могу.
"Экономика чистогана" настолько повязана на культуре, точнее - её живого отсутствия, что вполне уместно сказать: "Культура есть концентрированное выражение политики".
Можно сколько угодно молоть про грандиозные успехи в политике и восстановлении российской государственности, - но культура-умница выдаёт иллюзионистов с головой. И не только выдаёт, но и раздевает донага. В культурном смысле, разумеется.
С
sergeev
Карма: 999
24.11.2014 03:09, #26900
С головой выдала культура политику Ленина: уже через несколько недель после Октябрьского "переворота" полетели воззвания и декреты о необходимости всемерного сохранения культурного наследия русской старины. При этом никакого общественного запроса на такие "чудачества" в тогдашнем обществе не существовало. Значит - чисто "волюнтаристски". После подавления восстания в Ярославле Ленин создас комиссию по восстановлению города и требовал от неё максимального восстановления всех пострадавших древних церквей. Вскоре после переезда Правительства в Москву, Ленин, гуляя по Кремлю и увидев разбитое стекло в окне церквушки, потребовал немедленно вставить новое и пообещал в следующий раз отдать под суд коменданта Кремля и управделами СНК.
И Сталина культура "выдала с головой". Сталин, как "дирижёр культуры", задал в 1932 году волевым решением "классическое направление" в архитектуре, живописи, музыке, литературе, воспитав тем самым нового, советского человека, сумевшего победить смертельную гидру фашизма. Советская идеология оказалась сильнее гитлеровской.
Мы
sergeev
Карма: 999
24.11.2014 03:10, #26901
Мы, советские люди, знали, какую музыку любил Ленин. А Сталин различал звучание оркестра Большого театра при разных дирижёрах!
Где сейчас такие лидеры, какому народу служат теперешние и какие музыкальные предпочтения у них? Увы...
...Сегодня, по факту, завершается переформатирование российского культурного пространства под "евроатлантику", активировавшееся 23 года назад. Через кино, радио, тв, рекламу, музыку... "Синяя полоска" в окошке форматирования показывает где-то уже 95%.
"При форматировании все прежние данные будут уничтожены".
А именно программы, вложенные в голову, определяют поведение человека...
Результаты мы уже видим.
Результаты устрашают...
Db8njH
Карма: 318
24.11.2014 22:30, #26909
Сообщу для сведения, что с 21 по 23 ноября в Ереване проходил армяно-российский форум «Диалог культур», посвященный музеям наших стран.
В мероприятии приняли участие представители министерств культуры двух стран, а также деятели искусств, политики.

Старт форуму был дан в Институте древних рукописей Матенадаране. В рамках форума состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы сохранения культурных ценностей».

Состоялось также открытие выставки «Два великана – Рахманинов и Шаляпин. Взгляд из 21-го века» в Доме-музее Арама Хачатуряна с презентацией свыше двухсот экспонатов из фондов Рахманинова и Шаляпина.

Президент Республики Армения Серж Саргсян поприветствовал присутствующих и пожелал успехов форуму, целью которого является определение роли и значения музеев в деле сохранения культурного наследия, обсуждение актуальных вызовов и достижений в данной сфере, а также выявление возможностей и перспектив развития взаимодействия и обмена опытом.

В рамках форума были организованы посещения историко-культурных памятников Армении, в частности Института древних рукописей «Матенадаран», Дома-музея Сергея Параджанова, Дома-музея Арама Хачатуряна и Музея истории Армении, а также музейного комплекса Св. Эчмиадзина.

Участниками форума были обсуждены вопросы организации взаимных выставок в течение ближайших двух лет. В их числе – выставка к 100-летию Геноцида армян в Османской империи, которую предполагается провести в Санкт-Петербурге в сентябре 2015 года.
(По материалам СМИ Армении)
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть