8 сентября новый сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Джеймс Уорлик прибыл в Баку с первым трехдневным визитом после своего назначения. В Баку Уорлик провел встречи с официальными лицами страны, а также встретился с прессой. Как ранее сообщал сам дипломат, наряду с Баку, в рамках своего первого визита в регион Южного Кавказа он также посетит Ереван и Нагорный Карабах.
Уорлик назначен сопредседателем Минской группы в начале августа. Ранее он был заместителем спецпредставителя президента США по Афганистану и Пакистану и главным переговорщиком по двустороннему соглашению по безопасности между США и Афганистаном. Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял его 9 сентября. Джеймс Уорлик вручил ему письмо президента США Барака Обамы. «Приближается двадцатая годовщина со дня прекращения огня, и я считаю, что необходимо найти путь достижения мира и процветания для региона. Я с нетерпением жду возможности оказать помощь мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Пришло время положить конец страданиям и ненависти, испытываемым более двадцати лет», – заявил на брифинге Уорлик. «Настало время, чтобы обе стороны продемонстрировали политическую волю и предприняли смелые шаги», – сказал он и добавил, что он намерен «осуществлять свою деятельность на основе реализма и прагматизма, чтобы обе стороны нашли прочное решение конфликта».
В ответ на вопрос, признает ли он «оккупацию азербайджанских земель», Дж. Уорлик заявил: «Я здесь, чтобы выслушать все стороны и как можно лучше понять ситуацию. И я здесь не из-за прошлого, а чтобы смотреть в будущее, чтобы решить этот конфликт».
Дж.Уорлик сообщил, что в ближайшее время встретится в Вене с генсеком ОБСЕ, затем планирует встречи с коллегами из Франции и России в рамках 68-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Визит американского сопреседателя и письмо президента Обамы И. Алиеву в Баку вызвали бурю восторга у одних аналитиков, и такого же негодования – у других.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Руководитель центра стратегических исследований «Атлас» Э. Шахиноглы заявил Media forum, что в письме Обамы «нет ни одного предложения или выражения, которые привлекли бы внимание». По его мнению, уже первый срок президентства Обамы показал, что «для хозяина Белого дома проблемы Южного Кавказа – неинтересны. В условиях тяжелой ситуации в регионе Евразии Вашингтон старается заниматься более глобальными проблемами. Но и в самом этом направлении Вашингтону нечем хвастаться с каким бы то ни было результатом. Происходившие в Египте, Сирии, Ираке и Афганистане процессы приобрели характер хаоса и Вашингтон не в силах изменить статус-кво».
Исходя из этого, аналитик констатирует, что Обама только на словах может выражать свое недовольство по поводу затягивания решения Карабахского конфликта, но в реальности он не собирается тратить свою энергию на решение данной проблемы. С другой стороны, он считает, что Обама не намерен конфликтовать с интересами России на Кавказе. Обама не готов в одиночестве приступать к решению этого вопроса, уверен Шахиноглы.
С его мнением не согласен Рауф Миркадыров, который видит в визите американского сопреседателя в Баку желание США активизироваться в Закавказье.
По его мнению, становится ясно, что Вашингтон начинает сепаратные переговоры по урегулированию карабахского конфликта, притом накануне предполагаемых в Нью-Йорке четырехсторонних переговоров под патронажем государственного секретаря Джона Керри. «То есть у господина Уорлика нет времени даже для раскачки. Как говорится, он попал прямо с корабля на бал. Первое – ему не дали даже времени, чтобы совместно с другими сопредседателями вникнуть в суть проблемы. Все дело в том, что четырехсторонняя встреча в Америке в формате глав внешнеполитических ведомств США-Турции-Азербайджана-Армении должна состояться в начале осени во время открытия новой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Времени в обрез»: «речь идет об инсценированных Вашингтоном сепаратных переговорах. Как стало известно из информированных дипломатических источников, господин Уорлик в Баку и Ереване будет обсуждать новые инициативы, которые хотя и созвучны с Мадридскими принципами, но не являются их повторением». По мнению Миркадырова, существуют минимум две проблемы, которые заставляют Вашингтон действовать оперативно и несколько ускорять события. «С одной стороны, Путин для сохранения шанса на воспроизводство собственной власти просто вынужден проявлять активность во внешней политике и в направлениях, которые в той или иной степени связаны с внешней политикой. И все по той простой причине, что внутренняя политическая и экономическая ситуация не оставляет ему особого поля для маневра. Это поле постоянно сужается. Достаточно обратить внимание на результаты муниципальных выборов, которые состоялись накануне. В Москве ставленнику Кремля Сергею Собянину с трудом удалось избежать второго тура, а в Екатеринбурге оппозиционер Евгений Ройзман, в отношении которого возбуждено несколько уголовных дел, как и против Навального, объединившего протестный электорат в столице РФ, победил кандидата от «Единой России». По большому счету, охота на трудовых мигрантов также была вопросом, связанным с выполнением внешполитических задач Кремля…»
Он уверен, что в свой третий срок на посту президента Владимир Путин стал уделять внешней политике больше внимания. Это становится очевидным при анализе заключенных недавно соглашений, событий, а также заявлений Кремля. В числе этих соглашений он называет пакет военной помощи на сумму $1 млрд., который Россия предоставляет Киргизии в обмен на закрытие Центра транзитных перевозок ВВС США в Манасе, сделку с Таджикистаном на сумму $200 млн., Азербайджаном на $4 млрд.
Договор с Азербайджаном «был подписан во время первого за последние семь лет визита Путина в Азербайджан, и он ясно свидетельствует о желании российского президента консолидировать влияние Москвы в этом регионе. Армения высказала серьезные опасения в связи с подписанием этого договора, поскольку он непосредственно касается карабахского конфликта. Другие активные шаги России в Средней Азии и на Кавказе можно рассматривать в контексте деятельности ОДКБ, которая представляет собой военный альянс государств Средней Азии и является долгосрочным проектом Москвы».
Миркадыров уверен, что «множество международных договоров и активность России в Средней Азии наталкивают на мысли о попытке строительства империи в духе советских времен». Из этого он делает вывод, что Путин добивает слабых, проблемных, несамодостаточных, и сразу же добавляет: «Гарантом независимости и безопасности всех стран Южного Кавказа, прежде всего, от самой России, может выступить только НАТО. Но, для этого необходимы урегулирование карабахского конфликта и нормализация отношений между Арменией и Турцией». «Итак, события вокруг Армении наглядно продемонстрировали всем окружающим, на каких принципах будут реально функционировать и насколько будут учтены интересы младших братьев Россией в случае полноценной реализации путинских интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Кто может гарантировать, что в последующем Путин не придумает что-то другое, например, полную передачу решения вопросов, связанных с внешней политикой, Центру, естественно, во главе с президентом Путиным. В принципе ОДКБ к этому идет», - пишет Миркадыров. И опять повторяет: чтобы усилить свои военно-политические позиции в регионе, США прежде всего необходимо добиться урегулирования карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений.
Политолог Замин Ахундов из Veteninfo почему-то уверен в том, что «будущая судьба России решается в Европе. Следовательно, Европа – не риторика для России. Европа является политическим пространством, формирующим идеологический характер России и пока такая Европа – жизненный источник для Москвы. Соответственно, Турция выступает в качестве арбитра и в делах своего региона, и в политике Ближнего Востока. Она продолжает оставаться как главный конкурент России и в Передней Азии, и на Балканах, и на маленьком Кавказе». По его мнению, «Россия не является решающим фактором в глобальной политике… А Турция – Восточная опора США в Европе, и Москва понимает это». Именно поэтому, наверное, по логике политолога Турция 50 лет ждёт своей очереди в приёмной ЕС и, наверно, там же, в приёмной, держит свою опору для США и оказывает арбитражные услуги более успешным посетителям…
Примерно такую же оценку роли России в регионе мы наблюдаем в интервью бывшего дипломата Х. Гаджизаде порталу Bizimyolinfo. На вопрос «Получается, и в этот раз на выборах предпочтение отдадут благословению России?», Гаджизаде отвечает с присущей ему эмоциональностью: «Какая Россия? - восклицает он. - Что за благословение Москвы? Разве кто-нибудь признает Россию? Наше правительство никогда не предпочитало благословение России».
Minval.az опубликовал разговор с аналитиком М. Ахмедоглу, кто «может многим не нравиться», но то, что он «пользуется доверительным источником в президентской администрации, всем известно и вызывает к его откровениям большой интерес». По его словам, «скандальное кремлевское заявление Саргсяна резко усугубило ситуацию на Южном Кавказе, так как понятно, что легко согнув Армению, загнав ее в Таможенный Союз, а также добившись дипломатической и стратегической победы в Сирии, В. Путин просто обречен развивать политический успех в других, соседних с Арменией странах».
Ахмедоглу уверен, что «южно-кавказский регион оказался на пороге новой войны, вызванной отказом Армении под диктовку России присоединиться к европейской программе «Восточное Партнерство» (в администрации Алиева забыли сказать аналитику, что Армения является участником этой программы одновременно с Азербайджаном – с 2009 года, а сейчас речь шла о подписании Арменией соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. – Ред.). А следующей в цепи сломавшихся, «должна стать слабая Грузия, особенно после некоторых пророссийских заявлений премьера Иванишвили. С потерей грузинской независимости начнется изоляция Азербайджана и прекращение наших транзитных экспортных путей в Европу, так как они пролегают через Грузию. Благодаря нашим финансовым ресурсам Азербайджан способен продержаться 3-5 лет, но потом для нас начнутся тяжелые времена», - заявил политолог.
По его мнению, последовательные усилия Армении по открытию грузино-абхазской железной дороги приведут к объявлению Арменией войны Грузии. «Ментально-психологическое состояние армян не успокоится до тех пор, пока они не убедятся, что положение Грузии такое же ужасное, как у них. К тому же Россия может предложить Армении напасть на Грузию. Сейчас они признают, что в августе 2008 года, Россия предлагала армянам напасть на Грузию, но Армения тогда это предложение отвергла», - продолжил он. Ахмедоглу начертил в воздухе схему новой российской интервенции: Армения захватывает грузинский регион Кахетия, а Россия оккупирует новые земли, дополнительно к уже захваченным в 2008 году в Южной Осетии. В итоге между Арменией и Россией создается прямая территориальная связь. Признание премьер-министром Б.Иванишвили возможности присоединения Грузии к путинскому Евразийскому проекту значительно увеличивает вероятность географического соединения России с Арменией. «Призываем официальных представителей Европы и других стран Запада серьезно изучить ситуацию и отозвать дипломатические представительства из Армении, заморозить их деятельность. Лучше перевести эти представительства на территорию Грузии, где они смогут лучше защищать интересы всего Южного Кавказа», - считает властный политолог. Далее он утверждает, что легкомысленны те, кто считают, что Россия не прогонит Запад с его интересами из Закавказья. Для того чтобы сохранить и расширить свой успех в Сирии, Россия должна укрепить тылы на Кавказе, а для этого Закавказье должно оказаться полностью под влиянием РФ. Армения для этого является наилучшим российским инструментом.
Мубариз Ахмедоглу считает, что теперь, при эскалации напряженности в регионе после победы России над Арменией, значение сохранения принципа территориальной целостности для ЕС, если он хочет защитить Грузию, неизмеримо выросло.
Тем временем, по мнению Ахмедоглу, в Таможенном Союзе должно быть прояснено отношение Армении, как члена ТС, к Нагорному Карабаху. Сейчас товары из Ирана и по иранской территории, даже европейские, могут на льготных условиях попадать в Армению из Нагорного Карабаха - то есть на территорию Таможенного Союза. Официальный Ереван должен объяснить значение таможенного пункта, построенного в Сюникской области, на автомобильной дороге, ведущей из армянского Геруса в Нагорный Карабах. Армения должна объяснить, для кого и под чьим влиянием этот пункт построен – по желанию ЕС или России, - подытожил М.Ахмедоглу.
Комментарии читателей (32):
Ганс Вангенгейм - посол Германии в Турции в 1912-1915 гг.
За сто лет ничего не изменилось! как были варварами так и остались!
"Никогда не погибают народы, умеющие в минуты тягчайших бед и унижений сохранить свое национальное достоинство. Не погибнет и Армения!"
Городецкий С. М. - русский поэт, публицист, переводчик, общественный деятель
Грузинский писатель и общественный деятель Илья Чавчавадзе