Попробуем примерно оценить влияние экономических интересов людей, влияющих на процесс формирования внешней политики Российской Федерации, в отношении Исламской республики Иран. Для этого воспользуемся методикой «концентрических кругов» Роджера Хилсмена. Согласно этой модели в центре принятия решений стоит президент, а на процесс формирования внешней политики могут оказывать влияние разнообразные группы людей, причем эти группы людей различаются по степени ограниченности возможностей оказать действенное влияние на формирование внешнеполитического курса.
При поверхностном взгляде Иран представляет собой достаточно перспективного экономического партнёра. Высокий потенциал населения: 70% населения страны младше 30 лет, всего 4% старше 65 лет, большая доля людей с высшим образованием. Через южные порты Ирана российские компании могли бы выходить на африканские и южно-азиатские рынки. Также возможен экономический союз Венесуэлы, Ирана и России, которые на троих владеют 32.4% и 38.6% мировых запасов нефти и газа соответственно, позволяющий влиять на формирование цен на рынке энергоносителей. Иран является довольно привлекательным рынком для технологических товаров, особенно в нынешний период, когда он не может приобрести их на Западе.
Но нельзя оставить без внимания и проблемы в торговых отношениях, из-за которых взаимный товарооборот между РФ и Ираном составляет скромные 1,59 млрд долларов. Конечно введение санкций СБ ООН повлиял на экономическую ситуацию в стране. По данным МВФ в 2012 и 2013 гг. ВВП Ирана упал на 1.9% и 1.5% соответственно, индекс роста потребительских цен составил в 2012 г. 41.2% и в 2013 г. 35%. До 60% населения живёт за чертой бедности, уровень безработицы – 12.3% (по неофициальным данным около 20%).
Иран не имеет доступа к международной банковской системе SWIFT. В стране также высокий уровень коррупции. Иностранный бизнес слабо защищён на законодательном уровне. Более того, существует и религиозные особенности ведения дел в Иране. Во-первых, основанная на шариате системе права. Во-вторых, гонения шиитов в исламском мире породили принцип «такийя», согласно которому шиит в случае опасности, в том числе угрозы его деловым интересам, может скрывать истинную веру и даже утверждать, что он суннит. Всё вкупе серьёзно осложняет ведение малого и среднего бизнеса в Иране, поэтому имеет смысл рассматривать интересы крупных российских корпораций кроме представителей ВПК, так как их деятельность ограничена санкциями СБ ООН.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Для начала рассмотрим интересы сырьевых корпораций. В свете украинского кризиса и последовавших санкций в отношении России, некоторые российские политические и экономические деятели высказали предложение продавать российские сырьевые ресурсы за рубли. Например, глава МЭР Алексей Улюкаев заявил: «Почему в отношениях с Китаем, Индией, Турцией мы должны контрактироваться в долларах? Зачем нам это? Мы должны контрактироваться в национальных валютах — это касается и энергетики и других сфер. В первую очередь это должно касаться наших нефтяных и газовых компаний, чтобы они смелее шли на заключение контрактов в рублях и в валюте страны-партнера». Ему вторил глава ВТБ Андрей Костин: «Газпром, Роснефть и Рособоронэкспорт в сумме экспортируют продукцию на $230 млрд в год. Я говорил с руководителями этих компаний. Они не против того, чтобы вести экспорт в рублях». В этом ракурсе надо посмотреть на развитие ЗАО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа», которая может стать механизмом торговли ресурсами в рублях. Информация о работе с Ираном над многомиллиардными контрактами «нефть в обмен на товары» позволят продавать иранскую нефть за рубли на российской бирже, председателем совета директоров которой является Игорь Сечин. Он же, как глава Роснефти, главный бенефициар такой торговли. Сечина можно уверенно назвать человеком из приближенного или первого круга президента (далее для удобства после фамилии в скобках будет указан номер круга, например, Сечин(1). Естественно, со стороны тяжело оценивать личное влияние тех или иных людей на В.В. Путина, поэтому все номера условны). Хотя на данный момент нельзя говорить о безусловной успешности и популярности данной биржи в будущем ввиду нестабильности рубля.
В случае подписания данных контрактов, нефть будет переправляться по Каспию на танкерах, т.к. Россия и Иран выступают против постройки подводного трубопровода из Туркменистана в Азербайджан из экологических соображений. Экологические соображения в основном заключаются в том, что ни Россия, ни Иран не заинтересованы в поставке газа из Центральной Азии на европейский рынок. Следовательно, потребуется большой танкерный флот, единственная компания на Каспийском побережье, способная выполнить этот заказ – Астраханское судостроительное производственное объединение. АСПО принадлежит Объединённой судостроительной корпорации, в совет директоров которой входят:
- Председатель Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Дмитриев В.А.(2,5);
- Генеральный директор ГК "Ростехнологии" Чемезов В.А. (1-1,5), давний знакомый Владимира Путина. Они знают друг друга еще со службы в ГДР, где оба работали по линии КГБ;
- Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Клепач А.Н. (2);
- Вице-президент ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" Шишкин А.Н. (2-2,5);
- Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Олерский В.А. (2);
- Заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Маркелов В.А. (2-2,5);
- Президент ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" Рахманов А.Л. (2-2,5);
Одной из немногих компаний, которые продолжили свои проекты в Иране после введения первого и второго пакетов санкций СБ ООН, был Росатом. Росатом безусловно является ведущей мировой компанией в сфере ядерных технологий и занимает первое место в мире по количеству подписанных контрактов на строительство ядерных реакторов. Некоторые эксперты полагают, что Росатом станет таким же мощным инструментом российской внешней политики как Газпром. На данный момент Россия и Иран находятся на рабочей стадии обсуждения вопроса о строительстве второго блока АЭС в иранском Бушере. В случае получения заказа экономическую выгоду получат данные представители совета директоров Росатома:
- Председатель высшего совета партии «Единая Россия», постоянный член Совета безопасности РФ Грызлов Б.В. (1,5). Входит в состав СБ РФ по личному желанию Президента, т.к. не находится ни на одной из должностей необходимых для пребывания в Совете Безопасности.
- Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Клепач А.Н. (2);
- Министр энергетики Российской Федерации Новак А.В. (1-1,5)
- Помощник Президента РФ Ушаков Ю.В. (1)
РЖД также не приостанавливала проект по электрификации железнодорожной линии Тебриз-Азаршахр. На данный момент РЖД развивает очень перспективный международный транспортный коридор «Север-Юг» - сухопутный мост протяженностью около 4,5 тыс. км от Балтики до порта Бендер-Аббас в Персидском заливе, который соединит Северо-Западную и Центральную Европу со странами Ближнего и Среднего Востока и Южной Азии. По экспертной оценке, товарный рынок МТК "Север – Юг" оценивается в 25-26 млн тонн к 2015 году. Бенефициаром является президент РЖД, давний знакомый и деловой партнёр Владимира Путина Якунин В.И. (1).
Иран ведёт достаточно активные деловые отношения с Архангельским регионом и Татарстаном, соответственно, можно предположить, что некоторые представители в парламенте от данных регионов выступают за развитие экономических связей с Ираном. Тем не менее, вес российского парламента в формировании внешней политики настолько низок, что брать в расчёт отдельных парламентариев даже и не стоит. Интересы Татарстана в Иране может лоббировать президент Татарстана Р.Н. Минниханов (2), который является членом Президиума экономического совета при Президенте РФ.
Таким образом, люди, которые принимают участие (пусть даже и косвенно) в формировании внешней политики в отношении Ирана, одновременно являются бенефициарами при развитии торговых связей России и Ирана. На данный момент их личные интересы на данном направлении не расходятся с интересами страны. Тем не менее, нужно делать поправку на возможное личное негативное восприятие Ирана данными людьми ввиду специфичности республики. Для России выгодны наложенные на Иран санкции СБ ООН, т.к. российские товары в области технологий не смогли бы конкурировать с западными. На данный момент всё идёт к тому, что переговоры «шестёрки» и Ирана не приведут к снятию санкций, и это безусловно должно подтолкнуть обе страны к капитализации относительно тёплых политических отношений, например, создать банк для инвестиций в Иран. Таким путём пошёл Китай для того, чтобы избежать неудобств, связанных с исключением Ирана из программы SWIFT.
Комментарии читателей (2):