8-9 сентября премьер-министр России Дмитрий Медведев совершит визит в Ереван. Как сообщил его армянский коллега Овик Абрамян, договоренность об этом была достигнута во время их последней встречи 11 июля в Сочи. Мотивация сочинских переговоров имела свое объяснение, а о чем будет на сей раз диалог Армения-Россия?
Ереван готовится к присоединению к Таможенному (ТС) и Евразийскому экономическому (ЕАЭС) союзам. В этой связи появились вопросы, которые необходимо уточнить. Напомним, что по итогам саммита 29 мая в Астане Высшего Евразийского экономического совета было принято решение до 1 июля согласовать все нерешенные вопросы с присоединением Армении к названным союзам. 30 июня договор о присоединении Армении был направлен на межгосударственное согласование. Затем появились сообщения о том, что этот документ может быть подписан в октябре или в конце 2014 года. Со ссылкой на Овика Абрамяна звучала также информация, что 3 июля должна была состояться встреча президентов России и Армении Владимира Путина и Сержа Саргсяна. Когда она не состоялась, появились слухи, что на пути интеграции Армении в ТС и ЕАЭС стоят не только проблемы технического характера, но и большая политика. В этом контексте многие эксперты смаковали сделанное в Астане заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о том, что Армения может присоединиться к ЕАЭС в рамках признанных ООН границ. «Чтобы там одного еще нашего товарища не возбуждать в Азербайджане, вы так вступали в ВТО, нужно и в Евразийский союз вступить в рамках зафиксированных границ в ООН», - говорил он, уточняя, что «вопрос еще будет обсуждаться».
Формально речь идет о том, можно ли будет считать Карабах единой с Арменией "таможенной территорией", и получит ли Степанакерт вместе с Ереваном возможность участвовать в едином формате в ТС и ЕАЭС. Положение усугублялось и тем фактором, что 27 июня Грузия подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, после чего глава правительства России Медведев выступил с предупреждением возможном введении повторного эмбарго на поставки грузинской продукции. Фактом стало то, что Грузия и Армения оказались в разных таможенных плоскостях, хотя между Тбилиси и Ереваном действует договор о зоне свободной торговли.
Затем начались осложнения на линии противостояния между Азербайджаном и Арменией в Карабахе, грозящие перерасти в региональный вооруженный конфликт. Объективно в таком сценарии развития событий был заинтересован только Азербайджан, который мог заявлять о том, что воюющая страна не может быть членом ТС и ЕАЭС, а если она этого желает, то необходимо решить в первую очередь карабахскую проблему. Так Армению загоняли в изоляционный «угол»: блокированы ее границы с Турцией, Грузия может ввести определенные ограничения на сотрудничество с ней, а Россия лишена возможности прямого на нее выхода. Но эта шитая «белыми ниткам» комбинация была расстроена во время саммита в Сочи президентов России, Азербайджана и Армении. Как заявил тогда глава МИД России Сергей Лавров, «карабахский конфликт не будет препятствовать вступлению Армении в Таможенный союз». По его словам, «Армения вступает в Таможенный союз как Армения; Нагорный Карабах не имеет к этому какого-либо отношения, о чем неоднократно говорил президент Армении».
Такова региональная политическая диспозиция, которая складывается к моменту визита в Ереван главы правительства России Медведева. Прежде всего отметим, что он является одним из тех российских политиков, который наиболее компетентен в проблемах карабахского конфликта. Будучи президентом России, Медведев не раз проводил саммиты со своими коллегами из Азербайджана и Армении по этой проблеме. Во-вторых, его визит в Ереван должен стать знаковым. Если судить по имеющимся признакам, он не строится по признакам пропорциональности: после Еревана необходимо посетить Баку или наоборот. В-третьих, визит приходится на момент украинского кризиса, который «развел» Баку с Ереваном и Тбилиси по разные стороны. В-четвертых, Баку, правда, с заметным опозданием, стал предпринимать попытки сколотить региональную коалицию. Сейчас некоторые правительственные азербайджанские политологи много рассуждают о перспективах создания так называемого «нового Южно-Кавказского Союза» с участием Азербайджана, Турции и Грузии. Любопытно, что в этом смысле нынешние азербайджанские политики почти один к одному повторяют ходы последнего мусаватистского правительства, которое перед советизацией в начале 1920 года продвигало проект военного-политического союза между Баку, Тбилиси и Тегераном. Правда, на сей раз место Тегерана отводится Анкаре.
В Нахичевани уже прошла встреча министров обороны Азербайджана, Турции и Грузии, где «были обсуждены военно-политическая ситуация в регионе, а также вопросы безопасности». На наш взгляд, эта акция может иметь дестабилизирующий характер, поскольку велика опасность, что Турция на своих плечах внесет в регион Закавказье те ближневосточные проблемы, в плену которых она оказалась.
Стал маневрировать и Иран. Ранее, говоря о стремлении вывести свои энергоресурсы на европейский рынок, он позиционировал себя не как конкурент России. Теперь, когда ЕС пытается блокировать газопровод «Южный поток», он заявляет о готовности поставлять газ в Европу по трубопроводу «Набукко», а Азербайджан носится с системой трубопроводов TAP-TANAP. Но с логистикой этих проектов одни проблемы: Сирия, Ирак, появление Халифата, Турция в зоне геополитической неопределенности. Правда, существует проект транспортировки иранских энергоресурсов через Армению и Грузию к портам Черного моря, а далее, возможно, до территории Украины. Но и на этом направлении - как ни крути – Армению как потенциального члена ТС - не перепрыгнуть. Вот почему стратегический альянс Москва-Ереван не только повышает свое значение, но и качественно меняется в сторону активного участия в предстоящих изменениях геополитических реалий в регионе. Ереван намерен использовать эту ситуацию: не случайно перед встречей с Медведевым Абрамян намерен принять в Ереване своего грузинского коллегу Ираклия Гарибашвили, а затем 15-17 сентября посетить Иран.
Что же касается Медведева, то в Ереване он может выступить с очень серьезными заявлениями.
Комментарии читателей (5):
------------------------------------------------
Или до стыка с "Южным потоком".
------
Емин из Бакы, прежде чем писать своё очередное бла-бла-бла, прочти и эту аналитическую статью уважаемого С.Тарасова столько раз, пока не поймешь, о чем идет речь :)
...Как сказал echo.az глава аз.Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу, асфальтирование дороги на границе с Арменией является подозрительным. Дело в том, что в Турции есть много населенных пунктов, которые нуждаются в поддержке государства, особенно по части ремонта дорог.
Однако вместо асфальтирования своих населенных пунктов, турецкие власти решили затронуть именно территорию на границе с Арменией.
"Решение по открытию турецко-армянской границы в руках нового президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Учитывая данный факт, он старается манипулировать Азербайджаном. Однако ему не стоит забывать, что у официального Баку тоже есть свои рычаги давления. И если власти Турции поднимут вопрос открытия границы, их общественность встанет на сторону Азербайджана. Подобное уже было два раза, и в обоих случаях официальная Анкара отменяла свое решение. Эрдогану не стоит это забывать", - отметил он.