После подписания газовой "мегасделки с Китаем" у многих экспертов появилась эйфория, что "Газпром" в условиях диверсификации поставок российского голубого топлива сможет разговаривать с ЕС и властями Украины (которые все больше теряют свою субъектность и становятся в газовых переговорах, в лучшем для них случае, "младшим партнером"
Брюсселя) чуть ли не с позиции силы. Особо популярен был тезис, что ЕС сейчас просто будет нечем заместить выпадающие объемы российского газа в краткосрочной перспективе.
Это было в определенной мере оправданно , если бы газ из России в Поднебесную пошел бы по газопроводу "Алтай" с ресурсной базы Западной Сибири (предполагалось начать строительство этого газопровода еще в 2011 году и "Газпром" настаивал именно на таком маршруте экспорта российского газа). Но эйфория быстро сошла на нет: газ в Китай пойдет из газовых месторождений Восточной Сибири и Якутии и этот маршрут экспорта никак ни сейчас, ни в перспективе не будет влиять на объемы экспорта российского голубого топлива в ЕС и на Украину.
Кроме того, ЕС прекрасно отдает себе отчет в том, что в условиях кредитной блокады "Газпром" для осуществлении "китайского проекта" критически нуждается в стабильном поступлении валютной выручки из Европы и с Украины. Крайне важна стабильность газового экспорта и для бюджета РФ: с каждой тысячи кубометров западносибирского, оренбургского газа или газа с месторождений Коми федеральный бюджет получает порядка $134 - НДПИ на добычу природного газа и, главное, вывозную пошлину на газ в размере 30 процентов от контрактной цены (если принять во внимание, что в 2013 году "Газпром" поставил в дальнее зарубежье около 162 млрд куб. метров природного газа, то при сохранении объемов поставок в ЕС это рынок даст в бюджет РФ в 2014 году под $22 млрд).
При таком раскладе "Газпрому" и России в целом Украина сейчас интересна не только как один из самых выгодных рынков для экспорта российского газа (несмотря на всем известные сложности с оплатой потребленного топлива со стороны НАК "Нафтогаз"), но и, в первую очередь, как самый большой коридор для поставок российского газа - через ГТС Украины в последние годы проходило от 52 до 60 процентов ВСЕГО экспорта российского газа).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И украинский маршрут сейчас - единственный, на который (по крайней мере пока) не распространяется действие третьего энергопакета ЕС ( для справки - очень дорогой в плане строительства и эксплуатации "Северный поток" при уже введенных транзитных мощностях в 55 млрд куб.метров природного газа в год сейчас используется только наполовину из-за отказа Еврокомиссии вывести газопровод OPAL, который должен был запитываться полностью российским газом, из-под действия третьего энергопакета).
В свете тотального применения ЕК требований о разделении функций добычи и транспортировки (из-за это требования "Газпром" был вынужден снизить цену на газ для Литвы более чем на $100 за тысячу куб.метров) уверенность руководства "Газпрома", что ему уже в ноябре удастся приступить к работам по "Южному потоку" в Болгарии выглядит весьма странной.
В Киеве прекрасно понимают безальтернативность "украинского коридора" для "Газпрома", по крайней мере в среднесрочной перспективе, и будут откровенно спекулировать на таком положении.
К сожалению, российский газовый монополист сейчас находится в жестком цейтноте: до конца августа текущего года запас газа в ПХГ Украины должен быть минимум 18 млрд куб. метров. Украинские власти высокопарно заявляют, что через процесс тяжелых переговоров по газу с безусловным подключением ЕС они хотят побудить Россию "к отказу от практики навязывания своим торговым партнерам политически мотивированных цен на газ и других несправедливых условий". За столь цветистой формулировкой скрываются крайне прозаичные вещи: желание получить не только скидку на поставляемый российский газ (МИД Украины милостиво заявил, что Киев готов платить уже не $268, 5 за тысячу куб.метров, а уже целых $300), но и признание за "Нафтогазом" права на так называемые "ретроспективные платежи" - получение скидки на уже поставленный газ. К такой практике "Газпром" был вынужден прибегнуть в отношениях практически со всеми своими европейскими контрагентами в 2013 году, когда цены на спотовый газ резко упали.
По подсчетам министерства энергетики и угольной промышленности Украины, "Нафтогаз" с 2009 года переплатил России сумму эквивалентную цене 70 млрд!!!! куб.метров природного газа (по этой логике, "Газпром" должен в течение более двух лет поставлять природный газ "Нафтогазу" бесплатно).
По последним явно хорошо организованным утечкам, "Нафтогаз" собирается отстаивать в Стокгольмском арбитраже не только право на текущее изменение цены на российский газ, но и право на "ретроспективные платежи".
ЕС формально хочет выглядеть посредником в российско-украинском газовом споре. По словам комиссара ЕС по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера, у Украины сейчас есть средства на погашение долга перед "Газпромом".
Правда, еврокомиссар умышленно или нет, но не поднимает вопрос о цене за российский газ для Украины (как уже поставленный, так и поставляемый сейчас). Как ни печально для российских газовых интересов , "Газпром" сейчас имеет дело в газовом споре с объединенной (пусть пока и официально и не заявляемой) позицией Киева и Брюсселя.
Сможет ли "Газпром" найти реальные рычаги давления на своих контрагентов и начать успешную контригру? Судя по всему, сейчас российский газовый концерн берет на вооружение тактику "Нафтогаза" и начинает тянуть время, делая весьма обтекаемые заявления. Как представляется, "Газпром" хочет отсрочить рассмотрение претензии "Нафтогаза" в Стокгольмском арбитраже до начала серьезного роста цен на спотовый (сжиженный) газ. Отсюда и весьма странное, на первый взгляд, заявление, что российское правительство может пересмотреть решение о введении предоплаты на российский газ для Украины с начала июня. "Газпром" (к сожалению, возможно за счет новых скидок своим западноевропейским контрагентам) будет пытаться заблокировать инициативу, практически одномоментно озвученную в Варшаве и Киеве: отказ от прежних долгосрочных договоров с "Газпромом" европейских компаний с передачей функции единого европейского покупателя структурам Еврокомиссии; эта инициатива предусматривает закупку всего объема российского газа, экспортируемого в Европу через ГТС Украины, на российско-украинской границе, безусловно, по значительно более низкой , чем сейчас, цене.
На газовые переговоры с Киевом будут самым прямым образом влиять события на бурлящем Юго-Востоке Украины. И вопрос этот в первую очередь экономический: при общем объеме потребления газа Украиной в 2013 году в 50,4 млрд куб.метров - на долю Донецкой и Луганской областей пришлось около 10 млрд куб.метров. Весьма вероятно, что в случае продолжения процесса экономического отделения этих областей от Киева "Газпрому" придется заключать прямые контракты (и строить дополнительные газопроводы) с "народными республиками". Правда, вряд ли стоит ожидать, что цена на поставляемый газ для "народных республик" может быть выше, чем для Киева (исходя как из политических, так и из экономических факторов).
Ясно одно - "Газпрому" срочно нужно искать новые весомые аргументы в крайне тяжелом газовом споре с Брюсселем и Киевом. Вся система газовых отношений в треугольнике Россия -Украина-ЕС, которая так мучительно выстраивалась в течение более чем 20 последних лет, уходит в небытие.
Комментарии читателей (1):
Погоня за прибылью и наплевательское, из-за этого, отношение к националистическим выбрыкам Киев дорого обойдутся РФ...