Львовский портал Католицький Оглядач опубликовал на днях колонку своего постоянного автора, отца Ореста-Дмитро Вильчинского из Украинской греко-католической церкви, в которой обвинения впервые прозвучали не только в адрес «агрессивных московитов» и «злочинной Русской православной церкви», но и президента Украины Петра Порошенко. Процитируем отдельные высказывания униатского священника:
Ситуация, которая сложилась и продолжает развиваться в Украине, набирает каждый раз угрожающие очертания. Уже сейчас можем наблюдать первые признаки фундаментального раскола между большинством представителей власти и большинством общественности общества. Все чаще люди берут в свои руки совершение справедливости. К сожалению, оправившись после площадного шока, политикум и чиновничество раз взялись за свое... Напряжение в обществе растет. И самое и угрожающим является то, что власть этого не замечает. Или видит и ничего не делает. Делает, но все наизнанку. Власть показывает, что она так и не научилась общаться с собственным обществом, слышать его, отвечать ему и даже просто понимать настроения людей… К большому сожалению, украинское общество на сегодняшнем этапе уверенно шагает именно к кровавому сценарию развития событий. А реакции большинства властных функционеров только это ускоряют. В условиях агрессии РФ такое развитие событий своим результатом может иметь только крах украинской государственности…
Едва ли не главной причиной такого развития событий является невыполнение новой властью элементарной требования справедливости, которая заложена в глубочайшую сущность человеческого естества... Поведение органов, которые то открывают, то закрывают уголовные производства, которые в глазах общества затягивают расследование резонансных дел или их вообще не расследуют, способны спровоцировать волну кровавых самосудов. Суды отпускают резонансных подсудимых на свободу. Все это подрывает доверие общества к способности нынешней власти установить хоть минимум общественной справедливости. К этому добавилась еще и требование наказать ответственных за трагический разгром украинских силовиков в секторе «Д» и под Иловайский. Скандальные попытки командования войсками перебросить ответственность то на мобильные телефоны, то на добровольческие батальоны, то на якобы использование московитскими войсками ядерное оружие еще больше бередят общественную рану через бессмысленность Иловайской трагедии. В глазах общества командование Вооруженных сил и министерства обороны уже есть 100% виновники трагедии. И то, что Главнокомандующий взялся защищать их, в глазах общество не смягчило ситуации, а только выставило главу государства лично ответственным за тысячи бессмысленных смертей и увечий, за тысячи пленных…
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Общественно безответственные заявления некоторых военных руководителей, направленные против добровольческих батальонов и волонтерского движения, - это прямая угроза развертывания конфликта между гражданским обществом и государственной машиной. В условиях предвыборной войны всех против всех, все это может с холодного конфликта довольно легко перерасти в горячий конфликт реальной гражданской войны. Довольно тревожными колокольчиками для общества и политикума уже стали «мусорная» люстрация и попытки установления новых палаток на Майдане в Киеве… Серьезным внешнеполитическим проигрышем светит и отсутствие системной государственной информационной политики, направленной на западного реципиента информации… До сих дело информирования западного общественности об истинном характере событий в Украине лежит на плечах волонтеров, частного капитала и УГКЦ. И все это происходит без всякой координации».
По большому счету, все вышеперечисленное неоднократно звучало в последние дни со стороны ряда политических сил. Но только не от церковников. Безусловно, оснований выдавать мнение колумниста униатского портала за официальную позицию УГКЦ пока нет. Если судить по выступлениям главы греко-католиков, архиепископа Святослава (Шевчука), то его конфессия нацелена на достижение межрелигиозного мира и диалога. Особого лукавства в этом нет, хотя УГКЦ, как и всякая Церковь, стремится к проповеди и распространению своего влияния на возможно большей территории. Проблема в том, что «вирус Майдана», который заразил поздней зимой прошлого года Украину, разрушает сложившиеся иерархические установки не только в государственных и общественных институтах, но и церковных.
Епископат живет на одном уровне, а рядовые верующие и батюшки на другом. Князи Церкви быстро находят общий язык друг с другом, согласуя собственные интересы, украинское униатство – не исключение. В то же время греко-католические священники на местах вынесли на себе основную тяжесть так называемой «революции Достоинства» и на себе выносят пастырское попечение на фронте, где они исповедуют и причащают «добровольческие батальоны» и регулярные части Вооруженных сил Украины. Они каждый день сталкиваются со смертью и предательством. И эти священники начинают задумываться – а что они получают за свои труды? Епархия редко когда поможет батюшке, скорее, увеличит епархиальный налог. Поэтому настоятелю церкви или рядовому иерею нужно как-то крутиться самому, просить у прихожан и попрошайничать у спонсоров-бизнесменов.
Украинская церковная история богата случаями, когда то униаты брали вверх над православными и захватывали их храмы, то православные одерживали такие же победы над униатами. Соответственно, после февральского переворота в Киева многие греко-католики могли ждать более «справедливого», с их точки зрения, перераспределения дохода. В том числе, за счет Украинской православной церкви Московского патриархата. Но президентом страны стал человек, юридически принадлежащий к УПЦ МП, по другим данным, даже к самой Русской православной церкви. Вопреки ожиданиях некоторых иерархов Порошенко не устроил погром «московской Церкви».
Это не исключает того, что УПЦ МП начинает терять приходы и ее влиятельность падает. Но процесс идет естественным путем, а хотелось бы подтолкнуть. Так что за словами автора Католицького оглядача просматривается логичная обида на то, что основными выгодополучателями Майдана оказались совсем не те, кто мерз на киевских площадях и не находился под артиллерийским обстрелом в окопах на Донбассе. Пока свои претензии эта рядовая масса высказывает вербально. А дальше? Как бы не получилось так, что при наступлении часа Х униатское священство не подняло «революцию» не только против украинского чиновничества во главе с президентом, но и против собственной же иерархии.
Комментарии читателей (9):
вот и Янукович соврать не даст...
так что ждемс
Пункт 1. Лично я атеист и материалист.
Пункт 2. Поэтому межконфессиональные дрязги меня интересуют в их политическом и, кстати, военном проявлении.
Пункт 3. Из пункта 1 я также делаю для себя вывод, что могу позволить себе ёрничать на всякие "святые темы", хотя с этим многие и не согласятся. Единственно, что могу обещать таким несогласным, что не стану плясать на амвоне ни неглиже, ни в балаклавке, не стану богохульствовать. И, вообще, если кто верует, я уважаю его веру и ничем не хочу его оскорбить. Да, если он верует. Но относится ли это к нынешнему "президенту" Украины?
Вы, уважаемый Станислав, ничтоже сумняшеся пишете, что (цитирую)
--- Но президентом страны стал человек, юридически принадлежащий к УПЦ МП, по другим данным, даже к самой Русской православной церкви ---
С чего бы это?
Да, тётушка Вики пишет относительно г-на Потрошенко - "Вероисповедание: Православие". Но некто Глас Васин (http://dekarmi.livejournal.com/1623232.html) пишет буквально (цитирую):
--- Побывал (имеется в виду, что на Пасху этот "верующий" побывал у всех у всех "украинских предстоятелей") Порошенко везде, НО ПРИЧАСТИЛСЯ, как видим, У УНИАТОВ (причем у самого главного из них). Тем самым предав святое Православие. Возможно, причиной была его экуменическая неразборчивость в конфессиональных связях (несмотря на всю его молитвенность) ---
Так с чего Вы, уважаемый Станислав, взяли, что этот чел, "принадлежащий к УПЦ МП". Как по мне, вопрос этот весьма спорный. Максимум, на что могу согласиться, что чел этот, как и помянутые Вами "князья церкви", суть лицемер и молится вовсе не Иисусу из Назарета, сыну Марии, а другому богу. Хотите - назовите этого другого бога Маммоной, хотите - Сатаной. Но другому.
И тут почему-то вспоминается фельдкурат Отто Кац из "Похождений Швейка". А еще вспоминается и сам первоисточник: "И не поступайте, как фарисеи, молящиеся на каждом углу, чтобы все видели…"
Далее.
Вы, уважаемый, пишите:
--- униатство как и всякая Церковь, стремится к проповеди и распространению своего влияния на возможно большей территории ---
И согласитесь, "распространение своего влияния" – это вовсе не обязательно физическое уничтожение конкурентов. Т.е. не обязательно – это в общем случае, когда "ограничиваются" захватом храмов, политическими притеснениями, отгоном от кормушки. Но в случае с униатами это всё НЕ так. У них, как раз, все зиждется именно на уничтожении. И всегда зиждилось! И в 1596-ом, и в 1914-1917-ых, и в 1941-44-ых. Припомните только "пламенное выступление" "отца Арсенича" в 2010-ом. При этом следует отдавать себе отчет, что "ця палка промова" – это вовсе не "частное мнение":
--- "Социологические исследования даже такой антироссийской структуры как «Демократические инициативы» (г. Киев) показывали, что подавляющее большинство участников «евромайдана» – галичане, в то время как на Украине их менее 10%. Совершенно справедливы были утверждения лидеров УГКЦ, что на «майдане» – «их верующие люди». «Украинская правда» (11.12.2013) сообщала, что на «майдане» находилось около 300 служителей УКГЦ". ---
С 4-го века нашей эры, став государственной, правящей церковью, христианство повсеместно превратилось в одну из самых реакционных политических сил. И относилось и к католицизму, и к протестантизму, и к православию. Но если в русском православии легендарная российская расхлябанность играла сильную гуманизирующую роль, а католицизм в 18-19-ых веках последовательно расформировал иезуитов и даже переименовал их в "конгрегацию веры", а в 20-ом веке даже "принес извинения" за особо яркие "проявления", то униатство никогда, ни где и ни в чем своих "ошибок" НЕ признавало.
Поэтому, я считаю, ставить на одну доску в этом отношении униатство с другими христианскими конфессиями – это покрывать банду преступников и людоедов.