ИА REX публикует статью эксперта по вопросам национальной безопасности, обороны и международным военным конфликтам, генерал-майора Сергея Канчукова. По мнению эксперта после осмысления угроз и характера потенциальной войны необходимо разработать План модернизации Российской армии, призванный обоснованно устранить все имеющиеся перекосы и укрепить обороноспособность страны.
Первое — политические шаги. Естественно, это поднятие престижа армии и защитников отечества. Это чисто политическая задача, и вполне решаемая, тем более, что есть огромный положительный опыт различных стран мира.
Второе — военные шаги. Это сама новая оперативно — техническая составляющая армии.
Третье — боеспособность войск, это само состояние укомплектованности, боевой обученности войск, способности их решать реальные боевые задачи.
Остановлюсь на самых важных более подробно.
Новая структура Вооружённых Сил РФ должна включать не три, как сейчас, а четыре вида вооруженных сил: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Войска ПВО страны.
Обоснованием для такого подхода служат несколько определений, это то, что наша страна чисто континентальная, имеющая огромную протяжённость границ. Второе, это необходимость полной ответственности за порученный участок, как говорится, от солдата — до маршала, в своём виде ВС. Как пример, объединение ВВС и ПВО полностью разрушило обе системы, несмотря на заверения некоторых руководителей. Третье — развитие теории боевого применения, развитие систем вооружения, способов и тактики действий.
Что возложить на ПВО страны (земля) — разработку Концепции противовоздушной (противоракетной) обороны. Созданное командование ВКО структурно должно входить в войска ПВО страны. Поручить создание полноценного сплошного радиолокационного поля над территорией всей страны от малых до предельных высот. Разработку теории противовоздушной операции с учётом новых форм и способов, новых видов оружия, новых требований по прикрытию территории страны в связи с развитием вооружений, особенно по их дальности применения, что будет существенно влиять на боеспособность армии и стойкость страны в целом. Постановку задач на разработку, принятие на вооружение систем ПВО, способных обнаруживать и поражать цели, маневрирующие на низких высотах на фоне земли. Осуществлять управление системой ПВО страны посредством владения объективной обстановкой и применением систем ПВО наземного базирования.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что возложить на ВВС (воздух) — разработана Концепция развития ВВС с учётом новых форм, способов и нового вооружения. На ВВС возложить, естественно, разработку теории, постановку задач. Ведь у нас до настоящего времени авиация слепая, не имеющая своей воздушной разведки (А-50 в одном экземпляре и Су-24МР не в счёт, так как его системы и вооружение основано на старых подходах). Разработку новых систем вооружения, способных адекватно отразить удары и нанести поражение противнику в воздухе и на земле.
Что возложить на Сухопутные войска (суша) — разработку Концепции развития и применения сухопутных войск на основе тяжёлого вооружения и борьбы с системами оружия. Закрепить способность отразить наземное вторжение любого противника, на любом стратегическом направлении силами регулярной армии с учетом развертывания резервных формирований. С этой целью:
В России должно быть воссоздано пять военных округов: Московский военных округ (штаб —Москва), Приволжско-Уральский военный округ (штаб — Екатеринбург) , Северо-Кавказский военный округ (штаб — Ростов на Дону), Сибирский военный округ (со штабом в Новосибирске, Красноярске, или Иркутске), Дальневосточный военный округ (штаб — Хабаровск). Это основные стратегические направления, на которых должны быть созданы командования, способные выполнить все возникающие задачи, на стратегических направлениях, как своими силами, так и с учётом усиления.
В структуре Сухопутных войск должно быть воссоздано Командование армейской авиацией, способной решать огромный пласт задач, на стыке «воздух-земля» при борьбе как с наземными целями на отдельных разобщённых направлениях, так и борьбе с аналогичным вооружением противника, участвуя в комплексном отражении или нанесении поражения противнику.
В России должна быть принята Концепция тяжёлого вооружения для мотострелковых соединений (тяжёлые БМП на базе танков с комплексом тяжёлого вооружения). Основной принцип — каждый солдат защищён в бою тяжёлой броней машины и каждый участвует в бою посредством тяжёлого вооружения. Личное оружие (автомат) применяется в крайних случаях или для непосредственного досмотра уничтоженного противника или захваченного объекта.
В России должна быть возвращена Концепция построения дивизионной структуры. Наряду с существующими бригадами следует создать и дивизионную структуру, но в новом качестве, как основу ударной группировки сухопутных войск. Дивизии должны быть в постоянной готовности, сокращённого состава и кадра (базы хранения). В новом облике, предложенном старым руководством полностью игнорировался как мировой, так и наш опыт Великой Отечественной войны, когда миллионы людей остались в тылу у противника, не имея возможности к сопротивлению.
Дивизия сокращённого состава (бывшая бригада), но с увеличенным штатом офицеров, прапорщиков.
Дивизия кадра: это оборудованная на участке местности, с использованием плит и построенных навесов площадка для размещения техники. Навесы предназначены, как для укрытия техники от непогоды, так и с целью скрыть истинное наличие техники и её состав. На территории базы складировано имущество на личный состав, вооружение, боеприпасы загружены в технику. База по периметру оборудована ограждением с видео-наблюдением, сигнализацией, установленными дистанционными пулеметными установками и прикрыта дистанционно управляемыми системами ПВО на базе «Панцирь 1С».
Охрану дивизии осуществляет Частная военная компания, которая по договору с МО осуществляет не только охрану базы, контроль состояния техники, её периодическое обслуживание и испытание в учебно—боевых условиях, а и подготовку личного состава на сборах, включая и офицерский состав. Штат базы — кадровые офицеры на основных руководящих должностях, находятся в штате вышестоящего организма с целью организации повседневной деятельности, обучения и периодического перемещения по ротации на другие должности (своего рода дополнительная теоретическая подготовка на данных должностях без отрыва от части, с возможным привлечением преподавателей военных академий).
Концепция перегруппировки сухопутных войск, должна строиться на способности самостоятельно осуществлять перегруппировку на любой театр военных действий в самое короткое время. С этой целью иметь другую организационно-штатную структуру соединений и частей, предусматривающую наличие в штате тягачей с полуприцепами.
Что возложить на ВМФ — это способность ведения разведки всех видов на акватории океанов и морей. Способность прикрыть территориальные воды и Арктический шельф. Участвовать в стратегическом сдерживании. Обеспечить прикрытие основных водных транспортных коммуникаций. Обеспечить возможность борьбы с авианосными группами, при их участии на стороне противника.
Дополнительно создать Командование Арктических сил, в современных условиях являющееся актуальным и необходимым органом управления при создании сил и средств, способных выполнять задачи в условия Арктики. Дислокацию определить в Санкт-Петербурге, вместо передислоцированного в Москву ЗВО. Это позволит осуществлять как руководство, так и взаимодействие в основном с Северным флотом и при необходимости с Тихоокеанским флотом.
— Создание Командования Сил специальных операций, под непосредственным подчинением МО, позволит иметь необходимое количество, подготовленных сил и средств, во взаимодействии с ВДВ для участия в вооруженном конфликте или КТО, как на территории страны, так и за её пределами, во взаимодействии с ФСБ, МВД, МЧС или структурами ОДКБ. Это вызвано, исходя из анализа положительного опыта применения спецназа ГРУ, особенно в ходе КТО, и его недостатков, полученных после передачи спецназа в состав Сухопутных войск, а так же исключительной важностью и первоочередностью необходимых мероприятий.
Это основные оперативно-стратегические вопросы, от решения которых будет зависеть дальнейшее укрепление обороноспособности страны.
Исходя из вышесказанного, основными конкретными направлениями в обеспечении обороноспособности страны следует исполнить.
В интересах разведки и ПВО страны
Создание и развёртывание системы активной наземной многопозиционной радиолокационной разведки с повышенной защищённостью от помех (Система РВП РЛС), с применением новых подходов размещения комплексов (в интересах ПВО).
Технология СТЕЛС, в сочетании с беспилотной авиацией и системами радиотехнической разведки установленной на летательные аппараты сделала бессмысленной разработку, изготовления и применение противовоздушных средств обороны с однопозиционными РЛС, полностью не защищёнными средствами ПВО.
Нужно подходить к вопросу создания системы разведки не как создание обособленной РЛС с заданными характеристиками, а создание системы разведки с комплексом датчиков другой физической природы и учётом всей базы знаний о действиях средств воздушно-космического нападения на разрабатываемую систему, противодействий со стороны вероятного противника. Такими могут быть радиолокационные комплексы «Алтай», 5Н87, 22Ж6, ПРВ13 по своим характеристикам обнаружения и работоспособности остающимися не превзойдёнными в России.
Конечно, при этом надо доукомплектовать их средствами радиотехнической разведки, акустической разведкой, оптическими средствами разведки, средствами просветной и теневой радиолокации и обеспечить новейшими системами радиосвязи и передачи информации на новой элементной базе мирового уровня. Система должна иметь прямое сопряжение со средствами защиты и поражения. Всё это должно быть высокомобильным и иметь малую заметность.
Создание и развёртывание пассивной Разведывательно-информационной системы на базе многопозиционной разведывательно-информационной системы (МРИС) в КВ и УКВ радиочастотных диапазонах на основе технологии обнаружения и местоопределения источников радиоизлучений (переизлучений) пассивными методами с элементами сверхразрешения и распознавания образов.
Создание поля радиоэлектронных помех для системы GPS с использованием автоматизированных постов разведки и БПЛА со средствами радиоэлектронной борьбы.
Системы БЛА в военное время нужны как носители средств РЭБ для борьбы с ВТО, с радиолокаторами системы ПРО, с авианосцами, особенно при возвращении на авианосец самолетов и подавление всех систем самолетов и ближней системы навигации авианосца TACAN. Для функционирования БЛА вполне достаточно только инерциальной системы наведения, не требующей высокой точности.
Размещение средств РЭБ на системах РЛС и МРИС, покрывающих всю территорию страны, позволит покрыть как зонтиком театр военных действий, и помимо нейтрализации высокоточного оружия (крылатых ракет «Томагавк», управляемых бомб с системой JDAM и др.), составляющих основу неядерной доктрины США и других стран НАТО, в условиях воздействия на них организованных радиоэлектронных помех перестает быть высокоточным. Из этого сразу же следует важнейший вывод: если какая-либо страна захочет защититься от высокоточного оружия, то над всей страной и на всём театре военных действий с помощью системы РЭБ нужно организовать сплошное электромагнитное поле помех для приёмников сигналов системы GPS. В этом случае коррекция полёта высокоточного оружия с помощью системы GPS станет невозможной, и высокоточное оружие будет иметь огромные промахи относительно целей, которые это оружие должно уничтожить.
Для ВВС
Передовыми и новыми одновременно, направлениями развития стратегической авиации России, могут быть:
Создание на базе самолётов Ан-148-100 и Ту-334 с использованием комплекса МРИС самолетов воздушной разведки. Сроки реализации данных проектов будут зависеть от сроков изготовления самих самолетов, а при модернизации существующих сокращены до минимума;
использование военно-транспортных самолетов в качестве носителей крылатых ракет большой дальности (стратегическая тяжёлая дальняя авиация);
использование военно-транспортной авиации в качестве носителей платформы для размещения ракет воздух-воздух большой, средней, а в интересах самообороны и малой дальности (стратегическая тяжёлая истребительная авиация);
использование самолётов военно-транспортной авиации в качестве носителей платформы для крылатых ракет воздух-поверхность, воздух-море (стратегическая тяжелая бомбардировочная ударная авиация, стратегическая тяжёлая противолодочная ударная авиация).
В качестве носителей стратегической тяжёлой авиации, необходимо использовать в качестве стратегических ракетоносцев существующие самолёты гражданской и военно-транспортной авиации. Носителями этой концепции могут быть самолёты: Ан-225 «Мрия», Ан-124 «Руслан», Ан-70, Ил-96, Ил-476, Ту-214, Ту-334, Бе-200.
Так, стратегический бомбардировщик Ту-95МС может взять на борт только 8 КРБД Х — 101, а предварительные расчёты показывают, что Ан-124 «Руслан», в зависимости от установленной системы запуска ракет — до 50 КР, это соответствует боевым возможностям 6 самолётов Ту-95МС, или 4 самолётам Ту-160.
В случае вооружения самолётного комплекса ракетами 9М723, от ОТК «Искандер», комплекс может иметь на борту 20 и более ракет.
При вооружении комплекса состоящего из самолёта Ан-124 «Руслан», ракетами воздух-воздух Р-37 и её новыми модификациями, с дальностью поражения свыше 300 км, количество ракет, загруженных в БК, может составить 120, что эквивалентно одновременным боевым возможностям 20 МиГ-31БМ применяющих такие ракеты.
Для Сухопутных войск
Создание тяжёлых БМП, вооруженных комплексами тяжёлого вооружения, способными вести борьбу с различными системами и уничтожать различные укрытия, действовать в городских условиях применяя принцип, выстрелил и забыл, имея один снаряд для многих задач и гуманность по отношению к окружающей среде. ТБМП с комплексом «Вена».
Всестороннее развитие и перевооружение систем артиллерийского вооружения, танкового вооружения на высокоточные боеприпасы систем «Смельчак» и «Сантиметр».
Для ССО
В интересах организации воздушной разведки на новых принципах:
— создание на базе вертолётов Ми-8 АМТШ и Ка-60 разведывательно-ударного комплекса КВ, УКВ и СВ перехвата и пеленгации с возможностью мгновенной реакции и открытия огня на поражение.
— создание на базе вертолёта Ка-52, разведывательно-ударного комплекса, оборудованного РЛС «Жук» и доработанной РЛС «Жук АФАР» до возможности распознавания одиночных и групповых целей типа человек для наблюдения под листву деревьев на удалении до 32 км;
— создание на базе Су-25 разведывательно-ударного комплекса Су-25 ПСШ (перспективный самолет-штурмовик) с многоцелевой РЛС воздух-земля и возможностью применения высокоточных боеприпасов.
— создание на базе самолета Ан-70 тяжёлого ударного самолёта, аналога американского АС-130Н Ganship.
— создание стратегического разведывательного БЛА с аппаратурой РЭБ и продолжительностью полёта 24-48 часов;
— создание стратегического разведывательно-ударного БЛА с продолжительностью полёта — 10-14 часов.
В заключение можно привести выдержку из книги Купцова А.Г. «Авиация: Нашу историю создали другие. Странная история оружия», — «Когда после 1917 года вновь образованный...КОМПОДИЗ (Комитет по делам изобретений) принял дела прежнего патентного ведомства, обнаружилось нечто интересное. Никому не нужные лежали свыше 2000 заявок на изобретения военного значения в разряде № - вооружение и боеприпасы. Все были приняты к рассмотрению и отвергнуты. Большинство из них датировано предвоенным временем и двумя годами военного периода».
эксперт ИА REX
Сергей Канчуков
Комментарии читателей (0):