На сентябрь 2013 года назначены досрочные выборы мэра Москвы.
Это стало возможным по причине «досрочной» — технической — отставки мэра Москвы Сергея Собянина. «Технические» выборы градоначальника Москвы пройдут вместе с другими региональными выборами в первое воскресенье сентября. В том случае, если бы Собянин подал в отставку позднее, или не подал вообще, выборы мэра столицы состоялись бы аж в 2015 году.
Многие политологи уверены в том, что Сергей Семёнович таким способом сделал ход конём, нейтрализовав своего главного оппонента в борьбе за кресло мэра — бизнесмена, главу партии «Гражданская платформа» (которая из «партии юристов» превратилась затем в партию классического типа) Михаила Прохорова: по закону, последний не должен иметь зарубежных активов и недвижимости. Впоследствии сам Прохоров в ходе пресс-конференции заявил о том, что отказывается участвовать в выборах мэра Москвы по той причине, что не успевает перевести иностранные активы в Россию. Таким образом, догадки политологов гипотетически подтвердились.
Вместе с тем, несистемная оппозиция выдвинула своего кандидата — известного оппозиционера и блогера Алексея Навального, которого, однако, по подсчётам социологических служб, знает небольшой круг избирателей. Вместе с тем, эксперты не исключают того, что Навальный не успеет принять участия в выборах градоначальника, поскольку ко дню 8 сентября Кировский районный суд, рассматривающий нашумевшее дело «Кировлеса», обвиняемым по которому и является Навальный, может вынести вердикт, и при негативных раскладах Навальный может оказаться не конкурентом Собянина, а уже осуждённым.
Также о своём желании баллотироваться в мэры изъявило большое множество политиков и общественных деятелей — от «яблочника» Сергея Митрохина до оппозиционера и лидера «Левого Фронта» Сергея Удальцова, находящегося под домашним арестом по делу о беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года.
Как бы то ни было, Сергей Собянин находился у власти почти 2,5 года, и за это время москвичи заметили массу изменений в столице, начиная от инфраструктуры города и заканчивая повышенным вниманием городских властей к проведению досуга москвичей. Большое внимание градоначальник также уделял и развитию дорожных сетей, реконструкции асфальтовых дорог, строительству развязок. Москвичи пристально следили за деятельностью нового мэра после предыдущих неоднозначных лет и событий последнего времени.
Однако, вместе с улучшениями, у жителей столицы осталась масса вопросов к руководству города и лично к мэру, и на эти вопросы москвичи до сих пор не получили ответа.
1. Плитка на улицах Москвы
Пожалуй, тема плитки в Москве стала первой и самой болезненной для москвичей. В памяти жителей столицы были свежи воспоминания о скандале, возникшем в 2009 году, когда в прессе был опубликован материал относительно деятельности фирмы «Интеко», принадлежащей супруге тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова — Елене Батуриной. В этот раз ситуация была схожа: по данным СМИ, на плитку, массово выкладываемую вместо асфальта, было выделено около 4 млрд долларов, и к этой плитке злые языки упорно привязывают супругу Сергея Собянина — Ирину. Подливало масла в огонь воображения москвичей и то, что Ирина Собянина, получившая образование инженера-строителя, является двоюродной сестрой экс-министра топлива и энергетики РФ Александра Гаврина. Выложенная в течение тёплого времени 2011 года, плитка в холодные сезоны начала буквально разваливаться и проседать: этот факт вызвал негодование у москвичей и ещё больше убедил их в мысли о том, что бюджетные средства были, что называется, освоены со знаком «минус». Сам Собянин впоследствии неоднократно опровергал слухи о причастности своей супруги к «плиточному бизнесу», но конкретных доказательств, впрочем, не предоставлял. Презумпцию невиновности в России никто не отменял. Несмотря на это, в сознании москвичей прочно установилась байка о «плитке Собянина». Чья бы ни была эта плитка, уже сейчас огромные площади, покрытые ею с таким количеством грязи и неудобств, превратились из ровных пространств в волнистые лунные ландшафты, требующие ремонта, новых неудобств и новых огромных расходов.
2. Продолжение разрушения Исторической Москвы
Несмотря на приход нового мэра Москвы и надежды жителей, историков и архитекторов на прекращение сноса исторических памятников в столице, разрушения памятников продолжились. В 2011 году список разрушенных исторических застроек пополнили Доходный дом на Большой Якиманке, Флигель городской усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских на Большой Никитской, Доходный дом в Большом Козихинском переулке, Павильон Ветеринария на ВВЦ, Московская соборная мечеть и ДК «Октябрь» на улице Маршала Малиновского. В 2012 году список пополнился стадионом «Динамо» и Путевой казармой на станции «Лефортово». Вместе со снесёнными зданиями в течение двух лет под вопросом находилась судьба и других строений — например, «дома Владимира Высоцкого» на Малой Грузинской улице, который пострадал от сноса стоящего рядом здания. Каждый снос того или иного исторического строения сопровождался массовыми акциями протеста с участием архитекторов, представителей «Архнадзора», экологов, деятелей культуры и искусства и просто обычных москвичей. 19 октября 2011 года, отчитавшись перед Мосгордумой за свой первый год и выступив с бюджетным посланием, Собянин, среди прочего, отметил, что ему удалось «изменить идеологию развития города» и остановить разрушение Исторической Москвы, однако глаза москвичей показывали им другое — вновь разрушались дорогие им исторические места. У столичных жителей по-прежнему существуют опасения, что снос Исторической Москвы продолжится и далее.
3. Пробки
Одной из главных задач на посту мэра Москвы Сергей Собянин видел разрешение проблемы пробок в столице. Чиновники, ранее работавшие с Собяниным, заверяли, что он — крепкий, жёсткий хозяйственник. Действительно, работа по расширению полос на дорогах и по созданию дополнительных развязок активно началась. Вместе с дорожными работами Собянин совместно с правительством Москвы детально проработал множество инициатив по облегчению транспортной ситуации в Москве: одной из таких инициатив стали перехватывающие парковки у станций московского метрополитена: всего их 16. Несмотря на эту и ряд других инициатив, ситуация с пробками в столице не изменилась: с приходом гололедицы и снега уровень пробок достигал максимальных показателей. Во многом это также было связано с тем, что коммунальщики не успевали очищать столицу от снега и гололёда, в результате чего на улицах Москвы всё чаще стали возникать аварии и ДТП.
4. Ларьки у метро
Практически сенсационным стало решение Сергея Собянина о ликвидации ларьков у метро. Многие москвичи неоднократно жаловались на то, что ларьки и киоски у метро зачастую торгуют некачественной продукцией, незаконно и с нарушениями всех санитарных норм. Аналогичные жалобы поступали и на киоски в подземных переходах: по словам представителей МЧС, в случае каких-либо катастроф или пожаров в переходах может возникнуть давка по причине ограниченного пространства, которое создали киоски. Так или иначе, ценой удобства близкой и разнообразной торговли для сотен тысяч москвичей и тысяч рабочих мест, Собянин эту проблему решил, и это решение градоначальника получило в целом хорошую высокую оценку. Однако, к удивлению москвичей, спустя некоторое время киоски, стоявшие у метро, вернулись на свои места, и продолжили торговлю бойче прежнего. На вполне обоснованные и недоуменные жалобы столичных жителей власти Москвы хранили молчание. Инициатива сошла с контроля властей и вернулась, что резко понизило доверие жителей столицы к мэру.
5. Мигранты
Проблемы с мигрантами в столице уже давно признаны всеми политиками, от левых до правых взглядов. Согласно опросу Фонда «Общественное мнение», именно митинги, связанные с проблемой мигрантов, способны собрать наибольшее количество москвичей. По мнению экспертов, крах европейского мультикультурализма не дойдёт до Москвы, но лишь потому, что в Москве эта проблема имеет несколько иной характер: здесь нет явного столкновения религий как таковых, а есть проблема столкновения культур и обычаев. До прихода Сергея Собянина на пост мэра Москвы возгласы москвичей относительно перенаселения столицы мигрантами не были слышны — отчасти потому, что в те времена они были не так явны. За последние же несколько лет проблема мигрантов серьёзно беспокоит столичных жителей. Причём, как показывают всё те же соцопросы, москвичи лояльно относятся к мигрантам, готовым интегрироваться в русскую культуру, язык и образ жизни, но негативно — к той части мигрантов, которые создают территориальные анклавы, собираются в группы по этнической принадлежности. Всё это, по мнению москвичей, не только повышает уровень преступности в столице, но и вызывает напряжение у местного населения. Риторика московских властей относительно этой проблемы всегда была крайне осторожной — до тех пор, пока 10 декабря 2010 года на Манежной площади не произошли беспорядки, связанные с убийством фаната «Спартака» Егора Свиридова. Причиной беспорядков стал не столько тот факт, что убийцами фаната стали «лица кавказской национальности», сколько то, что убийц, задержанных непосредственно после убийства, по неясным причинам отпустили из ОВД. События на Манежной площади, у стен Кремля, вынудили властей обратить внимание на проблему мигрантов и наконец подать голос. Вместе с тем, риторика касательно этой проблемы из уст Сергея Собянина стала звучать лишь в начале 2013 года. Москвичи подозревают, что заявления Собянина о том, что «людям, которые плохо говорят по-русски, у которых совершенно другая культура, лучше жить в своей стране», являются не более чем предвыборным ходом.
Тем более что власти Москвы глухо молчат о том, что больше всего завозят в Москву инокультурных мигрантов сами крупнейшие работодатели, особенно в строительной сфере, на дорожных работах в ЖКХ, то есть те, кого в первую очередь обеспечивают заказами и контролируют сами московские власти: ту же «плитку Собянина» вкривь и вкось на улицы Москвы уложили столь критикуемые Собяниным мигранты. Независимо от искренности или фальши антимигрантской риторики властей Москвы, проблема перенаселения столицы мигрантами действительно существует и Собянину придётся решать эту проблему не на словах, а на деле.
6. Работа ЖКХ зимой 2012/2013; скандал с реагентами
К комплексу упомянутых выше проблем на дорогах столицы прибавилась ещё одна: снежные заторы на дорогах столицы в конце осени 2012 года — начале весны 2013 года. В дни, когда уровень осадков превышал обычные пределы, коммунальщики (в абсолютном большинстве — именно мигранты) не справлялись с дождём и снегом на дорогах. Результатом, опять-таки, стали пробки на дорогах, гололедица, трудная проходимость на пешеходных участках, и многое другое. Что, кроме увеличения числа автомашин в городе, стало причиной столь плохой работы коммунальщиков в этот период, непонятно: по опросам москвичей, в прежние зимние периоды они не испытывали таких затруднений на дорогах города даже в дни превышения нормы осадков. Это стало очередным «камнем в огород» московских властей.
Резонанс получил и другой скандальный инцидент, связанный с реагентами на дорогах Москвы в зимний период: жители столицы неоднократно жаловались на порчу кожаной обуви, которая портилась буквально на глазах и теряла свой первоначальный облик в мгновение ока. В конце зимы 2013 года общественники выступили с сенсационным заявлением о том, что в составе рассыпаемых по Москве реагентов присутствует радиоактивный элемент с периодом полураспада в несколько десятков миллионов лет. По их словам, эти реагенты имели в своём составе радиоактивный элемент, подрывающий здоровье не только людей, но и других живых организмов — например, животных. Заявление, впрочем, так и не нашло подтверждения: лаборатория, в которой якобы проводилось исследование, заявила, что им на экспертизу не поступало никаких реагентов, и такого анализа не проводилось. Несмотря на это, у москвичей по-прежнему остался вопрос по составу реагентов и, как следствие, необратимо испорченной обуви. Убедительного ответа официальных властей на эти тревоги не последовало.
Независимо от того, при сколь высокой или низкой явке (нижний порог, по закону, не определён) избирателей, то есть с какой долей легитимности победит Собянин на выборах мэра — перед новым градоначальником встанет вопрос урегулирования вышеозначенных проблем. Конечно, Москва — огромный мегаполис для того, чтобы разом решить все проблемы города, но жители столицы требуют ответов на свои резонансные вопросы здесь и сейчас.
Комментарии читателей (5):
И я бы ещё добавил к пунктам в статье новый асфальт, на 5 лет. Ведь Собянин по европейским опытам решил, что ямочный ремонт не пойдёт, а нужно переложить асфальт полностью и ремонтировать его только через 5 лет! Типа технологии новые, колейность меньше и прочие сказки. Это было в прошлом году. В нашем районе его конечно весь переложили. И, внимание. В этом году снова перекладывают.