Армения может отказаться от Цюрихских протоколов с Турцией

Карабах: дипломатический бой холостыми патронами
22 сентября 2014  13:19 Отправить по email
Печать

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Игорь Попов дал интервью московскому корреспонденту АПА. Это важное событие, поскольку в отличие от своих коллег по работе в Минской группе ОБСЕ, которые часто выступают с какими-то комментариями или новыми предложениями, российская сторона, как правило, проявляет "молчаливую солидарность". Это при необычной переговорной интенсивности по карабахскому урегулированию: саммит президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Сочи при посредничестве президента России Владимира Путина, трехсторонняя встреча в Уэльсе при участии госсекретаря США Джона Керри, готовящаяся встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении в формате 69 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, затем еще один возможный саммит в конце октября Алиева и Саргсяна в Париже при посредничестве Минской группы ОБСЕ и участии президента Франции Франсуа Олланда. Ожидается, что карабахская тема будет затронута в Базеле, где в декабре пройдет СМИД ОБСЕ. Все это сопровождается определенными ощущениями того, что конфликтующие стороны близки к какому-то соглашению, утрясают детали, ищут компромиссы, и вот-вот что-то подпишут. Но при первом приближении к проблеме сразу бросается в глаза иное.

Прежде всего, бросаются в глаза различные базовые основы, с позиций которых конфликтующие стороны определяют методику оценки ситуации Так президент Азербайджана Алиев на встрече с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу заявил следующее: "Отличие этого конфликта от других на постсоветском пространстве заключается в том, что в связи с ним приняты четыре резолюции Совета безопасности ООН. Совет безопасности ООН является самой влиятельной структурой в мире, а Армения игнорирует и не выполняет принятые ею резолюции. К сожалению, деятельность посредников не приносит никаких результатов, и Армения грубо нарушает международное право. Имеются резолюции и решения международных организаций в связи с урегулированием конфликта. Конфликт должен быть урегулирован на основе этих решений и принципов, в рамках территориальной целостности Азербайджана". Позицию же Армении на днях озвучил министр иностранных дел Эдвард Налбандян: "Армения совместно со странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ продолжает прилагать все усилия для решения ключевых вопросов по урегулированию карабахского конфликта исключительно мирным путем. Пять важнейших совместных заявлений стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию конфликта, сделанных в период с 2009 по 2013 года, вновь подтверждают, что принципиальная позиция Армении находит всецелое понимание со стороны мировой общественности».

Что же касается подходов Москвы, то их озвучил в названном интервью российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Попов: "Относительно основы для переговоров. Она хорошо известна и изложена в заявлениях президентов стран-сопредседателей, сделанных в 2009 – 2013 годах. Напомню, что речь идет об основных принципах Устава ООН и Заключительного акта Хельсинкского совещания, в особенности касающихся неприменения силы, территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов, а также положениях, связанных с определением окончательного статуса Нагорного Карабаха, его временным статусом, возвращением территорий, беженцев, коридором между Нагорным Карабахом и Арменией, миротворческой операцией. Не отвергая в целом эту основу, стороны по-разному видят последовательность воплощения в жизнь ее составляющих".

Как видим, разница в позициях Баку и Еревана очевидна. В то же время видно совпадение подходов в методике урегулирования конфликта Москвы и Еревана, считающие базовой основой переговорного процесса все же решения, принятые в разные периоды в формате Минской группы ОБСЕ. Более того, Попов утверждает, что Баку не отвергает "в целом эту основу", но «по-разному видит последовательность воплощения в жизнь ее составляющих". Следовательно, президент Алиев ведет конкретные переговоры по конкретным проблемам, но об этом предпочитает не распространяться. В противном случае его участие в переговорах теряет всякий смысл.

Теперь о формате этих переговоров. Американский сопредседатель в Минской группе ОБСЕ Джеймс Уорлик уже давно фиксирует патовую ситуацию в карабахском урегулировании. На днях он выступил с предложением, что "настало время перенести переговоры по нагорно-карабахскому конфликту на другой уровень", потому что "уже не достаточно того, чтобы президенты или министры иностранных дел встречались время от времени". Ранее он предлагал включить в переговорный процесс и Степанакерт, что и означает "изменение формата переговоров". Ему в интервью ответил российский сопредседатель Попов. По его мнению, "в рамках деятельности Минской группы и ее сопредседательства накоплен уникальный посреднический опыт и с учетом деликатности карабахской темы любые попытки видоизменить этот формат или создать параллельные механизмы могут привести к размыванию переговорного процесса и откату назад в позициях сторон".

Введенные российским дипломатом две позиции - "видоизменение формата" и "параллельные механизмы" - нуждаются в определенной расшифровке. Допустим - по Уорлику - в переговорный процесс вводится Степанакерт. Если он дублирует в своих позициях Ереван, то его участие в такой дипломатии не имеет смысла. Иное, если Степанакерт, даже публично не признанный в качестве субъекта международного права, становится самостоятельным региональным военно-стратегическим фактором, готов заявить о переходе с Ереваном на уровень союзных отношений, обозначить собственные позиции, которые могут расходиться с позициями Еревана и Баку, особенно по части известных Мадридских принципов.

Если же в переговорный процесс помимо Минской группы ОБСЕ вводится так называемый "параллельный механизм" - двухсторонние саммиты лидеров Азербайджана и Армении или же такие же саммиты при посредничестве какого-либо третьей стороны, - то это означает новое начало всего с "чистого листа" или возможность либо отказа от Мадридских принципов, либо их модернизации. В этой связи представляется, что Баку недооценивает истинный смысл предложения американского сопредседателя Уорлика по поводу перспективного вывода Баку на диалог со Степанакертом и вне участия в этом процессе Еревана. Видимо, Азербайджан опасается того, что Карабах его "переиграет" и получит международное признание.

Отсюда у Баку действия в стилистике синдрома "двойных стандартов". По факту он участвует в работе Минской группы ОБСЕ и обсуждает положения Мадридских принципов. В то же время публично апеллирует к известным резолюциям Совета Безопасности ООН, которые не являются рабочими для этой группы.

Отметим еще один важный нюанс. Ранее ИА REX сообщало со ссылкой на утечки во французских СМИ, что на готовящемся саммите Алиев-Саргсян в Париже президент Франции Олланд может предложить "пакетное решение", которое оговаривает освобождение некоторых районов Азербайджана разблокированием армяно-турецкой границы. Ранее эта "карта" в разных вариациях разыгрывалась Баку и Анкарой, полагавшими, что "свет Армении направлен только в сторону Стамбула". Однако накануне парижского саммита президент Саргсян, выступая на 5-ом Форуме Армения-Диаспора, заявил, что "возможно, в ближайшее время армяно-турецкие протоколы по примирению будут изъяты из повестки армянского парламента".

Что же касается Минской группы ОБСЕ, то, как заявил в интервью российский сопредседатель Попов, "саммит в Париже также может пройти в контексте совместных усилий стран-сопредседателей, направленных на перевод в практическую плоскость принципов, согласованных «тройкой» на высшем уровне, и на достижение устойчивого урегулирования". Так что дипломатическая битва на карабахском фронте с пустыми "политическими патронами" продолжается. Похоже, что время для урегулирования этого конфликта еще не наступило.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (32):

Emin
Карма: 61
22.09.2014 13:35, #25404
Если Россия скажет Армении отказаться от этих протоколов, то она откажется, а пока таких инструкций Армения не получала. Армения не является на деле стороной переговоров. Армения как форпост России будет просто озвучивать желания России и выполнять эти поручения.
Db8njH
Карма: 318
22.09.2014 13:59, #25410
В ответ на комментарий Emin #25404 (22.09.2014 13:35)
Веселый" Емин из Бакы, снова послать тебя на азербайджанские базары рассказывать тезисы лживого аз. агитпропа своим баранам? :)

Lev Yak
Карма: 13
22.09.2014 14:23, #25411
В ответ на комментарий Emin #25404 (22.09.2014 13:35)
Emin ты азербайджанский тролль. Можно с пониманием отнестись к твоей работе но уж очень она неблагородная.
Запомните! На счет Арцаха, никто не может "сказать" армян "делай так или так". Одно ясно 100%, Арцах в составе Азербайджана не будет, доказали и докажем еще если понадобится, и не кто даже президент Армении и уж тем более другого государство (даже России) не сможет своим "хотением" изменять это. Это вопрос народа а не политика!
Db8njH
Карма: 318
22.09.2014 14:37, #25412
"Отсюда у Баку действия в стилистике синдрома "двойных стандартов".
По факту он участвует в работе Минской группы ОБСЕ и обсуждает положения Мадридских принципов.
В то же время публично апеллирует к известным резолюциям Совета Безопасности ООН, которые не являются рабочими для этой группы". С.Тарасов.
------------

Отмечу еще, что И.Алиев лукавит и в этом, ссылаясь на эти 4 резолюции Совбеза ООН.

"Об "освобождении" НК в этих резолюциях и речи нет". (с.) В.Казимиров.

http://www.vn.kazimirov.ru/2010/20100904.htm

Владимир Николаевич Казимиров - посол в отставке, первый заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, глава посреднической миссии России, участник и сопредседатель МГ ОБСЕ (1992-1996).
Db8njH
Карма: 318
22.09.2014 15:31, #25414
А на заданный президентом Армении С.Саргсяном риторический вопрос президенту Аз.р И.Алиеву относительно этих 4-х резолюций СБ ООН от 1993 г., ответа от И.Алиева не последовало... :)

Встреча с Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым
10 августа 2014 года, 14:45 Сочи
http://www.kremlin.ru/news/46427

Emin
Карма: 61
22.09.2014 16:30, #25417
В ответ на комментарий Lev Yak #25411 (22.09.2014 14:23)
Ну России достаточно просто захотеть, а что-то делать ей не придется. Азербайджан все сам сделает, в кратчайшие сроки - главное чтобы Россия дала свое согласие) Ну это дело времени - договориться с Россией.
Db8njH
Карма: 318
22.09.2014 16:45, #25418
В ответ на комментарий Emin #25417 (22.09.2014 16:30)
"Веселый" Емин из Бакы, вот ты и признал, что т.н.Аз.р зависит от России! :)

А И.Алиев независим только от своих подданных :)
Emin
Карма: 61
22.09.2014 18:44, #25423
В вопросах Армении и Карабаха все и всё зависят от России. Как Россия решит то и будет с Арменией и Карабахом, вне зависимости хотят этого армяне или нет.
ajbolit
Карма: 205
22.09.2014 19:01, #25426
"...президент Саргсян, выступая на 5-ом Форуме Армения-Диаспора, заявил, что "возможно, в ближайшее время армяно-турецкие протоколы по примирению будут изъяты из повестки армянского парламента".
=============================

Протоколы выполнили программу минимум - выставили турков в негативном свете.
Больше ожидать от них нечего.
Можно и в утиль.
ajbolit
Карма: 205
22.09.2014 19:02, #25427
В ответ на комментарий Db8njH #25418 (22.09.2014 16:45)
И.Алиев независим только от своих подданных :)
------------------------------------------------
))))))))))))))))))
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть